СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ж.Бизе,опера "Кармен"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки

Тема: Опера Ж. Бизе «Кармен»: 7 класс (Учебник Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной).

Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Задачи:

-создать условия для формирования целостного представления об оперном  спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.

-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

Тип урока –  изучение нового материала.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

  1.  

II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

 

1 слайд.

2 слайд. «Кармен» — шестая опера Ж.Бизе. Три из предыдущих пяти были поставлены при жизни автора. И ни одна из этих постановок не была успешной[4]. Но композитор продолжал работать. В создании новой оперы он обратился к известной новелле Проспера Мериме «Кармен», предложив этот сюжет сам, когда в 1872 году два содиректора парижского театра Опера-Комик Адольф де Лёвен и Камиль дю Локль обратились к нему с предложением сочинить для театра новую оперу[5].

3 слайд. Проспер Мериме написал новеллу «Кармен» в 1845 году, опубликовал — в 1847. Сюжет новеллы сводился к цыганской жизни в таборе, где властвовали свои законы выживания — суровые и простые: там собирались воры, разбойники и бандиты, там бушевали страсти и сильная горячая любовь, там больше всего ценилась свобода — а всё остальное не ценилось вовсе. Баск Хосе полюбил цыганку Кармен, но любовь цыганки недолгая, она не желает подчиняться любви и быть ответственной за нее, ей дороже её свобода. Вот краткий сюжет повествования.

4 слайд. За написание либретто принялись давние соавторы Людовик Галеви и Анри Мельяк. Опытные драматурги сразу же сделали установку на действие, отбросив все этнографические отступления, данные в новелле Мериме[1]. Но и к сюжету они подошли творчески, то есть весьма его изменили; причем либретто писалось при деятельном участии и самого Бизе[5]. В интерпретации либреттистов Хосе перешел в совершенно иной социальный разряд, из разбойника он превратился в деревенского простого наивного парня, который по глупости и несуразности совершил преступление и должен был бежать; а потом его забрали в армию. Он честно служит, дослужился до звания капрала. Он любит и любим: у него есть невеста — очаровательная добрая и верная ему девушка Микаэла, подстать своему жениху, тоже из крестьянской среды. В новелле Мериме Микаэлы вообще не было, ее ввели Мельяк и Галеви[2]. Появился и теореадор Эскамильо — в новелле Мериме он был безымянным и бездеятельным[5]. Изменения сказались и в характеристике главной героини Кармен. Ее необузданность и пылкость, которыми наделил свою героиню Мериме, остались, но получили совсем иные дополнения; теперь это была не наглая и хитроватая плутовка-воровка, а честная и прямая в проявлении своих чувств красавица, знающая себе цену: обаятельная, яркая, насмешливая, отважная. Эта новая Кармен собственным духовным благородством и независимостью словно возносилась над всеми, презирающими ее за то, что она родилась бедной цыганкой[2]. Таким образом, в либретто уже была создана иная и сюжетная, и социальная линия.

5 слайд. Действующие лица оперы.

6 слайд. Главные герои оперы.

7 - 10 слайды. Премьера состоялась 3 марта 1875 года.

Дирижёр: Адольф Делофр. Режиссер: Шарль Поншар.

Публика, как и ожидалось, была в некотором замешательстве. Даже в шоке. Зрители не очень представляли себе, как надо на всё увиденное и услышанное реагировать. С одной стороны — восхитительная музыка уже вошла в их души, но всё происходившее в театре, в этом храме искусств — всё это так мало напоминало то, о чем можно было бы говорить в салонах и ставить в пример подрастающему поколению. Это был провал. Надо сказать, что это был не первый провал в жизни гениального композитора[4], гениальность которого была оценена лишь последующими поколениями[10]. Но тут был не просто провал, а провал со скандалом. Авторов обвинили в вульгарности, аморальности и нравственной распущенности[1]. Расстроенный Жорж Бизе оставил воспоминания, считая виноватым в провале режиссера Шарля Поншара[9]. Трудно назвать виновного в провале; скорее всего, это было время, не готовое к пониманию такого произведения.

Тем не менее, несмотря на провал, «Кармен» выдержала в год премьеры всего сорок пять представлений. Это был настоящий рекорд, которому безусловно способствовало любопытство, желание увидеть такой скандальный спектакль, о котором говорил весь Париж и который неистово подвергали хуле все газеты.

После тридцать третьего представления[4] прибавилось еще потрясение, вызванное смертью композитора, убитого, как говорили, незаслуженной неудачей — 3 июня 1875 года, ровно через три месяца после провальной премьеры оперы «Кармен» скончался Жорж Бизе, ему было 36 лет. Он умер от сердечного приступа[10], но спровоцировать болезнь вполне могла и неудача с «Кармен».

