Опера «Кармен»
Самая популярная опера в мире.
Презентация к уроку в 7 классе
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
Г. Санкт - Петербург
Жорж Бизе
(1838-1875)
Знаменитый французский композитор XIX века
Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский.
«Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
МУЗЫКА
«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.
В основу сюжета оперы положена одноименная новелла Проспера Мериме, в которой правдиво рассказывается история любви и гибели её главных героев, людей из народа, - солдата Хозе и цыганки Кармен.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет её заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов.
Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали.
Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы её успех был поистине триумфальным.
В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.
В опере четыре действия.
Открывается она увертюрой, в которой в контрастном сопоставлении возникают основные образы оперы вплоть до короткой , полной трагической напряженности мелодии (темы роковой страсти Кармен), которая будет развиваться на протяжении всей оперы вместе c трагической судьбой героини.
Действие I
Солдаты несут охрану города. Микаэла ищет среди солдат сержанта Хозе, но в этом взводе его нет. На табачной фабрике меняется охрана, и Хозе рассказывае т новому офицеру Цуниге о женщинах , работающих на фабрике: их «парадные выходы» на обеден ный перерыв стали развлечением и приманкой для туристов. Все собравшиеся ждут появления Кармен. Но она замечает только одного человека, который, кажется, совсем не замечает её, — Хозе.
Микаэла находит Хозе и передает ему письмо от матери. Хотя Кармен глубоко его взволновала, он все же решает последовать совету матери и жениться на Микаэле.
На фабрике поднимается шум, и Цунига посылает Хозе разобраться, что происходит. Выясняется, что Кармен напала на одну из работниц. Цунига приказывает Хозе конвоировать её в тюрьму. Цунига отправляется за ордером на арест, в это время Кармен обольщает Хозе, и он соглашается отпустить её. Они договариваются о встрече в баре Лильяса Пастьи.
Действие II
Хозе был понижен в звании и посажен под арест, однако его уже собираются выпустить. Цунига в баре Лильяса Пастьи тщетно пытается завоевать Кармен. Предстоящий бой быков рекламирует тореадор Эскамильо. Его тоже привлекает Кармен, но она отвергает и его. Два контрабандиста, Ремендадо и Данкайро, пытаются склонить её к участию в очередном грабеже, но Кармен отказывается. Она держит свое слово и ждёт Хозе.
Приходит Хозе — Кармен танцует только с ним.
Наступает время переклички. Хозе должен вернуться в казармы, но своевольная Кармен не понимает подобной верности долгу. Хозе все же решается уйти, но тут снова появляется Цунига. Хозе бросается на него, и это ставит точку в его армейской карьере. Теперь ему не остается ничего другого, как стать на преступный путь.
Действие III
Отношения между Кармен и Хозе напряжены. Он по-прежнему разрывается между долгом и страстью. Она предвидит, что их связь закончится смертью.
Кармен уходит с Данкайро — ему нужна девушка, которая могла бы отвлечь пограничную охрану. Хозе остается на страже.
Микаэла — в поисках Хозе и Эскамильо — в поисках Кармен одновременно оказываются у контрабандистов. Микаэла прячется. Хозе, поссорившись с Эскамильо, бросается в драку. Появление Кармен спасает тореадора от верной смерти. Он приглашает её на бой быков. Микаэла появляется из укрытия и умоляет Хозе вернуться к умирающей матери. Он скрепя сердце соглашается.
Действие IV
Весёлая атмосфера карнавала каждого побуждает посмотреть бой быков. Кармен предупреждают, что в городе находится Хозе. Но ей суждено встретиться с ним. В их финальном противостоянии Хозе требует, чтобы она к нему вернулась, но Кармен настаивает на свободе выбора. И Хозе убивает её .
Образ Кармен
Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости.
«Оперная» Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствую нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма.
. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.
Сегидилья – испанский народный танец – песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.
Начерти в тетради таблицу, приготовься
к анализу музыкальных фрагментов
Мелодия
Хабанера
Темп
Сегидилья
Динамика
Тембр
Коррида — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах в частности, в Южной Америке. Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать»
Хабанера вступительная ария главной героини Кармен (Любовь – мятежная птица) исполняется меццо-сопрано
Сегидилья еще одна характеристика Кармен, интонации испанского фольклора
Ария Хосе
Куплеты Тореадора сцена – коррида - народ