СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

МБОУ г.Керчи РК «Школа №13»







Урок в 8 классе


«Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»




















Цели урока. Познакомить учащихся с организацией опо­вещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций — эвакуацией населения. Сформировать у них убеждение в необходимости готовиться к эвакуации заблаговременно.

Изучаемые вопросы

  1. Федеральная автоматизированная система централизо­ванного оповещения.

  2. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения.

  3. Локальная система оповещения.

  4. Эвакуация.

  5. Особенности организации эвакуации.

  6. Размещение эвакуированного населения.


Изложение учебного материала

1. Во вступительной части урока подчеркнуть значимость своевременного оповещения и информирования при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидролиз).

Система оповещения населения в чрезвычайных, ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем цен­трализованного оповещения. В настоящее время в стране дей­ствует 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.

2. Во второй части урока можно дать краткую характеристику федеральной системы оповещения, а также региональных и территориальных систем оповещения.

На территории всех субъектов Российской Федерации соз­даны территориальные системы централизованного оповеще­ния, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечи­вают оповещение более 90% населения за 30 мин. Для оповещения задействованы электросирены, проводное веща­ние, радио- и телевещание. При этом до 80% населения страны может быть оповещено менее чем за 5 мин.

3. Кроме централизованной системы оповещения, в рай­онах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и взрыво- и пожароопасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем. В настоящее время действует 568 локальных систем оповещения.

В заключение урока необходимо отметить, что в целом су­ществующие системы централизованного оповещения обеспе­чивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и насе­ления.

4. Начать изложение материла можно с определения понятия «эвакуация населения». Далее отметить задачи местных органов исполнительной власти в случае необходимости эвакуации населения.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями: укрытием людей в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, проведением медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

5. Рассмотреть особенности организации и проведения эвакуации, которые определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Кроме того, организация эвакуации зависит от таких факторов, как вид опасности, способ эвакуации, удаленность безопасного района, длительность проведения, время начала проведения.

Виды опасности: химическое, радиоактивное заражение (загрязнение), разрушения и катастрофическое затопление.

Способ эвакуации: транспортом, пешим порядком и комби­нированным способом.

Удаленность безопасного района: в пределах города, населенного пункта, района (локальная эвакуация); в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования (местная); в границах федерального округа, который объединя­ет несколько субъектов РФ (региональная); в пределах Россий­ской Федерации (государственная).

Длительность проведения: временная, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток, среднесрочная — до одного месяца; продолжительная — более одного месяца.

Время начала проведения: упреждающая (заблаговремен­ная) эвакуация; экстренная (безотлагательная) эвакуация.

6. Вначале отметить, что решение о необходимости прове­дения эвакуации населения принимают руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Они же несут ответственность за реальность ее планирования, качество организации и осуществление эвакуационных мероприятий.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматри­вается использование зданий и помещений общественных учре­ждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, тури­стических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.

В заключение урока необходимо отметить, что каждый человек, живущий в зоне повышенной опасности, в определен­ной степени должен быть готов к эвакуации.


Контрольные вопросы

  1. Какое значение для безопасности населения имеет свое­временное его оповещение и информирование о возникнове­нии чрезвычайной ситуации?

  2. Как организована автоматизированная система опове­щения о возникновении чрезвычайной ситуации населения в нашей стране?

  3. В каких районах и для каких целей создаются локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?

  4. Какими способами осуществляется оповещение населе­ния о возникновении чрезвычайной ситуации?

  5. Когда и для каких целей проводится эвакуация населе­ния из зоны чрезвычайной ситуации?

  6. Какие существуют виды эвакуации?

  7. В каких случаях проводится экстренная эвакуация? Пе­речислите ее особенности.

  8. Кто принимает решение на проведение эвакуации насе­ления из района чрезвычайной ситуации?

  9. Как подготовиться на случай возникновения необходи­мости эвакуироваться из района проживания?


Домашнее задание

Изучите § 6.1, 6.2 учебника.


Информация для работы


Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить:

  1. оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации;

  2. эвакуация людей из опасных зон и районов;

  3. инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др.

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидролизы), является его оповещение и информирование.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривает своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения.

В настоящее время вводится в эксплуатацию Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  1. федеральная система оповещения;

  2. региональные системы оповещения;

  3. территориальные системы оповещения;

  4. местные системы оповещения;

  5. локальные системы оповещения;

  6. объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).




Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.


Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  1. руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;

  2. диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;

  3. населения;

  4. органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;

руководству ГО города и сельских районов;

населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!