За театральный сезон прошло 48 представлений, в январе 1876 года зрителем был русский композитор П. И. Чайковский; он был покорен музыкой и назвал «Кармен» «шедевром, отражающим в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи“»[10], написав через некоторое время, в 1880 году: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире…»[2]. Слова Чайковского оказались пророческими.  

11-16 слайд. Слушание и анализ ярких фрагментов оперы «Кармен».

17 слайд. Творческое задание: как бы вы закончили оперу «Кармен»? Написать свои мысли и чувства по поводу данного сюжета. Поработать сценаристами и попробовать самим создать либретто оперы с данными героями.

 

Просмотр содержимого документа
«Ж.Бизе,опера "Кармен"»

Жорж Бизе (1838—1875) – французский композитор, автор самой популярной оперы в мире. Вставка рисунка «Кармен» — опера в 4 актах. Дата создания – 1874. Авторы либретто : Анри Мельяк  и Людовик Галеви по мотивам одноимённой новеллы  Проспера Мериме . Премьера: 3 марта 1875, Париж, театр «Опера комик» (Opéra-Comique) [2] [3] ; режиссер-постановщик Шарль Поншар .

Жорж Бизе (1838—1875) – французский композитор, автор самой популярной оперы в мире.

Вставка рисунка

«Кармен» — опера в 4 актах. Дата создания – 1874.

Авторы либретто : Анри Мельяк и Людовик Галеви по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме .

Премьера: 3 марта 1875, Париж, театр «Опера комик» (Opéra-Comique) [2] [3] ; режиссер-постановщик Шарль Поншар .

Литературная основа оперы – новелла Проспера Мериме «Кармен» Вставка рисунка Проспер Мериме (1803-1870) – французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.

Литературная основа оперы – новелла Проспера Мериме «Кармен»

Вставка рисунка

Проспер Мериме (1803-1870) – французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.

Создатели либретто оперы «Кармен»  Людовик Галеви и Анри Мельяк

Создатели либретто оперы «Кармен» Людовик Галеви и Анри Мельяк

Действующие лица в опере «Кармен» Кармен, цыганка — меццо-сопрано (возможно сопрано или контральто) [2] Хозе, капрал — тенор Эскамильо, тореадор — баритон Микаэла, крестьянка, невеста Хозе — сопрано Цунига, капитан Хозе — бас Моралес, офицер — бас или баритон Фраскита, цыганка — сопрано Мерседес, цыганка — меццо-сопрано или сопрано Данкайро, контрабандист — баритон Ремендадо, контрабандист — тенор Лилас-Пастья — без пения Проводник — без пения Время действия: около 1820 года. Место действия: Севилья и ее окрестности.

Действующие лица в опере «Кармен»

  • Кармен, цыганка — меццо-сопрано (возможно сопрано или контральто) [2]
  • Хозе, капрал — тенор
  • Эскамильо, тореадор — баритон
  • Микаэла, крестьянка, невеста Хозе — сопрано
  • Цунига, капитан Хозе — бас
  • Моралес, офицер — бас или баритон
  • Фраскита, цыганка — сопрано
  • Мерседес, цыганка — меццо-сопрано или сопрано
  • Данкайро, контрабандист — баритон
  • Ремендадо, контрабандист — тенор
  • Лилас-Пастья — без пения
  • Проводник — без пения
  • Время действия: около 1820 года.
  • Место действия: Севилья и ее окрестности.
Главные герои оперы:  Дон Хосе, Кармен, Эскамильо

Главные герои оперы: Дон Хосе, Кармен, Эскамильо

Первая афиша к опере «Кармен» 1875 год.

Первая афиша к опере «Кармен» 1875 год.

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе состоялась 3 марта 1875 года

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе состоялась 3 марта 1875 года

Первая исполнительница партии Кармен – Селестина Галли-Марье. Вставка рисунка Эта партия, изначально создавалась для этой певицы.

Первая исполнительница партии Кармен – Селестина Галли-Марье.

Вставка рисунка

Эта партия, изначально создавалась для этой певицы.

Идея оперы  Утверждение права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хосе – «патриархальная», у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали).

Идея оперы

  • Утверждение права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хосе – «патриархальная», у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали).
Увертюра к опере «Кармен» Вставка рисунка

Увертюра к опере «Кармен»

Вставка рисунка

«Сегидилья» из 1 действия Вставка рисунка

«Сегидилья» из 1 действия

Вставка рисунка

«Хабанера» из 1 действия Вставка рисунка

«Хабанера» из 1 действия

Вставка рисунка

«Куплеты Тореадора» из 2 действия Вставка рисунка

«Куплеты Тореадора» из 2 действия

Вставка рисунка

Ария Микаэллы из 3 действия Вставка рисунка

Ария Микаэллы из 3 действия

Вставка рисунка

Антракт к 4 действию Вставка рисунка

Антракт к 4 действию

Вставка рисунка

Творческое задание: а как бы вы закончили оперу «Кармен»?

Творческое задание: а как бы вы закончили оперу «Кармен»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!