СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Шишкина "На севере диком"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Шишкина "На севере диком" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Шишкина "На севере диком"»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 9

Тип: урок развития речи.

Тема: Сочинение-описание картины И.И.Шишкина «На севере диком».

Цель: повторить знания о стилях и типах речи;

развивать навыки описания произведения искусства, умение выбирать главное, сравнивать и анализировать произведения искусства, наблюдательность, память, внимательность, творческие способности, умение передавать эмоции и чувства языковыми средствами, умение грамотно строить предложения, составлять связный текст, излагать свои мысли;

воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки-путеводители для учеников (прил.1), карточки для словарной работы (прил.2), рассказ Н. Бойко «На севере диком» (прил.3), рисунки детей на тему «Зима», видеозапись с романсом на стихи Лермонтова и иллюстрацией Шишкина.

В.Стасов: «Шишкин – художник народный.

Всю жизнь изучал он русский лес.

Русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.

Это его царство, и тут он не ищет соперников,

он единственный»

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация деятельности.

  1. Слово учителя. В этом году исполнилось 202 года со дня рождения великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Но сегодня мы перенесемся в далекий от нас 1890 год к 50-летию со дня его гибели. К этой дате готовилось богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке этого издания приняли участие известные художники: Михаил Александрович Врубель, Валентин Александрович Серов, Виктор Александрович Васнецов, Иван Иванович Шишкин, который написал картину «На севере диком». О ней художник Витольд Бялыницкий – Бируля с восхищением сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». И сегодня вам предстоит описать эту замечательную картину. Давайте вспомним, какие знание могут пригодится нам для ее описания.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа. Типы, стили речи. Художественный стиль. (слайд 2)

  1. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему. Слово учителя. Я представляю вам план нашей работы сегодня: на протяжении урока мы активно поработаем над описанием картины по плану, который лежит перед вами. Давайте обратим на него внимание и вспомним, по каким пунктам плана мы обычно пишем сочинение-описание произведения искусства (работа с планом слайд 3). Очень частая проблема, с которой сталкиваются ребята при написании сочинения – как правильно и красиво начать художественное описание. Сегодня на уроке у нас будет работать творческая группа, которая поможет нам с самым сложным элементом композиции сочинения. Ребята напишут в течение урока примерное вступление и в конце нашей работы нам его представят. А сейчас приступаем к нашему плану и знакомимся с русским художником И.И. Шишкиным.

  2. Формирование умений. Сообщение ученика о художнике с использованием презентации (слайды 4-13)

  3. Мотивация. Ассоциативный ряд.

Для собрания сочинений Лермонтова Шишкин оформлял два лирических произведения: «Родина» и «На севере диком». Он решил создать полотно маслом, изобразить на нем не только иллюстрацию сюжета стихотворения, но и чувства, очень ему знакомого…. Сейчас наша задача, определите, что же это за чувство и, наконец, увидеть эту картину.

- Но сперва, поиграем с вами в ассоциации. Как вы себе представляете данную картину, исходя из ее названия «На севере диком»?

- Что на ней изображено?

- Какие мысли у нас возникают при словах север, дикий?

Когда я попросила ребят из других классов помочь мне в подготовке и нарисовать рисунок на тему «Зима», вот, что я получила от них. Рассмотрим рисунки детей (просмотр выставки рисунков). Как вы видите, на большинстве из них изображены деревья. Зимний лес. Действительно, как же еще описать зиму, холод, если не описывать снег, сугробы и природу? Какие деревья чаще изображают? (ели в снегу.голые).

  1. Знакомство с репродукцией картины Шишкина в учебниках. Стихотворение Лермонтова было предметом описания не только художников, но и композиторов. На слова М.Ю. Лермонтова было написано много романсов такими композиторами как Даргомыжский и Римский – Корсаков, Балакирев, Александр Матюхин. Чтобы настроиться на нужное настроение, предлагаю вам рассмотреть картину под музыкальное сопровождение и сравнить ее со стихотворением Лермонтова. Подумайте о том, какое же чувство лежит в основе данных работ. Посмотрим, совпали ли ассоциации ваши и авторов этих рисунков с ассоциациями Шишкина, когда он иллюстрировал эти строки. Звучит аудиозапись романса, ученики рассматривают картину.

  2. Беседа по картине (слайд 14)

  • Какое же чувство описывает Лермонтов в своем стихотворении? (одиночество)

  • Удалось ли Шишкину передать это чувство? (да, удалось).

  1. История создания картины. – Итак, действительно очень близкое чувство для Шишкина. Состояние одиночества и неустроенности нашло на него в этот период. Строки Лермонтова вдохновляли композиторов и художников, а Шишкин в свою очередь вдохновил своей работой некоторых писателей.  Сюжет о том, как Шишкин работал над созданием картины «На севере диком», лег в основу одноименного рассказа современной писательницы Нины Бойко. Предлагаю его послушать.

