СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание замысла образовательного события «День единого текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание замысла образовательного события «День единого текста»»


Автор: Селиванова Александра Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Балаганская средняя общеобразовательная

школа № 2 р.п. Балаганск Балаганского района

Иркутской области (МБОУ Балаганская СОШ№ 2 р.п.

Балаганский) e –mail: sascha.seliwanowa@yandex.ru

Контактный телефон: 89526203782

Тема районных педагогических чтений «Идеи образования: новые формы для новых результатов»

Тема доклада: Образовательное событие «День единого текста»


Описание замысла образовательного события «День единого текста»

В федеральных государственных образовательных стандартах среди метапредметных умений, которые должны формироваться и развиваться у обучающихся, указано «смысловое чтение».

Смысловое чтение – это «осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание оценка языка средств массовой информации».

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

Для формирования разных видов смыслового чтения можно организовать образовательное событие «День единого текста», в основе которого лежит организационно - педагогическая технология «День единого текста».

День единого текста – это технология работы с одним и тем же текстом на нескольких уроках в течение одного дня.

Технология начинается, в первую очередь, с определения планируемых результатов, хотя там и обозначен результат как «смысловое чтение», но это чтение подразумевает:

1) найти и извлечь (сообщение или информацию);

2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);

3) осмыслить и оценить (сообщение).

Структура образовательного события

Подготовительный этап

Создание временной творческой группы

В группу включены учителя-предметники, у которых в этот день есть уроки в 5,6,7 классах (решить на ШМО).

Выбор и обсуждение текста

  День единого текста проводится по решению педагогического совета.

Определение тематики (в соответствии с основными направления работы школы), подбор текста, представление его на методическом совещании, школьном объединении. Обязательно нужно изучить советы при выборке текста:

-Стиль текста должен быть научно-популярным, учебно-популярным или публицистическим.

-Текст не должен быть большим.

-Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

-Текст должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки.

-Выбранный текст необходимо обсуждать на методическом совете или на школьных методических объединениях.

Доработка текста учителями-предметниками

 

Учителями-предметниками, исходя из этого текста, составляются задания, связанные с конкретным предметом. При необходимости текст дополняется таблицами, схемами (по решению учителя).

Составление расписания Дня единого текста

Расписание должно быть составлено таким образом, чтобы первым уроком у всех учеников в параллели был урок русского языка.

Реализационный этап

Предварительное знакомство учащихся с текстом

Текст размещается в рекреациях образовательной организации таким образом, чтобы с ним могли познакомиться все ученики.

Проведение Дня единого текста

На всех уроках по расписанию в этот день для обучающихся предлагается единый текст.

Рефлексивный этап

Рефлексия участников образовательного события

Опрос и анкетирование и учащихся, и педагогов.

Обсуждение результатов рефлексии на методическом совещании

Анализ эффективности образовательного события

Получение результатов для выстраивания дальнейшей работы по использованию данной технологии.

 

Содержание образовательного события «День единого текста»

Название раздела

Содержание деятельности педагога и учащихся

Ответственные

1

Запуск

(первый урок учебного дня)

Урок русского языка. Именно на этом уроке осуществляется кропотливая работа с текстом: определяются тема и основная мысль, выделяется главная и второстепенная информация, идет работа с лексическим значением определенных слов, терминов или понятий и т. д.

Учителя русского языка и литературы

2

Уроки по расписанию

 

На уроках математики, физики, биологии, истории и других предметах учителя предлагают ученикам определенные задания по прочитанному тексту. Но, чтобы выполнить эти задания, надо внимательно читать текст, «прислушиваться» к каждому слову, потому что или одно слово, или одно словосочетание даст подсказку, поможет решить задачу. Каждый учитель по расписанию получает текст и составляет к нему не более 3 заданий, но связаны эти задания с темой урока.

Учителя -предметники

 

 

 

 

3

Мониторинг эффективности и результативности реализации образовательного события

(уровень - обучающиеся)

1.Диангостика уровня грамотности

2. Рефлексивная точка «Допиши незаконченное предложение» 

Классный руководитель

4

Оценка

успешности

реализации

(уровень - учителя – предметники)

Сбор данных об эффективности проведения образовательного события


Руководитель временной творческой группы

 Руководитель ШМО

 

Риски:

1.Отсутствие мотивации у учителей негуманитарного цикла.

2.Сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различных учебных предметов.

3. Дети ещё не готовы к такой работе, нужна система.

После таких комплексных работ с текстом (на разных уроках) у учеников повышается   мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития читательской компетенции школьников, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр - это текст.

Ученики учатся внимательно читать текст, прислушиваться к каждому слову не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.

