СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект Социальная сфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект содержит информацию о социальной сфере: социальные группы и слои, классы, социальная мобильность, социальные лифты, социальный статус, социальная роль и др.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект Социальная сфера»

Социальная структура и социальные отношения.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними. (Социальная структура - внутреннее устройство общества, сово­купность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих об­щностей и отношений между ними.)


Виды дифференциации






Экономическая:

- уровень доходов; - уровень жизни;

- бедные, богатые, средние слои


Политическая:

- управляющие и управляемые;

- политические лидеры и масса


Профессиональная:

- профессии;

- род деятельности и занятия;

- престижные и непрестижные профессии, занятия


Социальная дифференциация — это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающи­еся по объему и характеру прав, привилегий и обязанностей, пре­стижа и влияния.



Социальные группы — относительно устойчивые совокупности лю­дей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.



Социальные группы



Большие

- сословия, - классы, - социальные слои, - этнические общности, - профессиональные группы, -Др.


Малые (непосредственный контакт ее членов)

- семья, - школьный класс, -др.



Сословия - большие группы людей, различающиеся по и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и щимся по наследству.

Сословия древних обществ: Высшее или знатное

Низшее или незнатное


Сословия средневекового общества: Духовенство

Дворянство (рыцари)

Третье сословие (горожане)

Издавна мыслители задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой угнетенных и угнетателей.

Платон, размышляя над расслоением людей на богатых и бед­ных, считал, что государство представляет собой как бы два госу­дарства: одно составляют бедные, другое - богатые, и они живут вместе, строя друг другу всяческие козни.

Аристотель выделил не два, а три класса: первый класс - это класс очень богатых, другой - класс очень бедных, третий класс он называл средним.

К. Маркс в основу своей теории человека и общества положил противостояние между классом, обладающим средствами произ­водства, и классом, не обладающим ими. Он подчеркивал, что ис­точником социального развития выступает борьба между антаго­нистическими общественными классами.

Макс Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как самостоятельные, но тесно взаимодействующие факторы, которые лежат в основе неравенства в любом обществе.

Классовое деление общества по М. Веберу

Рабочий класс, лишенный собст­венности, кото­рый продает на рынке свои услу­ги и дифференци­руется по уровню квалификации

Не обладающие соб­ственности «белые воротнички»: техни­ческие специалисты и интеллигенция

Собственники, по­лучавшие от владе­ния землей ренту, собственники шахт, «коммерческий класс» - предпри­ниматели Управленцы

Мелкая буржуазия, т. е. класс мелких биз­несменов и торговцев


Современные теории социальной структуры.




Классовая теория


Теория стратификации


Классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных

интересов.

Признаки классов по В.И. Ленину

Классами называются большие группы людей, которые различаются

По месту в системе общественного производства

По отношению к средствам производства (главный признак)

По роли в общественной организации труда

По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства

Страты – социальные слои, которые различаются:

— по уровню и источникам доходов;

— по уровню образования; — по профессиям;- по бытовым условиям;

— по включенности во властные структуры;

— по отношениям к собственности; — по социальному престижу;

— по самооценке своей позиции в обществе;— по качеству жизни.

В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ).

Важнейшие дифференцирующие признаки слоя (страты)

Экономическое положение людей: наличие част­ной собственно­сти • величина до­ходов • уровень мате­риального бла­госостояния

социальный престиж, авто­ритет, влияние• должности

• роли • положение

разделение труда• характер труда • уровень квалифика­ции • профессио­нальное об­разование

объем властных полномочий • должностное по­ложение

• обладание соци­ально значимой информацией

• виды и формы управленческой деятельности

ТЕОРИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА

Основные классы в общественно-экономических формациях

Первобытно­общинная формация

Рабовладельческая формация

Феодальная формация

Капиталистическая формация

Коммунистическая формация

Социализм

Коммунизм

Общество без классов

Рабовладельцы и рабы

Эксплуататоры и эксплуатируемые

Феодалы и зависимые крестьяне

Буржуазия (капиталисты) и пролетариат

Рабочий класс и крестьянство

Общество без классов

I


Теории возникновения классов



Биологическая

Распределительная

Организационно-техническая

Насилия

Марксистско-ленинская

Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического нера­венства людей, биологиче­ски неполноценные неиз­бежно попадают в подчине­ние к сильным, избранным

Классы существуют в силу различных ис­точников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зар­плата)

Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т.е. в силу их различной роли в общественной органи­зации труда

Разделение об­щества на клас­сы произошло в результате по­литического, военного наси­лия

Классовое деление — результат появления (различными путями) частной собственно­сти, которая приво­дит к имущественно­му неравенству


Американский вариант социальной стратификации

Высший высший класс

главные управляющие общенациональных

корпораций, совладельцы престижных фирм, высшие

военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики

Высший класс

ВЫСШИЙ КЛАСС - главный управляющий

средней фирмы, инженера механик, газетный издатель,

врач с частной практикой, практикующий юрист,

преподаватель колледжа

ВЫСШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - банковский

кассир, преподаватель муниципального колледжа,

управляющий среднего звена, учитель средней школы

Средний клас

СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - банковский служащий,

дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии,

лужащий страховой компании, управляющий универсама,

квалифицированный плотник

НИЗШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС - автомеханик, парикмахер,

бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник

физического труда, служащий гостиницы, рабочий почты,

полицейский, водитель грузовика

Низший класс

СРЕДНИЙ НИЗШИЙ КЛАСС - водитель такси,

среднеквалифированный рабочий, бензозаправщик,

официантка, швейцар

НИЗШИЙ НИЗШИЙ КЛАСС - судомойка, домашняя прислуга,

садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик


В современном обществе можно выделить несколько уровней:

Высший класс – 3-4 %

Средний класс – 43-47 %

Рабочий класс – 43-51 %

Низший класс – 1-5 %



СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ (ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ)

Феодалы - крупные земельные собственники. В России их на­зывают помещиками.

Духовные (сословие духовенство)

Светские (сословие дворяне)

Крестьяне Как класс феодального общества (зависимые

или крепостные крестьяне)

Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы)

Буржуазия — класс собственников средств производства, испо­льзующих наемный труд. Буржуазия по размеру прибыли крупная, средняя, мелкая


Буржуазия по видам деятельности


/





Промышленная


Торговая

Финансовая


Сельская

Это владельцы мануфактур, фабрик, заводов, других предприятий


Это купечество

Это владельцы банков и ценных бумаг


Это владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями)

Пролетариат — (с греч. «пролес» — лишенный всего) — наемные рабочие.


Пролетариат






Промышленный


Сельский, или батраки


Пролетарии умственного труда


Интеллигенция — социальная прослойка, слой людей умствен­ного труда. (Гуманитарная, военная, научная, инженерно-техническая, творческая).

Отличительные черты интеллигенции: Наличие образования

Отсутствие собственно­сти

Главное условие суще­ствования — умствен­ный труд

Люмпены (пауперы) — люди без определенного места жительст­ва, без постоянного дохода, без постоянного занятия.


Социальная мобильность – возможностьперехода с одного уровня на другой, повыщая или понижая свой статус, либо из одной группы в другую на том же уровне.


Горизонтальная

Это переход в группу одного уровня

Переход с одного места работы на другое, переезд с одного места жительства на другое, повторный брак, др. случаи



Вертикальная - Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую


Подъем

От рабочего до владельца завода, др. случаи

Спуск

От хозяина завода до наемного управляющего, др.случаи


Социальная мобильность приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке соц групп. Это маргиналы.

Маргиналы — социальный слой людей, выпавших из своей тра­диционной социальной среды (временно или навсегда).

Маргинализация

Отрицательная


Положительная

Кандидат наук чистит снег, физик торгует майонезом, др. случаи


Кандидат наук - менеджер, физик, окончивший курсы по цветоводству, др. случаи


Причины социальной мобильности: революции, войны, удовлетворение потребностей, влияние государства


Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.


Социальные лифты - это социальные механизмы, перемещаю­щие людей из одного социального слоя в другой.

Социальные лифты, по П. Сорокину (американский социолог русского происхождения)

Армия

Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон, О. Кромвель

Церковь

Патриарх Никон, Папа Григорий VII (Гильдебранд)

Школа (образование)

М.В. Ломоносов («архангельский мужик»), М. Лютер




Новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты)






Средства массовой информации (СМИ)

А. Кашпировский,

Партийная или общественная деятельность

А. Гитлер, И.В. Сталин, Ш. де Голль

Заключение брака с представителями высшего класса

П. Ковалева-Жемчугова, Екатерина



Социальные отношения — многообразные связи между социаль­ными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и де­ятельности.

