Социальная структура и социальные отношения.
Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними. (Социальная структура - внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними.)
| Виды дифференциации | | | | | | Экономическая: - уровень доходов; - уровень жизни; - бедные, богатые, средние слои | | Политическая: - управляющие и управляемые; - политические лидеры и масса | | Профессиональная: - профессии; - род деятельности и занятия; - престижные и непрестижные профессии, занятия | | Социальная дифференциация — это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. |
Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. | | Социальные группы | | | Большие - сословия, - классы, - социальные слои, - этнические общности, - профессиональные группы, -Др. | | Малые (непосредственный контакт ее членов) - семья, - школьный класс, -др. | |
Сословия - большие группы людей, различающиеся по и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и щимся по наследству.
Сословия древних обществ: Высшее или знатное Низшее или незнатное | Сословия средневекового общества: Духовенство Дворянство (рыцари) Третье сословие (горожане) |
Издавна мыслители задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой угнетенных и угнетателей.
Платон, размышляя над расслоением людей на богатых и бедных, считал, что государство представляет собой как бы два государства: одно составляют бедные, другое - богатые, и они живут вместе, строя друг другу всяческие козни.
Аристотель выделил не два, а три класса: первый класс - это класс очень богатых, другой - класс очень бедных, третий класс он называл средним.
К. Маркс в основу своей теории человека и общества положил противостояние между классом, обладающим средствами производства, и классом, не обладающим ими. Он подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами.
Макс Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как самостоятельные, но тесно взаимодействующие факторы, которые лежат в основе неравенства в любом обществе.
Классовое деление общества по М. Веберу
Рабочий класс, лишенный собственности, который продает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации
Не обладающие собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция
Собственники, получавшие от владения землей ренту, собственники шахт, «коммерческий класс» - предприниматели Управленцы
Мелкая буржуазия, т. е. класс мелких бизнесменов и торговцев
Современные теории социальной структуры. |
| | |
Классовая теория | | Теория стратификации |
Классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Признаки классов по В.И. Ленину Классами называются большие группы людей, которые различаются По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства (главный признак) По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства | Страты – социальные слои, которые различаются: — по уровню и источникам доходов; — по уровню образования; — по профессиям;- по бытовым условиям; — по включенности во властные структуры; — по отношениям к собственности; — по социальному престижу; — по самооценке своей позиции в обществе;— по качеству жизни. В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ). Важнейшие дифференцирующие признаки слоя (страты) Экономическое положение людей: наличие частной собственности • величина доходов • уровень материального благосостояния социальный престиж, авторитет, влияние• должности • роли • положение разделение труда• характер труда • уровень квалификации • профессиональное образование объем властных полномочий • должностное положение • обладание социально значимой информацией • виды и формы управленческой деятельности |
ТЕОРИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА
Основные классы в общественно-экономических формациях |
Первобытнообщинная формация | Рабовладельческая формация | Феодальная формация | Капиталистическая формация | Коммунистическая формация |
Социализм | Коммунизм |
Общество без классов | Рабовладельцы и рабы Эксплуататоры и эксплуатируемые | Феодалы и зависимые крестьяне | Буржуазия (капиталисты) и пролетариат | Рабочий класс и крестьянство | Общество без классов |
I
| Теории возникновения классов | | |
Биологическая | Распределительная | Организационно-техническая | Насилия | Марксистско-ленинская |
Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным | Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата) | Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т.е. в силу их различной роли в общественной организации труда | Разделение общества на классы произошло в результате политического, военного насилия | Классовое деление — результат появления (различными путями) частной собственности, которая приводит к имущественному неравенству |
Американский вариант социальной стратификации
Высший высший класс главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики | Высший класс |
ВЫСШИЙ КЛАСС - главный управляющий средней фирмы, инженера механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа |
ВЫСШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы | Средний клас |
СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, лужащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник |
НИЗШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник физического труда, служащий гостиницы, рабочий почты, полицейский, водитель грузовика | Низший класс |
СРЕДНИЙ НИЗШИЙ КЛАСС - водитель такси, среднеквалифированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар |
НИЗШИЙ НИЗШИЙ КЛАСС - судомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик |
В современном обществе можно выделить несколько уровней:
Высший класс – 3-4 %
Средний класс – 43-47 %
Рабочий класс – 43-51 %
Низший класс – 1-5 %
СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ (ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ)
Феодалы - крупные земельные собственники. В России их называют помещиками. Духовные (сословие духовенство) Светские (сословие дворяне) | Крестьяне Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне) Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы) |
Буржуазия — класс собственников средств производства, использующих наемный труд. Буржуазия по размеру прибыли крупная, средняя, мелкая
| Буржуазия по видам деятельности | |
/ | | | | |
Промышленная | | Торговая | Финансовая | | Сельская |
Это владельцы мануфактур, фабрик, заводов, других предприятий | | Это купечество | Это владельцы банков и ценных бумаг | | Это владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями) |
Пролетариат — (с греч. «пролес» — лишенный всего) — наемные рабочие.
