МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.04. Основы бухгалтерского учета
Код и наименование специальности (профессии): 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
входящей в состав УГС 38.00.00 Экономика и управление
Квалификация выпускника: Бухгалтер
2023г.
ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией социально-экономических дисциплин Протокол №от «30» августа 2023г. Председатель ПЦК _________________ _Сулейманова Х.А Подпись ФИО | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе __________Бучаева А.М. Подпись ФИО ____ _______________ 20____ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 04.«Основы бухгалтерского учета» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018г, №69 (с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020 г.).
с учетом:
_ Примерной рабочей программы.
_ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
_ Приказ министерства Просвещения российской федерации от 1 сентября 2022 г. n 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных
образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
− Приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
− Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»;
Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1061н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный N 35697);
Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2015 г., регистрационный N 37271);
Профессиональный стандарт «Аудитор», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2015 г. N 728н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2015 г., регистрационный N 39802).
Разработчик:
-- Джамбекова Загра Магомедбековна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства».
Рецензент / эксперт:
Абурайратова Захра Мирзаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства». Почетный работник СПО.
©Джамбекова З.М. 30 августа 2023г.
ФИО разработчика
© ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы бухгалтерского учета» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, 08, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 4.1. ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 | применять в профессиональной деятельности нормативные требования в области бухгалтерского учета; следовать методам и принципам бухгалтерского учета; ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности. | понятие и значение бухгалтерского учета, его историю; пользователей бухгалтерской информации для обеспечения их интересов и потребностей; национальную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета; международные стандарты финансовой отчетности; предмет, метод и принципы бухгалтерского учета. |
следуя методам и принципам бухгалтерского учета уметь использовать данные, отражаемые на счетах и в регистрах бухгалтерского учета для получения необходимой информации о деятельности хозяйствующего субъекта. | общие положения по законодательному и нормативному регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации; действующие уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. |
| | содержание нормативно пра- вовой документации, ее влия- ние на результат деятельности организации; возможные пути профессио- нального развития , повыше- ния квалификации, самообра- зования. |
| организовывать работу кол- лектива и команды взаимо- действовать с руководством, коллегами и клиентами; оценивать ситуацию и прини- мать эффективные решения по распределению работы между коллегами в ходе про- фессиональной деятельности. | |
| формировать и поддерживать высокую организационную (кор- поративную) культуру при ра- боте в коллективе. | Особенности социального и культурного делового обще- ния с руководством , колле- гами , клиентами при форми- ровании документов и постро- ении устных сообщений. |
| показать значимость гражданско- патриотической позиции и своей про- фессии в целях противодействия легали- зации (отмывания)доходов, полученных преступным путем, применять стан- дарты антикоррупционного поведения. | сущность гражданско-патрио- тической позиции и значимость про- фессиональной деятельности бухгал- тера. |
| применять средства информацион- ных технологий для решения професси- ональных задач, использовать совре- менное программное обеспечение. | современные средства и устройства информации , порядок их применения и программное обеспе- чение в профессиональной деятель- ности. |
| понимать тексты на базовые и про- фессиональные темы, участвовать в диа- логах, обосновывать и объяснять свои действия; различать особенности указания реквизитов в бухгалтерских документах на разных языках. | лексический минимум, отно- сящийся к описанию фактов хозяй- ственной жизни, объектов учета и процессов в профессиональной дея- тельности. | |
| выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи по выбору способов оценки, порядка организации и способов ведения учета и обобщения информации для определения инвестиционной привлекательности коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности. | основы финансовой грамотности, порядок выстраивания презентаций. | |
| принимать произвольные первич- ные бухгалтерские документы, рас- сматриваемые как письменное дока- зательство совершения хозяйствен- ной операции или полученные разре- шения на ее проведения; проверять наличие в первичных бухгалтерских документах обяза- тельных реквизитов; -заносить данные по бухгалтерским документам в регистры учета; -исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах | общие требования к бухгалтер- скому учету в частности докумен- тирования всех хозяйственных дей- ствий и операций; понятие первичной бухгалтерской документации; определение первичных бухгал- терских документов; обязательные реквизиты первич- ного учетного документа; и порядок их составления; обязательные реквизиты реги- стров бухгалтерского учета и поря- док их составления. | |
| - понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности ор- ганизаций; -обосновывать необходимость раз- работки рабочего плана счетов на ос- нове типового плана счетов бухгал- терского учета финансово-хозяй- ственной деятельности организаций. | сущность плана счетов бухгалтер- ского учета финансово-хозяйствен- ной деятельности организаций; теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгал- терского учета в финансово-хозяй- ственной деятельности организации; инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; принципы и цели разработки | |
| | | | рабочего плана счетов бухгалтер- ского учета организации. |
| | - на основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономиче- скому содержанию , назначению и структуре формировать бухгалтерские проводки по учету фактов хозяйствен- ной жизни организации. | - классификацию счетов бухгал- терского учета по экономическому содержанию, назначению и струк- туре. |
| | - на основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономиче- скому содержанию , назначению и структуре формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации. | - классификацию счетов бухгалтер- ского учета по экономическому со- держанию, назначению и структуре. |
| | -на основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономиче- скому содержанию , назначению и структуре формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечисле- нию налогов и сборов в бюджеты раз- личных уровней. | классификацию счетов бухгал- терского учета по экономическому содержанию, назначению и струк- туре. аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» |
| | - на основе классификации счетов бух- галтерского учета по экономическому содержанию , назначению и структуре формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страхо- вых взносов во внебюджетные фонды. | классификацию счетов бухгалтер- ского учета по экономическому со- держанию, назначению и структуре. аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхова- нию» |
| | отражать нарастающим итогом на сче- тах бухгалтерского учета имуществен- ное и финансовое положение организа- ции; определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период; закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчет- ности. | механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период; методы обобщения информации о фактах хозяйственной жизни органи- зации за отчетный период; порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведо- мости; методы определения результатов хозяйственной деятельности за |
| | | | отчетный период; - методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 88 |
в т. ч. в форме практической подготовки | 88 |
в т. ч. | |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 30 |
Консультация | 2 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме зкзамена | 6 |
2.2. Календарно - тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Вид занятия | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | | 4 |
Введение | Предмет и задачи учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета». | 2 | ЛЗ | ЛР 2, ЛР 3, |
Тема 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 12 | | ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 ОК 01, ОК 02, ОК 03. ОК 04. |
1. Сущность и функции бухгалтерского учета. | 2 | КУ |
2. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. | 2 | КУ |
3. Пользователи учетной информации в рыночной экономике, их интересы и потребности. | 2 | КУ |
4. Принципы (требования и допущения) бухгалтерского учета. | 2 | КУ |
5. Учетная политика организации. | 2 | КУ |
| Самостоятельная (аудиторная)работа обучающихся: изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете» | 4 | | ОК 05. ОК 06. |
Тема 2. Предмет и объекты бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 16 | | ОК 07. ОК 08. ОК 09. ПК 1.1. ЛР 2, ЛР 3, |
1. Объекты бухгалтерского учета экономического субъекта. | 2 | КУ |
2. Характеристика активов по составу и размещению и источникам их образования. | 2 | КУ |
3. Характеристика хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни. | 2 | ПУ |
том числе, практических занятий Практическое занятие №1 Группировка активов и источников их формирования. | 2 | ПЗ | ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 |
Практическое занятие №2 Характеристика активов по составу и размещению и источникам их образования. | 2 | ПЗ |
Тема 3. Бухгалтерский баланс | Содержание учебного материала | 10 | | ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 ОК 01, ОК 02, ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. |
1.Балансовый метод отражения информации.. | 2 | ЛЗ |
2. Строение бухгалтерского баланса. | 2 | КУ |
3. Типовые изменения в бухгалтерском балансе под влиянием фактов хозяйственной жизни. | 2 | КУ |
В том числе практические занятия | 4 | |
Практическое занятие №3,4 Составление бухгалтерского баланса. Составление бухгалтерского баланса. | 2 2 | ПЗ ПЗ |
Тема 4. Методологические основы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 30 | | ОК 07. ОК 08 ОК 09. ПК 1.1. ЛР 2, ЛР 3, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 4 ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 |
1. Сущность двойной записи на бухгалтерских счетах. Счета синтетического и аналитического учета. | 2 | ЛЗ |
2.Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию. | 2 | КУ |
3. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре и назначению. | 2 | КУ |
4. Счета бухгалтерского учета. Сущность двойной записи на бухгалтерских счетах. | 2 | КУ |
5. План счетов бухгалтерского учета. Счета бухгалтерского учета. | 2 | КУ |
6. Рабочий план счетов. | 2 | КУ |
Документирование. 7. Инвентаризация. Оценка активов и обязательств. Калькуляция. | 2 | КУ |
В том числе практические занятия Практическое занятие №5 1. Открытие счетов синтетического и аналитического учета. | 14 2 | ПЗ |
Практические занятия №6,7,8 1. Составление бухгалтерских записей (корреспонденция счетов) по совершенным фактам хозяйственной жизни и регистрация их в журнале регистрации фактов хозяйственной жизни. | 2 2 2 | ПЗ ПЗ ПЗ |
