СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание картины И.И. Шишкина «На севере диком…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Описание картины И.И. Шишкина  «На севере диком…» Цели: развивать умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе.

                               ЭТАПЫ УРОКА

1. Историческая справка о картине и ее создателе

 

Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году стихотворение

                          На севере диком стоит одиноко                           На голой вершине сосна                           И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим                           Одета, как ризой, она.

                          И снится ей все, что в пустыне далекой,                           В том крае, где солнца восход,                           Одна и грустна на утесе горючем                           Прекрасная пальма растет.

        Иван Иванович Шишкин к 50летию со дня смерти Лермонтова написал картину «На севере диком…» и в 1891 году выставил её.

 

 Какие краски преобладают? (вспомнить понятия пейзаж, палитра, цветовая гамма)

 

Восприятие картины (видимые элементы).

 Активизация словарного запаса

 

 Рассматривая картину, учащиеся подбирают эпитеты к словам, учитель предлагает еще не прозвучавшие слова

НЕБО

  • небо облачное
  • темное
  • огромное
  • неведомое
  • таинственное
  • безбрежное
  • бескрайнее

 

ОБЛАКА

  • легкие
  • воздушные
  • снеговые
  • плывущие
  • прозрачные
  • скользящие

СНЕГ

  • первозданный
  • нетронутый
  • искрящийся
  • блестящий
  • мерцающий
  • белый
  • плотный

НОЧЬ

  • тихая
  • лунная
  • темная
  • безмолвная
  • загадочная
  • неповторимая

СКАЛА (УТЕС)

  • крутая
  • отвесная
  • заснеженная

СОСНА

  • величественная
  • одинокая
  • гордая
  • сильная
  • могучая
  • высокая
  • грустная
  • задумчивая
  • сонная
  • мудрая
  • статная
  • величавая
  • терпеливая

ТЕНЬ

  • четкая
  • длинная
  • прозрачная
  • легкая

ВЕТВИ

  • пушистые
  • пышные
  • заснеженные
  • уставшие (от тяжести снега)
  • поникшие
  • упругие
  • тяжелые

СТВОЛ

  • стройный
  • сильный
  • прямой
  • могучий
  • укутанный снегом
  • облепленный снежными хлопьями

БЕЗДНА (ПРОПАСТЬ)

  • глубокая
  • страшная
  • неизвестная
  • таинственная
  • манящая

 

 

 

 

 Восприятие картины (невидимые элементы).

 Активизация словарного запаса

 

Я СЛЫШУ

  • скрип ствола
  • тишину
  • хруст снега
  • вой ветра
  • эхо падающего в пропасть камня
  • шёпот веток

Я ЧУВСТВУЮ (ИСПЫТЫВАЮ)

  • холод
  • морозная свежесть
  • грусть
  • страх
  • одиночество
  • блаженство
  • соприкосновение с вечностью                                                      
  • гармония                                                                                                      

 

Работа над возможными вариантами начала сочинения (первое- второе предложение)

Я смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределенное, загадочное желание оказаться там, внутри, ступить на этот пушистый, таинственно мерцающий снег, хочу смотреть и смотреть в это бесконечное небо.

 Передо мной картина Шишкина «На севере диком…» Кажется, что этот сумрачный пейзаж написан для того, чтобы напомнить человеку о скоротечности жизни.

 На огромном покатом обломке скалы торжественно возвышается старая, могучая сосна. Ее крепкий ствол потемнел, кора густо-коричневая, в некоторых местах почти черная от сырости, в глубокие трещины забился снег. Огромные узловатые корни, словно десятки сильных, натруженных, изможденных рук глубоко погрузились в снег и крепко вцепились в скалу.

 

Устное описание картины по предложенному алгоритму                                   

                ( устное словесное рисование)

 Алгоритм описания картины

1.Историческая справка о картине и ее создателе

2.Восприятие картины (видимые элементы картины)

- Я вижу

3.Восприятие картины (невидимые элементы картины)

-Я  слышу

-Я чувствую

Домашнее задание:

1. Напишите сочинение по предложенному алгоритму.