| Пролетариат | |
| | | |
Промышленный | | Сельский, или батраки | | Пролетарии умственного труда |
Интеллигенция — социальная прослойка, слой людей умственного труда. (Гуманитарная, военная, научная, инженерно-техническая, творческая).
Отличительные черты интеллигенции: Наличие образования
Отсутствие собственности
Главное условие существования — умственный труд
Люмпены (пауперы) — люди без определенного места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия.
Социальная мобильность – возможностьперехода с одного уровня на другой, повыщая или понижая свой статус, либо из одной группы в другую на том же уровне. |
|
Горизонтальная Это переход в группу одного уровня Переход с одного места работы на другое, переезд с одного места жительства на другое, повторный брак, др. случаи | | Вертикальная - Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую |
|
Подъем От рабочего до владельца завода, др. случаи | Спуск От хозяина завода до наемного управляющего, др.случаи |
Социальная мобильность приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке соц групп. Это маргиналы.
Маргиналы — социальный слой людей, выпавших из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда).
Маргинализация
Отрицательная | | Положительная |
Кандидат наук чистит снег, физик торгует майонезом, др. случаи | | Кандидат наук - менеджер, физик, окончивший курсы по цветоводству, др. случаи |
Причины социальной мобильности: революции, войны, удовлетворение потребностей, влияние государства
Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.
Социальные лифты - это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой.
Социальные лифты, по П. Сорокину (американский социолог русского происхождения)
Армия Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон, О. Кромвель | Церковь Патриарх Никон, Папа Григорий VII (Гильдебранд) | Школа (образование) М.В. Ломоносов («архангельский мужик»), М. Лютер |
Новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты) | | |
| | |
Средства массовой информации (СМИ) А. Кашпировский, | Партийная или общественная деятельность А. Гитлер, И.В. Сталин, Ш. де Голль | Заключение брака с представителями высшего класса П. Ковалева-Жемчугова, Екатерина |
Социальные отношения — многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Номенклатура — это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющий коллективной собственностью.
Бюрократия — особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.
ЭЛИТА — высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.
Элитный — лучший.
Элитарный — привилегированный, престижный.
Виды элит |
Политическая Осуществляет власть и организует государственное управление | | Экономическая Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений | | Интеллектуальная Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть |
Многообразие современной элиты
- политическая, - экономическая, - административная, - военная, | - религиозная, - научная, - культурная, - спортивная, - другая |
Изменения социальных отношений в российском обществе.
К высшей страте можно отнести
- представителей нарождающейся буржуазии,
- государственного аппарата,
- интеллектуалы, занятые бизнесом.
Средний класс только формируется (предприниматели, высококвалифицированные трудящиеся)
Низшая страта – рабочие, занятые трудом средней и низшей квалификацией, канц. Служащие).
Основные тенденции в изменении социальной структуры.
Социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных.
Маргинализация.
Безработица.
Размывание интеллигенции, особенно в период «перестройки» ( уход из сферы умственного труда, «утечка мозгов).
Появление новых социальных групп (фермеров, предпринимателей).
Решение социальных проблем.
Широкие социальные права предоставляет Конституция РФ:
- социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей;
- каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного min,
- право на защиту от безработицы,
- право на жилище,
- на охрану здоровья,
- общедоступнось и бесплатность среднеготобразования,
- на конкурсной основе бесплатное высшее образование
Нации и межнациональные отношения.
Исторические формы общностей людей.