Номенклатура — это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющий коллективной собствен­ностью.

Бюрократия — особая социальная группа чиновников, осущест­вляющих государственную власть.

ЭЛИТА — высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социаль­но-экономическую и культурную политику.

Элитный — лучший.

Элитарный — привилегированный, престижный.

Виды элит

Политическая

Осуществляет власть и организует государственное управление


Экономическая

Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений


Интеллектуальная

Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть

Многообразие современной элиты

- политическая, - экономическая,

- административная, - военная,

- религиозная, - научная,

- культурная, - спортивная, - другая



Изменения социальных отношений в российском обществе.

К высшей страте можно отнести

- представителей нарождающейся буржуазии,

- государственного аппарата,

- интеллектуалы, занятые бизнесом.

Средний класс только формируется (предприниматели, высококвалифицированные трудящиеся)

Низшая страта – рабочие, занятые трудом средней и низшей квалификацией, канц. Служащие).


Основные тенденции в изменении социальной структуры.

  1. Социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных.

  2. Маргинализация.

  3. Безработица.

  4. Размывание интеллигенции, особенно в период «перестройки» ( уход из сферы умственного труда, «утечка мозгов).

  5. Появление новых социальных групп (фермеров, предпринимателей).



Решение социальных проблем.

Широкие социальные права предоставляет Конституция РФ:

- социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей;

- каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного min,

- право на защиту от безработицы,

- право на жилище,

- на охрану здоровья,

- общедоступнось и бесплатность среднеготобразования,

- на конкурсной основе бесплатное высшее образование



Нации и межнациональные отношения.

Исторические формы общностей людей.

Формы общностей

Основные черты

Род – коллектив родственников

Первобытность

Кровнородственные т хозяйственные связи, все равны; родовая община; единый язык, верования, быт, культура; общие интересы, труд, орудия труда; выделяются старейшины.

Племя - объединение нескольких родов

Первобытность

Соседская община, совет старейшин-собственные территория, язык, назва­ние; общие быт, культура, труд, про­исхождение; длительное совместное существование

Союз племен

Первобытность

Замена кровнородственных связей на территориальные, смешение племен, старейшины и вожди имеют большую власть; общие язык, территория, веро­вания, обычаи

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, ультурой

Древность и средневековье

Единая территория; общие язык, культура, быт


Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Новейшее время

Единые экономика, психология, куль­тура, национальные сознание и само­сознание; общие ценности, институ­ты, исторический путь


Народ — этническая совокупность людей

Современность и будущее

Общие территория, экономика, черты языка и культуры; единые психология, менталитет, исторические судьбы; са­моназвание, сознание собственного единства и своего отличия от других подобных групп (самосознание)


В мире народов, говорящих на самостоятельных языках или их диалектах, — от 3 до 5 тысяч.

В России проживают 130 национальностей.


Национальность — принадлежность человека к той или иной нации.


Две тенденции в развитии наций



Дифференциация

Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету национальной культуры, к раскрытию творческих сил, к национальному самосознанию.

• Самоизоляция в це­лом

• Протекционизм в экономике

• Национализм в раз­личных формах в политике и куль­туре

• Религиозный фана­тизм, экстремизм

интеграция

Стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами.

- Экономические и политические союзы

- Транснациональ­ные корпорации

- Международные культурные и на­родные центры

- Взаимопроникно­вение религий и культур,

Напр, Европ сообщество (Европарламент, «евро»).


Глобализация - исторический процесс сближе­ния наций и народов, между которыми постепенно сти­раются традиционные гра­ницы, и человечество пре­вращается в единую поли­тическую систему

Тенденции способствуют прогрессу цивилизации, так как ведут к развитию и расцвету народов (к развитию человеческой личности)

Качественных показателей для определения национальности нет.

Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан

Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».


Национальное самосознание — осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.

Общественно-национальные ценности — история народа,

— письменность,

— национальный язык,

— достижения в духовной культуре,

— национальный менталитет,

— обычаи и традиции.

Национальные конфликты

1. По поводу спорных террито­рий

2. Из-за изгнания народа со сво­ей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину

3. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между дру­гими государствами


1. Из-за насильственного включе­ния территории народа в сосед­нее государство

2. Между этническим большинст­вом и компактно проживающим меньшинством (некоренная на­циональность)

3. Из-за произвольного измене­ния административных гра­ниц


Причины конфликтов

— спорные территории,

— изгнание народа со своей территории или возвращение депортированного

народа на свою историческую родину,

— произвольное изменение административных границ,

— насильственное включение территории народа в соседнее государство,

— отсутствие у народа национальной государственности и его расчленение,

-притеснение этническим большинством этнического меньшинства.