Ученик читает рассказ «На севере диком» (прил.3)

Слово учителя. Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» – один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.

Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.


Сам Шишкин говорил: «Ничего нет прекраснее лесов, лес это жизнь и люди должны помнить об этом».

  1. Работа над описанием.

Какие мысли и чувства объединяют стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину И.И. Шишкина? (Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности – вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения).

  • Передний план: опишите передний план картины.

Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженном всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево, и тяжесть снега смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным, поистине мистическим лунным светом.

  • - Какие мысли и чувства вызывает это могучее дерево? Сосна гордо и смело возвышается на скале, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури, дерево растет там, где, кажется, и жизнь-то невозможна. Вопреки всем ураганам сосна не сгибается под ударами стихии, и нам верится, что ничто не может ее свалить или обломать.

По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко – она просто не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.

Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег - ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.

  • - Опишите фон картины. Очень эффектно выписано на полотне освещение. Луна озаряет скалистое ущелье, выделяя светом могучую сосну. За счет этого левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, четко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый.

- На макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет, и ей снится другой - светлый, прекрасный мир.

  • - Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.

- На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица-сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, где, возможно, кто-то так же одинок, как и она.

- Кажется, что сосна смотрит на Луну, но самой Луны на картине нет. Художник не стал ее изображать, но этот образ зримо присутствует в виде призрачного света. Он освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Такие мгновения природы очень хорошо подчеркнул Лермонтов: «И звезда с звездою говорит». Это духовное единение с природой, когда мы растворяемся в окружающем мире. Это гармония – идеальное чувство равновесия.

- Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака.

  • - Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести до нас автор? Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна, совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее. Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.

  • Сравнительный анализ. Посмотрите, пожалуйста, на картины ребят, нарисовавших иллюстрации к нашему уроку. Есть ли что-то общее? Присутствует ли у них похожее настроение?

Вывод: У Лермонтова - стихотворение-тоска, а у Шишкина – картина-мечта, картина-надежда. В поэтических строках много боли и безысходности, а картина все же наполнена желанием жить, жить - не сдаваясь, жить - несмотря на трудности.

  1. Физкультминутка.

  2. Словарная работа. Составим словарик в своих тетрадях.

Словарь: одинокая ель, ветви опустились под тяжестью снега, грусть и одиночество, пушистым белым ковром, глубокое чувство любви, в темно-серых тонах, темно-синих, чувство холода.

А теперь творческая группа может приступать к своему заданию. А мы продолжим работу над словарем (Работа у доски).

(прил. 2, слайд 15). Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.

10. Выступление учащихся с творческой работой. Пришло время послушать творческую группу.

Пример сочинения. Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины. Скала, на которой стоит сосна, показана неприступной. Вокруг нее – снег, лед и тьма. Это сочетание дает ощущение холода, который будто веет на зрителя. Лишь луна немного освещает ледяное ущелье и снежную даль, которая бесконечна.

     Создается впечатление, что сосна растет посреди всех этих снегов не благодаря, а вопреки всему. В округе больше и нет ничего живого, а она, наперекор стуже и невзгодам продолжает жить и расти. Одинокая сосна стоит гордо. На ее ветвях лежат охапки снега, которые переливаются под лунным светом. Кучевые облака Шишкин нарисовал достаточно низко. Они придают картине ощущение тяжести, грусти, напоминают о приближающейся грозе. Вокруг царит безмолвие. Я думаю, основная мысль, которой пронизано и стихотворение, и картина о том, что вряд ли найдется на всем белом свете такая сила, которая бы могла сломить это дерево.

     Судя по картине, художник оказался под большим впечатлением от прочитанного стихотворения. Он показал всю суровость крайнего севера, со всей его красотой и неповторимостью. Для этого Шишкин использовал очень подходящие цвета: от белоснежного до темно-серого. Художник, как настоящий мастер, обыгрывает всю зимнюю гамму оттенков, и передает оцепенение природы, чувство одиночества, грусти и тоски. Те чувства, которые хотел донести в своем произведении поэт, воплотились в этой замечательной картине.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание по картине Шишкина «На севере диком».

  1. Подведение итогов урока.

Учитель Мне хотелось бы в завершении урока остановиться строках произведения Нины Бойко: «Жизнь продолжается, какою бы она не была, надо жить, надо, чтобы вокруг тебя было светло, ведь только светом ты и можешь отблагодарить Всевышнего за свое пребывание на земле». Именно так заканчивается ее рассказ о работе Шишкина над этой картиной. Такими словами я закончу и нашу работу. И хочу вам пожелать жить светлой, доброй жизнью и наслаждаться радостью бытия. Спасибо за урок!















































Приложение 1.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

  1. Какое чувство изобразил автор картины?