Формы общностей | Основные черты |
Род – коллектив родственников Первобытность | Кровнородственные т хозяйственные связи, все равны; родовая община; единый язык, верования, быт, культура; общие интересы, труд, орудия труда; выделяются старейшины. |
Племя - объединение нескольких родов Первобытность | Соседская община, совет старейшин-собственные территория, язык, название; общие быт, культура, труд, происхождение; длительное совместное существование |
Союз племен Первобытность | Замена кровнородственных связей на территориальные, смешение племен, старейшины и вожди имеют большую власть; общие язык, территория, верования, обычаи |
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, ультурой Древность и средневековье | Единая территория; общие язык, культура, быт |
Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этнического самосознания. Новейшее время | Единые экономика, психология, культура, национальные сознание и самосознание; общие ценности, институты, исторический путь |
Народ — этническая совокупность людей Современность и будущее | Общие территория, экономика, черты языка и культуры; единые психология, менталитет, исторические судьбы; самоназвание, сознание собственного единства и своего отличия от других подобных групп (самосознание) |
В мире народов, говорящих на самостоятельных языках или их диалектах, — от 3 до 5 тысяч.
В России проживают 130 национальностей.
Национальность — принадлежность человека к той или иной нации.
| Две тенденции в развитии наций | |
|
Дифференциация Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету национальной культуры, к раскрытию творческих сил, к национальному самосознанию. • Самоизоляция в целом • Протекционизм в экономике • Национализм в различных формах в политике и культуре • Религиозный фанатизм, экстремизм | интеграция Стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами. - Экономические и политические союзы - Транснациональные корпорации - Международные культурные и народные центры - Взаимопроникновение религий и культур, Напр, Европ сообщество (Европарламент, «евро»). |
Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему |
Тенденции способствуют прогрессу цивилизации, так как ведут к развитию и расцвету народов (к развитию человеческой личности)
Качественных показателей для определения национальности нет.
Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан
Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
Национальное самосознание — осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.
Общественно-национальные ценности — история народа,
— письменность,
— национальный язык,
— достижения в духовной культуре,
— национальный менталитет,
— обычаи и традиции.
Национальные конфликты |
1. По поводу спорных территорий 2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину 3. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами | | 1. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство 2. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (некоренная национальность) 3. Из-за произвольного изменения административных границ |
Причины конфликтов — спорные территории, — изгнание народа со своей территории или возвращение депортированного народа на свою историческую родину, — произвольное изменение административных границ, — насильственное включение территории народа в соседнее государство, — отсутствие у народа национальной государственности и его расчленение, -притеснение этническим большинством этнического меньшинства. - Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей. | Решение национальных вопросов и предотвращение национальных конфликтов. - Отказ от насилия и кровопролития в межнациональных отношениях - Отказ меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, в ведении иностранных дел, в борьбе с организованной преступностью - Создание национально-территориальной автономии и культурно-национальной автономии - Признание приоритета прав личности над правами государства и нации, т.е. обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности - Развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями - Участие третьей стороны в преодолении конфликтных ситуаций - Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов. - Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. |
Типы конфликтов
1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.
2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.
3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.
4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.
5. Противоречия исторического характера - последствия войн, ошибок в национальной политике.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов
1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Механизм предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов
Раннее прогнозирование ситуации ---- Принять необходимые меры
Предотвращение конфликтов, миротворческая деятельность
Смягчение напряженности и конституционное решение проблемы
Быстрое решение наиболее острых вопросов
Налаживание всеобъемлющего экономического сотрудничества
Переговорный процесс
Создание инфраструктуры духовного сотрудничества
Применение санкций
Напрвления национальной политики РФ
- Совершенствование национально-государственного устройства наций и народностей РФ
- Расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами Федерации
- Обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности
- Создание условий для свободного развития национальных культур, языков и традиций
- Создание цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтов
- Совершенствование механизма руководства
и управления национальными процессами в стране.
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений 1. Отказ от насилия и принуждения. 2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников. 3. Признание прав и свобод человека. 4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем. 5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства. Основные принципы национальной политики 1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального. 2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства. | 3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. 4. Неприятие любых форм шовинизма. Условия гармонизации национальных отношений 1. Наличие правового государства. 2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел. 3. Предоставление компактно расселённым меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги. 4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание и, вещание на языке этнического меньшинства. |
Национальные отношения — это отношения по поводу выживания и развития народов, проблем территорий, языка, духовной жизни народов, его традиций и др. Национальный вопрос — совокупность социальных и других проблем, порожденных гнетом одних наций другими и отсутствием равноправия народов. Национальная политика — это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями и народностями. Межнациональный конфликт — крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов. Самоопределение наций — право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего коллектива. Культурно-национальная автономия — широкое внутреннее самоуправление отдельной нации и полная самостоятельность в вопросах культуры. | Интернационализация — сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни. Интеграция экономическая — сближение национальных экономик с целью выравнивания уровней экономического развития. Интернационализм пролетарский — классовая солидарность трудящихся всех наций и рас в борьбе за освобождение от всех видов социального и национального угнетения. Ассимиляция — поглощение одной нации другой. Геноцид — систематическое истребление полностью или частично народов, наций, национальных групп. Национализм — идея превосходства одних наций над другими. Шовинизм — идея национальной исключительности, возвеличивание своей нации, противопоставление своей нации другим. Расизм — идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими. Геноцид – истребление отд народов по нац или иному признаку. |
Семья.