- Непродуманная или намеренно экстремистская политика ря­да деятелей.

Решение национальных вопросов и предотвращение

национальных конфликтов.

- Отказ от насилия и кровопролития в межнациональных отношениях

- Отказ меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, в ведении иностранных дел, в борьбе с организованной преступностью

- Создание национально-территориальной автономии и культурно-национальной автономии

- Признание приоритета прав личности над правами государства и нации, т.е. обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности

- Развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями

- Участие третьей стороны в преодолении конфликтных ситуаций

- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выра­ботка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

- Проведение лояльной, продуманной политики учета интере­сов всех народов и народностей.


Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, созда­ние независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, об­раза жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера - последствия войн, ошибок в национальной политике.


Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их мето­дами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (нацио­нальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.


Механизм предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов

Раннее прогнозирование ситуации ---- Принять необходимые меры

Предотвращение конфлик­тов, миротворческая дея­тельность

Смягчение напряженности и кон­ституционное решение проблемы

Быстрое решение наиболее острых вопросов

Налаживание всеобъемлющего экономического сотрудничества

Переговорный процесс

Создание инфраструктуры духовно­го сотрудничества

Применение санкций


Напрвления национальной политики РФ

- Совершенствование национально-государственного устройства наций и народностей РФ

- Расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами Федерации

- Обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности

- Создание условий для свободного развития национальных культур, языков и традиций

- Создание цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтов

- Совершенствование механизма руководства

и управления национальными процессами в стране.



Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональ­ных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения на­ционального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на об­разование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами на­циональной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.


Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, призна­ние за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселённым меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание и, вещание на языке этнического меньшинства.


Национальные отношения — это отношения по поводу выжива­ния и развития народов, проблем территорий, языка, духовной жиз­ни народов, его традиций и др.

Национальный вопрос — совокупность социальных и других проблем, порожденных гнетом одних наций другими и отсутствием равноправия народов. Национальная политика — это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями и народностями.

Межнациональный конфликт — крайнее обострение противоре­чий между народами при защите своих национальных интересов.

Самоопределение наций — право любой нации на свободное от­деление от других национальных и многонациональных коллекти­вов и на образование своего коллектива.

Культурно-национальная автономия — широкое внутреннее са­моуправление отдельной нации и полная самостоятельность в во­просах культуры.


Интернационализация — сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.

Интеграция экономическая — сближение национальных эконо­мик с целью выравнивания уровней экономического развития.

Интернационализм пролетарский — классовая солидарность тру­дящихся всех наций и рас в борьбе за освобождение от всех видов социального и национального угнетения.

Ассимиляция — поглощение одной нации другой.

Геноцид — систематическое истребление полностью или частич­но народов, наций, национальных групп.

Национализм — идея превосходства одних наций над другими.

Шовинизм — идея национальной исключительности, возвели­чивание своей нации, противопоставление своей нации другим.

Расизм — идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими.

Геноцид – истребление отд народов по нац или иному признаку.




Семья.




В.Даль

Семья — совокуп­ность близких род­ственников, живу­щих вместе

СИ. Ожегов

Семья — первич­ное подразделение, самая мелкая еди­ница в составе ка­кого-то объедине­ния


Д. Мердок (англ. социолог) Семья — социальная группа, характеризую­щаяся совместным про­живанием, общим веде­нием хозяйства и воспро­изводством обоих полов, причем по крайней мере двое из нее поддержива­ют социально одобрен­ные сексуальные отно­шения и имеют одного или более собственных или приемных детей


Э. Гидденс (англ. социолог) Семья — это группа людей, связанных прямыми родствен­ными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Родство — это отношения, возникающие при заключе­нии брака или являющиеся следствием кровной связи между лицами. Брак — получивший призна­ние и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Семья — ячейка общества, со­стоящая из людей, которые под­держивают друг друга одним или несколькими способами, например, социально-экономи­чески или психологически (лю­бовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляют­ся друг с другом как поддержи­вающая ячейка


Закон «О прожиточном минимуме в РФ» Семьей признаются лица, связанные род­ством и (или) свойст­вом, совместно про­живающие и ведущие совместное хозяйство



Семья – фундаментальный институт общества, придающий ему социальную стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья является малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. Семья является каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и статус детей.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной общностью, моралью и правовой ответственностью.