 

 

Критерии и их показатели


1. Умеет выделять главную мысль в тексте:

       Находит ключевые слова

       Определяет ключевые предложения

       Определяет главную мысль


2. Находит информацию в тексте, выделяет составные части текста.

       Выделяет составные части текста.

       Составляет простой план.

       Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы.


3. Делает выводы по своей работе над текстом.

       Выделяет причину и следствие

       Выделяет описание

       Выделяет тезис и аргументы


4. Критически оценивает текст, используя дополнительные знания

       Отвечает на вопросы к тексту

       Выявляет проблему текста

       Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения


5. Показывает полное понимание текста.

       Задает вопросы к тексту, как по содержанию, так и повторному осмыслению (возвращение к прочитанному)

       Может дополнить новой информацией

       Определяет значение прочитанного текста для себя и для какой-либо науки


Рефлексия «Допиши незаконченное предложение»

  1. Этот день показался мне:

  2. Самым трудным для меня было:

  1. Этот день навел меня на мысли о том, что:

Анкетирование педагогов


Сколько учеников участвовало в Дне единого текста?

 

 

Знали ли Вы о Дне единого текста до проведения образовательного события?

Где Вы познакомились с такой технологией.

Появилось ли у Вас желание провести День единого текста в школе

.

Испытывали ли Вы затруднения при подготовке к Дню единого текста?


Каких результатов Вы ждали от проведения Дня единого текста?

 

Удалось ли Вам добиться тех результатов, к которым Вы стремились?

 

Готовы ли Вы самостоятельно разработать День единого текста?

Если «нет», напишите, почему.


Комфортно ли Вам было работать в межпредметной группе?



Текст «Глобальное потепление»

В последние годы климат на Земле заметно меняется: одни страны страдают от аномальной жары, другие от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этих мест. Экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем увеличение средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников, и повышение уровня Мирового океана. Помимо потепления, происходит также разбалансировка всех природных систем, которая приводит к изменению режима выпадения осадков, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.
По данным ученых, за десять месяцев 2015 года средняя температура планеты оказалась на 1,02 °C выше той, которую фиксировали в девятнадцатом веке (когда началось наблюдение за изменениями глобальной температуры). Порог в один градус был превышен впервые в современной истории. Ученые сходятся во мнении, что именно деятельность человека - сжигание нефти, газа и угля - приводит к парниковому эффекту, который вызывает повышение средней температуры. Эксперты отмечают, что в период между 2000 и 2010 годами наблюдался самый мощный рост выбросов
парниковых газов за последние 30 лет. По данным Всемирной метеорологической организации, в 2014 году их концентрация в атмосфере достигла рекордно высокого уровня. (172 слова)



Примеры заданий к урокам (по расписанию).

Задания к уроку русского языка в 6 классе на основе единого текст «Глобальное потепление» по теме «Имя числительное» (обобщающий урок).

    1. Сделать морфологический разбор количественного числительного 30.

    2. Изменить по падежам имя числительное (на выбор).

    3. Синтаксическая роль в предложении порядкового числительного девятнадцать.

Задания к уроку математике в 6 классе на основе единого текст «Глобальное потепление»

  1. Решите задачу: Эксперты отмечают, что в период между 2000 и 2010 годами наблюдается самый мощный рост выбросов парниковых газов за последние 30 лет. Сколько лет наблюдали эксперты за выбросами парниковых газов в атмосферу?

  2. Составить выражение и найти его значение: 1). Найти самое наибольшее многозначное число; 2).Вычтите год, в котором средняя температура планеты оказалась выше той, которую учёные фиксировали в 19 веке; 3). Разность разделите на 40 и получите ответ.

Если правильно составили выражение, то в результате получите число, которое показывает, при каком изменении температуры могут наступить необратимые последствия экологии.

Задания к уроку обществознания в 6 классе на основе единого текст «Глобальное потепление»

  1. Прочитайте текст и определите, о какой проблеме говорится в тексте?

  2. Найдите в таблице зашифрованные слово, которые относится к глобальным проблемам современности, и выпишите их (учитель готовит таблицу по тексту).

  3. Что такое глобальные проблемы? Как они влияют на общение между государствами?


Задания к уроку литературы в 6 классе на основе единого текст «Глобальное потепление»

  1. Составить план по тексту, определить основную мысль каждого пункта.

  2. Написать словарную статью, доказать многозначность слова «Земля»

  3. Пересказать текст по плану.


Чтобы работа «Дня единого текста» была эффективной, обязательно сделать работу над ошибками, послушать ответы ребят, подобрать подобные задания и выполнить. Разработать критерии оценивания и проверить задания. Эта и есть работа по функциональной грамотности учащихся (указ президента от 7 мая 2018 года). Текст – самое главное при подготовке к читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также креативное мышление и глобальные компетенции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!