В.Даль Семья — совокупность близких родственников, живущих вместе СИ. Ожегов Семья — первичное подразделение, самая мелкая единица в составе какого-то объединения Д. Мердок (англ. социолог) Семья — социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем по крайней мере двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей | Э. Гидденс (англ. социолог) Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство — это отношения, возникающие при заключении брака или являющиеся следствием кровной связи между лицами. Брак — получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Семья — ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально-экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка Закон «О прожиточном минимуме в РФ» Семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство |
Семья – фундаментальный институт общества, придающий ему социальную стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья является малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. Семья является каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и статус детей.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной общностью, моралью и правовой ответственностью.
Брак – равноправный добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, заключённый для создания семьи, рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства.
Важнейшие функции семьи | | Репродуктивная | Это воспроизводство в численности детей численности родителей |
Воспитательная | Это решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи |
Хозяйственно-экономическая | Это ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми |
Рекреационная | Это создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация семейного досуга и отдыха |
Тип семьи по составу Простая, или малая, или нуклеарная семья Т.е. состоящая из супругов или супругов с неженатыми детьми | Расширенная семья Т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях | Сложная, или составная семья Т.е. состоящая из двух или более супружеских пар. В том числе большая патриархальная братская семья, т.е. включающая несколько поколений одного предка, образующая 3-5 и более супружеских пар, объединяющих 15, 20, 30 и более человек | Родительская семья, та, в кот человек родился. | Тип семьи по семейным обязанностям и лидерству Традиционная (патриархальная семья) - экономическая зависимость женщины от мужчины; - четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций); - главенство мужчины в семье | Нетрадиционная эксплуататорская семья - равное участие мужчины и женщины в общественном труде; - домашние обязанности возложены на женщину | Репродуктивная – семья, кот человек образует став взрослым. |
Кризис семьи | |
Существует: сокращается число раков, растет число разводов, все больше детей рождаются у одиноких женщин | | О. Здравомыслова, социолог: «Кризиса семьи нет, семья - это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть - это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья» |
Реальные изменения современной семьи |
1. Изменение системы власти | Общество готово принять не только семью, где власть распределена, но и ту, где женщина и кормит, и обеспечивает, и командует |
2. Уменьшение семьи до «нуклеарной» | Все меньше семей, по 3—4 поколения живущих вместе, включая других родственников. Сейчас семья чаще всего состоит из отца, матери и, возможно, ребенка |
3. Фактическое исчезновение понятия «многодетность» | Сегодня наличие трех детей удивляет и радует. Все большее количество супругов готово ограничиться одним ребенком |
Экономическая причина сокращения числа детей
Большая часть человеческой истории. Семья как производственная ячейка Дети как дополнительный источник прибыли. | Сегодня Семья как потребляющая ячейка. Дети как дорогой товар, стоимость которого стремительно растет . |
Семейная политика — это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения.
Государственная семейная политика включает
- пособия и финансовые льготы,
- отпуска для родителей по уходу за маленькими и большими детьми,
- создание дошкольны х детских учреждений,
- различный режим рабочего дня для нужд семьи,
- включение времени ухода за детьми в трудовой стаж,
- поддержка усыновления сирот,
- стимулирование многодетности или низкой рождаемости и другое.
Дети и молодежь
Ст. 54., п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».
Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп
Две стадии становления ребенка: Биологическая, 9 месяцев в утробе матери
Социальная, 17-18 лет
Периодизация социальной стадии
Преддошкольный, дошкольный возраст. | От рождения до 1 года Раннее младенчество | Период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации |
От 1 года до 3 лет Собственно младенчество | Период плодотворного и интенсивного накопления социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов |
От З до 6 лет Раннее детство (переход из младенчества в детство) | Период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру |
Младший школьный возраст. | От 6 до 8 лет Собственно детство | Период завершения первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учеб труду |
От 8 до 11 лет Предподростко-вый возраст (зрелое детство) | Период накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству |
Сред шк возраст | От 11 до14 лет Отрочество (подростковый возраст) | Это новый качественный период в становлении человека: в физиологическом отношении — половое созревание, в психологическом — личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности |
Старший шк возр | От 14 до 18 лет Юношество | Период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности |
Тинейджер — в западной психологии обозначение возраста, оканчивающегося на «teen» (thirteen — nineteen), т.е. с 13 до 19 лет.
Несовершеннолетний — лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Молодежь — социально-демографическая (возрастная) группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.
Права и свободы несовершеннолетних |
|
Право на выживание | Право на развитие | Право на защиту |
| | |
Право на жизнь Право на охрану и восстановление здоровья Право на социальное обеспечение Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития Право на отдых, досуг Другие права | Право свободно выражать свои взгляды и мнение Право искать, получать и передавать информацию Свобода мысли, совести, религии Свобода ассоциаций и мирных собраний Право на личную и семейную жизнь, честь, репутацию, тайну корреспонденции, неприкосновенность жилища Право на образование Право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни | Право знать своих родителей и не разлучаться с ними Право на заботу родителей Право на сохранение своей индивидуальности Право на воссоединение с семьей, право поддерживать контакты с родителями Право на защиту от физического, психологического и сексуального насилия, пыток, оскорблений Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию Право на защиту от похищения и торговли в любой форме Другие права |
Права молодежи
- Право на участие в формировании и реализации государственной и общественной политики
- Право на самостоятельное разрешение собственных «молодежных» проблем: бытового устройства, труда и занятости, образования, семейного благополучия, борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией
- Право на создание молодежных объединений и движений
- Право на гарантированное получение социальных услуг: по обучению, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, на поддержку предпринимательской деятельности, на предоставление жилищных, финансовых льгот и субсидий, на льготный режим посещения культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, на льготный проезд в транспорте, на участие в молодежном туризме и международном молодежном обмене
- Право на социальную и правовую защищенность как средство восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса, запрет дискриминации по мотивам возраста
Переход от молодости к зрелости (окончание молодости).
Критерии зрелости
Социологические Сам себя обеспечивает средствами существования Распоряжается деньгами независимо от других Самостоятелен в выборе образа жизни Проживает независимо от родителей | Правовые Способность отвечать перед законом Допуск к голосованию на выборах Разрешение на вступление в брак |
Психолого-педагогические Готовность к участию в общественно-производственной деятельности Готовность к гражданской ответственности Психическая и нравственно-эстетическая зрелость |
Инфантилизм — сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.
Закон РФ «Об образовании»: общедоступность и бесплатность общего среднего (полного) и нач проф-тех образования;
На конкурсной основе бесплатное среднее проф-тех образование и высшее образование.
Социальный статус личности.
Социальный статус — это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствиис возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Каждому статусу соответствует набор ролей. Социальная роль — это совокупность социальных функций, выполняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нормой поведения; это модель поведения, направленная на осуществление прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Основные роли: роль труженика, собственника, потребителя, гражданина, члена семьи.
Социальный статус охватывает различные показатели положения личности: профессию, квалификацию, должность, мат положение, политическое влияние, партийная принадлежность, религиозность, возраст, семейное положение……
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитет — это степень признания людьми личных и деловых качеств человека;
(Престижна профессия, должность, р-н проживания…; авторитетен конкретный человек)
Социальная адаптация — это активное приспособление человека к новой социальной среде.
Социальная среда — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Социальный статус | | |
| | | |
Предписанный Связан с рождением человека. Это прирожденный или наследуемый статус | Достигаемый Связан с активностью человека, его собственными усилиями по приобретению положения в обществе | Личный Связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) |
Личность имеет возможность влиять на свой статус.
Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта.
Агенты социализации - это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Семья Институты социализации Группы по интересам
Дошкольные Школа Трудовые Неформальные
учреждения коллективы объединения
Агенты социализации | Функции агентов социализации |
Агенты первичной социализации -- близкие | Агенты вторичной социализации - руководители и официальные представители государства и его органов | обучение | контроль |