Брак – равноправный добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, заключённый для создания семьи, рождения и воспитания детей, ведения общего хозяйства.


Важнейшие функции семьи


Репродуктивная

Это воспроизводство в численности детей численности родителей

Воспитательная

Это решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи

Хозяйственно-экономическая

Это ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми

Рекреационная

Это создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация семейного досуга и отдыха


Тип семьи по составу

Простая, или

малая, или

нуклеарная семья

Т.е. состоящая

из супругов

или супругов

с неженатыми

детьми

Расширенная

семья

Т.е. включающая

супружескую

пару

с детьми и

родственников,

не находящихся

друг с другом

в брачных

отношениях

Сложная,

или составная семья

Т.е. состоящая из двух или более супружеских пар. В том числе большая патриархальная

братская семья, т.е. включающая несколько

поколений одного предка,

образующая 3-5 и более супружеских пар,

объединяющих 15, 20, 30 и более человек

Родительская семья, та, в кот человек родился.

Тип семьи по семейным обязанностям и лидерству

Традиционная

(патриархальная

семья)

- экономическая

зависимость женщины от

мужчины;

- четкое разделение

и закрепление мужских

и женских обязанностей

(функций);

- главенство мужчины в семье

Нетрадиционная

эксплуататорская

семья

- равное участие

мужчины и женщины

в общественном

труде;

- домашние обязанности

возложены на женщину

Репродуктивная – семья, кот человек образует став взрослым.


Кризис семьи


Существует: сокращается число раков,

растет число разводов,

все больше детей рождаются у одиноких женщин


О. Здравомыслова, социолог: «Кризиса семьи нет, семья - это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть - это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья»


Реальные изменения современной семьи

1. Изменение системы вла­сти

Общество готово принять не только семью, где власть распределена, но и ту, где женщина и кормит, и обеспечивает, и командует

2. Уменьшение семьи до «нуклеарной»

Все меньше семей, по 3—4 поколения живущих вместе, включая других родственников. Сейчас семья чаще всего состоит из отца, матери и, воз­можно, ребенка

3. Фактическое исчезнове­ние понятия «многодет­ность»

Сегодня наличие трех детей удивляет и радует. Все большее количество супругов готово огра­ничиться одним ребенком


Экономическая причина сокращения числа детей


Большая часть человеческой истории.

Семья как производственная ячейка

Дети как дополнительный источник прибыли.

Сегодня

Семья как потребляющая ячейка. Дети как дорогой товар, стоимость которого стремительно растет .


Семейная политика — это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и се­мейного поведения.

Государственная семейная политика включает

- пособия и финансовые льготы,

- отпуска для родителей по уходу за маленькими и большими детьми,

- создание дошкольны х детских учреждений,

- различный режим рабочего дня для нужд семьи,

- включение времени ухода за детьми в трудовой стаж,

- поддержка усыновления сирот,

- стимулирование многодетности или низкой рождаемости и другое.


Дети и молодежь

Ст. 54., п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадца­ти лет (совершеннолетия)».

Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп

Две стадии становления ребенка: Биологическая, 9 месяцев в утробе матери

Социальная, 17-18 лет

Периодизация социальной стадии


Преддошкольный, дошкольный возраст.

От рожде­ния до 1 года

Раннее младен­чество

Период первоначального приспо­собления и приведения в готов­ность сущностных сил к первона­чальной адаптации

От 1 года до 3 лет

Собственно младенчество

Период плодотворного и интен­сивного накопления социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов

От З до 6 лет

Раннее детство (переход из мла­денчества в дет­ство)

Период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном про­странстве, формирования основ­ных черт характера и отношения к окружающему миру

Младший школьный возраст.