  2. Сходство со стихотворением Лермонтова.


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.



Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.




Приложение 1.

План описания картины

1. Несколько слов об авторе.

2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Кто и что изображены?

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

7. Настроение, которое вызывает это произведение.

Вопросы к картине

  1. Какое чувство изобразил автор картины?

  2. Сходство со стихотворением Лермонтова.


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.



Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.

В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.



Одна из известных картин И.И.Шишкина «На севере диком» написана художником под впечатлением одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова ко дню 50-летия гибели поэта. Пейзажист, очень любящий русский лес, ответственно отнесся к своему заданию и смог передать не только изображение, но и чувство, пронизывающее данное произведение. Возможно, причиной этому было то, что и Шишкин, и Лермонтов в период своей работы чувствовали одиночество.

Нередко художники вдохновляются на создание своих лучших работ после прочтения стихов тех или иных авторов. На создание картины «На севере диком» повлияло стихотворение М.Ю. Лермонтова «Сосна». На картине изображена одиноко стоящая сосна, окутанная северными снегами. Художник показал ее на краю обрыва, пропасти. Я читал это стихотворение Лермонтова. Основная мысль, которая его пронизывает – это также одиночество. Именно поэтому Шишкин был вдохновлен на такое изображение картины.

Приложение 3.

 В последние годы Шишкину было одиноко.  Старшая дочь Лида вышла замуж и уехала в Финляндию, став хозяйкой усадьбы Мери-Хови где-то среди холодных бесприютных скал на берегу залива.  Звала отца погостить, подзадоривала:  «Природа здесь неброская, но удивительно своеобразная, –– так и просится на холст».  Но собрался Иван Иванович далеко не сразу. 
   Когда приехал, его встретили радушно. Он отдыхал в Мери-Хови и работал почти с удовольствием. Написал несколько зимних этюдов, чистых, светлых по колориту. Но все что-то силился вспомнить, когда вечерами читал стихотворение Лермонтова: 

   Шел к столу и тихо перекладывал с места на место рисунки. И вспомнил! Остров Валаам. Там, на высоком каменном холме стояла сосна. Она была не очень высока, с кривым толстым стволом, но столько в ней было внутренней красоты и силы, так мощно стояла она на скале, что пройти мимо ни за что было нельзя. Он написал с неё этюд. «Где этот этюд? Надо поискать в мастерской в Петербурге…»
  
 Иван Иванович загорелся новой картиной и поспешил домой, чтобы скорее взяться за работу. А в Петербурге ждали его друзья, у них накопились новости, которыми они хотели поделиться с ним. Однако их рассказы мало увлекали художника, он был  во власти своей новой картины «На севере диком». Она едва ли ни демонически захватила его. Писал быстро, и, казалось, легко, но все это только вешняя сторона, главное было в душе художника. В одинокой сосне на горючем утёсе он видел себя. Душа наполнялась обидой на несправедливость жизни, рано отнявшей старшего брата, двух сыновей, Женечку –– мать Лиды, и Ольгу Антоновну –– мать младшей дочери Ксении. Так холодно, так неуютно было дома! И всё доносилась до Ивана Ивановича какая-то песня без светлого начала и радостного конца. 

   Окончив картину, Шишкин показал её друзьям, удивив необычностью избранной темы и даже каким-то не «шишкинским» решением –– картина была написана в холодных тонах.  Архип Иванович Куинджи  долго смотрел на неё, прищурив острые глаза, качая головой: ну и ну! Нет, в самом деле, вышло что-то не «шишкинское». По его мнению, чего-то не хватало в картине. Он все присматривался так и этак. Да, чего-то не хватает. Во всех полотнах Шишкина было жизнелюбие, а здесь как будто всё умерло. Куинджи схватил кисточку, и Шишкин не успел рта раскрыть, как он ткнул ею в холст между ветвями сосны, обозначив желтым кадмием крохотный огонек в студеных застывших далях. 
    –– Вот! –– кисть замерла над холстом, и Шишкин испуганно ее отстранил.     Но  огонек, сделанный Архипом Ивановичем, убрать рука не поднялась –– он был как надежда среди безысходности.
   
 Как ни странно, но именно этот огонек вывел Шишкина из  угрюмого состояния, в котором он находился очень давно. 

















Иван Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуге, где сейчас открыт дом-музей, посвященный Шишкину. Происходил художник из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, поступил в Императорскую Академию художеств. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на острове Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу, он отправился в 1861 году в Мюнхен. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург, путешествует по России, пишет картины, создает выставки. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Проработал на посту недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8  марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений.




Скачать

© 2018 1832 27

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!