Тема: Опера Ж. Бизе «Кармен»: 7 класс (Учебник Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной).
Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Задачи:
-создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий опера, увертюра, хабанера, сегидилья.
-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.
-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
1 слайд.
2 слайд. «Кармен» — шестая опера Ж.Бизе. Три из предыдущих пяти были поставлены при жизни автора. И ни одна из этих постановок не была успешной[4]. Но композитор продолжал работать. В создании новой оперы он обратился к известной новелле Проспера Мериме «Кармен», предложив этот сюжет сам, когда в 1872 году два содиректора парижского театра Опера-Комик Адольф де Лёвен и Камиль дю Локль обратились к нему с предложением сочинить для театра новую оперу[5].
3 слайд. Проспер Мериме написал новеллу «Кармен» в 1845 году, опубликовал — в 1847. Сюжет новеллы сводился к цыганской жизни в таборе, где властвовали свои законы выживания — суровые и простые: там собирались воры, разбойники и бандиты, там бушевали страсти и сильная горячая любовь, там больше всего ценилась свобода — а всё остальное не ценилось вовсе. Баск Хосе полюбил цыганку Кармен, но любовь цыганки недолгая, она не желает подчиняться любви и быть ответственной за нее, ей дороже её свобода. Вот краткий сюжет повествования.
4 слайд. За написание либретто принялись давние соавторы Людовик Галеви и Анри Мельяк. Опытные драматурги сразу же сделали установку на действие, отбросив все этнографические отступления, данные в новелле Мериме[1]. Но и к сюжету они подошли творчески, то есть весьма его изменили; причем либретто писалось при деятельном участии и самого Бизе[5]. В интерпретации либреттистов Хосе перешел в совершенно иной социальный разряд, из разбойника он превратился в деревенского простого наивного парня, который по глупости и несуразности совершил преступление и должен был бежать; а потом его забрали в армию. Он честно служит, дослужился до звания капрала. Он любит и любим: у него есть невеста — очаровательная добрая и верная ему девушка Микаэла, подстать своему жениху, тоже из крестьянской среды. В новелле Мериме Микаэлы вообще не было, ее ввели Мельяк и Галеви[2]. Появился и теореадор Эскамильо — в новелле Мериме он был безымянным и бездеятельным[5]. Изменения сказались и в характеристике главной героини Кармен. Ее необузданность и пылкость, которыми наделил свою героиню Мериме, остались, но получили совсем иные дополнения; теперь это была не наглая и хитроватая плутовка-воровка, а честная и прямая в проявлении своих чувств красавица, знающая себе цену: обаятельная, яркая, насмешливая, отважная. Эта новая Кармен собственным духовным благородством и независимостью словно возносилась над всеми, презирающими ее за то, что она родилась бедной цыганкой[2]. Таким образом, в либретто уже была создана иная и сюжетная, и социальная линия.
5 слайд. Действующие лица оперы.
6 слайд. Главные герои оперы.
7 - 10 слайды. Премьера состоялась 3 марта 1875 года.
Публика, как и ожидалось, была в некотором замешательстве. Даже в шоке. Зрители не очень представляли себе, как надо на всё увиденное и услышанное реагировать. С одной стороны — восхитительная музыка уже вошла в их души, но всё происходившее в театре, в этом храме искусств — всё это так мало напоминало то, о чем можно было бы говорить в салонах и ставить в пример подрастающему поколению. Это был провал. Надо сказать, что это был не первый провал в жизни гениального композитора[4], гениальность которого была оценена лишь последующими поколениями[10]. Но тут был не просто провал, а провал со скандалом. Авторов обвинили в вульгарности, аморальности и нравственной распущенности[1]. Расстроенный Жорж Бизе оставил воспоминания, считая виноватым в провале режиссера Шарля Поншара[9]. Трудно назвать виновного в провале; скорее всего, это было время, не готовое к пониманию такого произведения.
Тем не менее, несмотря на провал, «Кармен» выдержала в год премьеры всего сорок пять представлений. Это был настоящий рекорд, которому безусловно способствовало любопытство, желание увидеть такой скандальный спектакль, о котором говорил весь Париж и который неистово подвергали хуле все газеты.
После тридцать третьего представления[4] прибавилось еще потрясение, вызванное смертью композитора, убитого, как говорили, незаслуженной неудачей — 3 июня 1875 года, ровно через три месяца после провальной премьеры оперы «Кармен» скончался Жорж Бизе, ему было 36 лет. Он умер от сердечного приступа[10], но спровоцировать болезнь вполне могла и неудача с «Кармен».
За театральный сезон прошло 48 представлений, в январе 1876 года зрителем был русский композитор П. И. Чайковский; он был покорен музыкой и назвал «Кармен» «шедевром, отражающим в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи“»[10], написав через некоторое время, в 1880 году: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире…»[2]. Слова Чайковского оказались пророческими.
11-16 слайд. Слушание и анализ ярких фрагментов оперы «Кармен».
17 слайд. Творческое задание: как бы вы закончили оперу «Кармен»? Написать свои мысли и чувства по поводу данного сюжета. Поработать сценаристами и попробовать самим создать либретто оперы с данными героями.
Просмотр содержимого документа
«Ж.Бизе,опера "Кармен"»
Жорж Бизе (1838—1875) – французский композитор, автор самой популярной оперы в мире.
Вставка рисунка
«Кармен» — опера в 4 актах. Дата создания – 1874.
Авторы либретто : АнриМельяк и ЛюдовикГалеви по мотивам одноимённой новеллыПроспераМериме .
Премьера: 3 марта 1875, Париж, театр «Опера комик» (Opéra-Comique) [2][3] ; режиссер-постановщик ШарльПоншар .
Литературная основа оперы – новелла Проспера Мериме «Кармен»
Вставка рисунка
Проспер Мериме (1803-1870) – французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.
Создатели либретто оперы «Кармен» Людовик Галеви и Анри Мельяк
Действующие лица в опере «Кармен»
Кармен, цыганка — меццо-сопрано (возможно сопрано или контральто)[2]
Хозе, капрал — тенор
Эскамильо, тореадор — баритон
Микаэла, крестьянка, невеста Хозе — сопрано
Цунига, капитан Хозе — бас
Моралес, офицер — бас или баритон
Фраскита, цыганка — сопрано
Мерседес, цыганка — меццо-сопрано или сопрано
Данкайро, контрабандист — баритон
Ремендадо, контрабандист — тенор
Лилас-Пастья — без пения
Проводник — без пения
Время действия: около 1820 года.
Место действия: Севилья и ее окрестности.
Главные герои оперы: Дон Хосе, Кармен, Эскамильо
Первая афиша к опере «Кармен» 1875 год.
Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе состоялась 3 марта 1875 года
Первая исполнительница партии Кармен – Селестина Галли-Марье.
Вставка рисунка
Эта партия, изначально создавалась для этой певицы.
Идея оперы
Утверждение права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хосе – «патриархальная», у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали).
Увертюра к опере «Кармен»
Вставка рисунка
«Сегидилья» из 1 действия
Вставка рисунка
«Хабанера» из 1 действия
Вставка рисунка
«Куплеты Тореадора» из 2 действия
Вставка рисунка
Ария Микаэллы из 3 действия
Вставка рисунка
Антракт к 4 действию
Вставка рисунка
Творческое задание: а как бы вы закончили оперу «Кармен»?