От 6 до 8 лет

Собственно дет­ство


Период завершения первоначаль­ного созревания физиологических и психологических структур го­ловного мозга, дальнейшее накоп­ление физических, нервно-физио­логических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическо­му учеб труду

От 8 до 11 лет

Предподростко-вый возраст (зре­лое детство)

Период накопления физических и духовных сил для перехода к отро­честву



Сред шк возраст

От 11 до14 лет

Отрочество

(подростковый возраст)

Это новый качественный период в становлении человека: в физиоло­гическом отношении — половое созревание, в психологическом — личностное самосознание, созна­тельное проявление индивидуаль­ности

Старший шк возр

От 14 до 18 лет

Юношество


Период завершения физического и психического созревания, со­циальной готовности к общест­венно полезному производитель­ному труду и гражданской ответ­ственности



Тинейджер — в западной психологии обозначение возраста, оканчивающегося на «teen» (thirteen — nineteen), т.е. с 13 до 19 лет.

Несовершеннолетний — лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Молодежь — социально-демографическая (возрастная) группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относи­тельной самостоятельностью в некоторых вопросах.

Права и свободы несовершеннолетних


Право на выживание

Право на развитие


Право на защиту




Право на жизнь

Право на охрану и восстановление здоровья

Право на социальное обеспечение

Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития

Право на отдых, досуг

Другие права


Право свободно выражать свои взгляды и мнение

Право искать, получать и передавать информацию

Свобода мысли, совести, религии

Свобода ассоциаций и мирных собраний

Право на личную и семейную жизнь, честь, репутацию, тайну корреспонденции, неприкосновенность жилища

Право на образование

Право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни


Право знать своих родителей и не разлучаться с ними

Право на заботу родителей

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на воссоединение с семьей, право поддерживать контакты с родителями

Право на защиту от физического, психологического и сексуального насилия, пыток, оскорблений

Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию

Право на защиту от похищения и торговли в любой форме

Другие права


Права молодежи

- Право на участие в формировании и реализации государственной и общественной политики

- Право на самостоятельное разрешение собственных «молодежных» проблем: бытового устройства, труда и занятости, образования, семейного благополучия, борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией

- Право на создание молодежных объединений и движений

- Право на гарантированное получение социальных услуг: по обучению, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, на поддержку предпринимательской деятельности, на предоставление жилищных, финансовых льгот и субсидий, на льготный режим посещения культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, на льготный проезд в транспорте, на участие в молодежном туризме и международном молодежном обмене

- Право на социальную и правовую защищенность как средство восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса, запрет дискриминации по мотивам возраста


Переход от молодости к зрелости (окончание молодости).

Критерии зрелости

Социологические

Сам себя обеспечивает средствами существования

Распоряжается деньгами независимо от других

Самостоятелен в выборе образа жизни

Проживает независимо от родителей

Правовые

Способность отвечать перед законом

Допуск к голосованию на выборах

Разрешение на вступление в брак


Психолого-педагогические

Готовность к участию в общественно-производственной деятельности

Готовность к гражданской ответственности

Психическая и нравственно-эстетическая зрелость

Инфантилизм — сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.


Закон РФ «Об образовании»: общедоступность и бесплатность общего среднего (полного) и нач проф-тех образования;

На конкурсной основе бесплатное среднее проф-тех образование и высшее образование.







Социальный статус личности.


Социальный статус — это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствиис возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Каждому статусу соответствует набор ролей. Социальная роль — это совокупность социальных функций, вы­полняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нор­мой поведения; это модель поведения, направленная на осуществление прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Основные роли: роль труженика, собственника, потребителя, гражданина, члена семьи.

Социальный статус охватывает различные показатели положения личности: профессию, квалификацию, должность, мат положение, политическое влияние, партийная принадлежность, религиозность, возраст, семейное положение……


Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.

Авторитет — это степень признания людьми личных и деловых качеств человека;

(Престижна профессия, должность, р-н проживания…; авторитетен конкретный человек)

Социальная адаптация — это активное приспособление человека к новой социальной среде.

Социальная среда — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.


Социальный статус







Предписанный

Связан с рождением человека. Это прирожденный или наследуемый статус

Достигаемый

Связан с активностью человека, его собственными усилиями по приобретению положения в обществе

Личный

Связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе)


Личность имеет возможность влиять на свой статус.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения чело­веком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социаль­ный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приня­ты в обществе или группе.

Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеоб­разными трансляторами социального опыта.

Агенты социализации - это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.



Семья Институты социализации Группы по интересам


Дошкольные Школа Трудовые Неформальные

учреждения коллективы объединения


Агенты со­циализации

Функции агентов социа­лизации

Агенты первичной со­циализации -- близкие

Агенты вторичной со­циализации - руководи­тели и официальные представители государ­ства и его органов

обучение


контроль






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!