2. Напишите сочинение от имени участника картины (ветра, скалы, бездны, ночи, тени…)

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Описание картины И.И. Шишкина «На севере диком…»»

Тема:Описание картины И.И. Шишкина «На севере диком…» Цели: развивать умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Историческая справка о картине и ее создателе



Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году стихотворение

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Иван Иванович Шишкин к 50летию со дня смерти Лермонтова написал картину «На севере диком…» и в 1891 году выставил её.



Какие краски преобладают? (вспомнить понятия пейзаж, палитра, цветовая гамма)

Восприятие картины (видимые элементы).

Активизация словарного запаса



 Рассматривая картину, учащиеся подбирают эпитеты к словам, учитель предлагает еще не прозвучавшие слова

НЕБО

  • небо облачное

  • темное

  • огромное

  • неведомое

  • таинственное

  • безбрежное

  • бескрайнее



ОБЛАКА

  • легкие

  • воздушные

  • снеговые

  • плывущие

  • прозрачные

  • скользящие

СНЕГ

  • первозданный

  • нетронутый

  • искрящийся

  • блестящий

  • мерцающий

  • белый

  • плотный

НОЧЬ

  • тихая

  • лунная

  • темная

  • безмолвная

  • загадочная

  • неповторимая

СКАЛА (УТЕС)

  • крутая

  • отвесная

  • заснеженная

СОСНА

  • величественная

  • одинокая

  • гордая

  • сильная

  • могучая

  • высокая

  • грустная

  • задумчивая

  • сонная

  • мудрая

  • статная

  • величавая

  • терпеливая

ТЕНЬ

  • четкая

  • длинная

  • прозрачная

  • легкая

ВЕТВИ

  • пушистые

  • пышные

  • заснеженные

  • уставшие (от тяжести снега)

  • поникшие

  • упругие

  • тяжелые

СТВОЛ

  • стройный

  • сильный

  • прямой

  • могучий

  • укутанный снегом

  • облепленный снежными хлопьями

БЕЗДНА (ПРОПАСТЬ)

  • глубокая

  • страшная

  • неизвестная

  • таинственная

  • манящая









 Восприятие картины (невидимые элементы).

Активизация словарного запаса



Я СЛЫШУ

  • скрип ствола

  • тишину

  • хруст снега

  • вой ветра

  • эхо падающего в пропасть камня

  • шёпот веток

Я ЧУВСТВУЮ (ИСПЫТЫВАЮ)

  • холод

  • морозная свежесть

  • грусть

  • страх

  • одиночество

  • блаженство

  • соприкосновение с вечностью

  • гармония



Работа над возможными вариантами начала сочинения (первое- второе предложение)

Я смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределенное, загадочное желание оказаться там, внутри, ступить на этот пушистый, таинственно мерцающий снег, хочу смотреть и смотреть в это бесконечное небо.

Передо мной картина Шишкина «На севере диком…» Кажется, что этот сумрачный пейзаж написан для того, чтобы напомнить человеку о скоротечности жизни.

На огромном покатом обломке скалы торжественно возвышается старая, могучая сосна. Ее крепкий ствол потемнел, кора густо-коричневая, в некоторых местах почти черная от сырости, в глубокие трещины забился снег. Огромные узловатые корни, словно десятки сильных, натруженных, изможденных рук глубоко погрузились в снег и крепко вцепились в скалу.



Устное описание картины по предложенному алгоритму

( устное словесное рисование)

Алгоритм описания картины

1.Историческая справка о картине и ее создателе

2.Восприятие картины (видимые элементы картины)

- Я вижу

3.Восприятие картины (невидимые элементы картины)

-Я слышу

-Я чувствую

Домашнее задание:

1. Напишите сочинение по предложенному алгоритму.

2. Напишите сочинение от имени участника картины (ветра, скалы, бездны, ночи, тени…)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!