Практическое занятие №9,10 1. Отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи. | 2 2 | ПЗ ПЗ |
Практическое занятие №11 1. Подсчет оборотов и остатков на счетах синтетического и аналитического учета. | 2 | ПЗ |
Практическая №12 1. Обобщение данных синтетического и аналитического учета в оборотных ведомостях. | 2 | ПЗ |
Тема 5. Формы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 6 | | ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. |
1. Регистры бухгалтерского учета. 2. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах. | 2 2 | ЛЗ |
КУ |
| В том числе практические занятия Практическое занятие №13: 1.Исправление ошибок в бухгалтерских документах | 2 | ПЗ | ОК 09. |
Тема 6. Бухгалтерская(финансовая) отчетность | Содержание учебного материала | 8 | | ПК 1.1. |
1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. | 2 | ЛЗ |
2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой отчетности). | 2 | КУ |
В том числе практические занятия | 4 | |
Практическое занятие № 14 Составление отчета «Бухгалтерский баланс». | 2 | ПЗ |
Практическое занятие №15 Составление отчета «Бухгалтерского баланса» | 2 | ПЗ |
Промежуточная аттестация – экзамен | 6 | | |
Консультация | 2 | | |
Всего: | (88) | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально – техническое обеспечение
Кабинет бухгалтерского учета, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, автоматизированное рабочее место преподавателя, доска, комплект бланков унифицированных первичных документов, комплект учебно-методической документации: сборники задач, ситуаций, тестовых заданий: комплект форм учетных регистров, наличие контрольно-кассового оборудования; техническими средствами обучения: интерактивная доска/экран, проектор, компьютер с выходом в сеть Интернет, наглядно-раздаточный и учебно-практический материал
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Печатные издания и электронные издания
Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 13858-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489909 (дата обращения: 04.07.2022).
Захаров, И. В. Бухгалтерский учет и анализ : учебник для среднего профессионального образования / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова ; под редакцией И. М. Дмитриевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 423 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02594-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489863 (дата обращения: 04.07.2022).
Дополнительные источники:
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая изменениями.
Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями.
Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в действующей редакции).
Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (в действующей редакции).
Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"(в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"(в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"(ПБУ 4/99) (в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"(в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")(в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 27.12.2007 №153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 19.11.2002 №115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 15.11.2019г. №180н "Об утверждении Федерального стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н "Об утверждении Федерального стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020
«Капитальные вложения». (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 13.12.2010 №167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 28.06.2010 №63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 10.12.2002 №126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02"(в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 06.10.2008 №107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (В действующей редакции).
Приказ Минфина России от 27.11.2006 №154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 25.12.2007 №147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)"(в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 №92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"(в действующей редакции).
Приказ Минфина России от 24.10.2008 №116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)" (в действующей редакции)
Приказ Минфина России от 29.04.2008 №48н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)" (В действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 №125н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)" (в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 16.10.2018 №208н "Об утверждении Федерального стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 " Бухгалтерский учет аренды" (в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 16.04.2021 №62н "Об утверждении Федерального стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 " Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (в действующей редакции).
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"(в действующей редакции).
- Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
- Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru.
Финансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL: www.banki.ru
Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Алисенов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 471 с.
Дорман, В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 107 с.
Прокопьева, Ю. В. Бухгалтерский учет и анализ : учебное пособие для СПО / Ю. В. Прокопьева. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 268 c. — ISBN 978-5- 4488-0336-9, 978-5-4497-0404-7. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/90197 (дата обращения: 23.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Журналы «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Новости реформы бух. учета»,
«Международные стандарты финансовой отчетности».
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. Приложение к журналу «Финансы». М., «Финансы и статистика».
Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
Понятие, сущность и значение бухгалтерского учета, его историю, национальную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, международные стандарты бухгалтерской отчетности. | Понимание сущности и значения бухгалтерского учета, национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и МСФО. | Оценка по результатам устного и письменного опроса на поставленные вопросы. |
Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета. | Знание и понимание объектов бухгалтерского учета, хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни. | Оценка по результатам решения практикоориентированной (ситуационной задачи). |
Балансовый метод отражения информации, строение бухгалтерского баланса | Знание и понимание структуры бухгалтерского баланса. Типовые изменения в бухгалтерском балансе под влиянием фактов хозяйственной жизни. | Оценка по результатам выполнения тестового задания |
Методологические основы бухгалтерского учета. | Знание основных элементов метода ведения бухгалтерского учета: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция , понятие о счетах и двойной записи на бухгалтерских счетах. Классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, по структуре и назначению. | Текущий контроль в форме : - устного и письменного опроса на поставленные вопросы; - выполнение тестовых заданий; - решения практикоориентированных (ситуационных заданий); - защита практических заданий. |
Формы бухгалтерского учета | Знание регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета и способы исправления ошибок в бухгалтерских документах. | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса на поставленные вопросы; |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность. | Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и основные требования предъявляемые к ней. | Оценка по результатам проверочных работ |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
Применять в профессиональной деятельности нормативные требования в области бухгалтерского учета. | Следуя методам и принципам бухгалтерского учета принимать бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции, проверять обязательные реквизиты , вести регистры учета, исправлять ошибки в бухгалтерских документах. | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса на поставленные вопросы; |
Разрабатывать и согласовывать с руководством Рабочий план счетов организации | Обосновывать необходимость разработки Рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. | Текущий контроль в форме: - решения практикоориентированных (ситуационных заданий-составление Рабочего плана счетов) |
Формирование бухгалтерских проводок по учету активов и источников их формирования, расчетов | На основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации, источников их формирования, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, по определению финансового результата деятельности организации. | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса на поставленные вопросы; - выполнение тестовых заданий; - решения практикоориентированных (ситуационных заданий); - защита практических заданий. |
Определять имущественное и финансовое положение организации за отчетный период и заполнять формы бухгалтерской отчетности | Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности. | Текущий контроль в форме: - решения практикоориентированных (ситуационных заданий-запонение бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах) |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства»
Рецензия на рабочую программу
учебной дисциплины
(в структуре программы подготовки специалистов среднего звена)
Общие сведения
Фамилия Имя Отчество разработчика программы дисциплины; Джамбекова З.М
2. Код и наименование специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
3. Индекс и наименование дисциплины ОП.04. «Основы бухгалтерского учета»
4.Количество часов на освоение программы:
Максимальное количество часов на дисциплину: | 88 | час: |
Практической подготовки | 88 | час, в том числе: |
| 84 | час, в том числе: |
объем времени обязательной части ППССЗ | 38 | час. |
объем времени вариативной части ППССЗ | 46 | час. |
Теоретические занятия | 46 | |
лабораторные работы | - | час. |
практические занятия | 30 | час. |
курсовая работа (проект) | - | час. |
самостоятельная работа студентов | 4 | час. |
Консультация | 2 | |
Итоговая аттестация (Экзамен) | 6 | |
5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента
Абурайратова Захра Мирзаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства». Почетный работник СПО.
Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины
Комплексная оценка программы дисциплины | Оценка в баллах |
1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины | Макс. балл 1,0 = 0,25х4 |
1.1 | | Титульный лист содержит информацию: наименование органа управления образованием; наименование образовательной организации; индекс и наименование учебной дисциплины (по учебному плану); код и наименование специальности (профессии) укрупненная группа специальностей (профессий) квалификация выпускника год разработки; сведения о согласовании программы дисциплины цикловой комиссией и решении об утверждении программы; сведения о нормативных документах, на основании которых разрабатывалась программа; сведения о разработчиках и рецензентах | 0,25 |
1.2 | | Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по установленной форме. | 0,25 |
1.3 | | Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов программы дисциплины | 0,25 |
1.4 | | Структура программы соответствует макету | 0,25 |
Итоговый балл | 1,0 |
2. Оценка раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины» | Макс. балл 1, 0 = 0,25х4 |
2.1 | | Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную информацию опринадлежности программы дисциплины к ППССЗ по специальности и укрупненной группе специальностей, возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении. | 0,25 |
2.2 | | В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена» правильно указывается принадлежность дисциплины к обязательной и/или вариативной части учебного цикла ППССЗ. | 0,25 |
2.3 | | Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» содержит обязательные требования к умениям и знаниям в полном соответствии с ФГОС СПО по специальности и дополнительные требования к умениям и знаниям, установленные колледжем к выпускникам (вариативная часть ППССЗ) | 0,25 |
2.4 | | Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самостоятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом | 0,25 |
Итоговый балл | 1,0 |
3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины» | Макс. балл 1,0 = 0,20х5 |
3.1 | | Таблица 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» содержит почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответствии с формой и полностью совпадает с количеством часов, установленным учебным планом по специальности; форма итоговой (промежуточной аттестации) указывается правильно | 0,20 |
3.2 | | Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» составлен в полном соответствии с формой; объемы часов по видам учебной работы обучающихся в паспорте программы и таблицах 2.1, 2.2 совпадают | 0,20 |
3.3 | | Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименовании разделов и тем программы,содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и знаниям, учитывает современное состояние науки и производства; уровни освоения дидактических единиц обозначаются дидактически целесообразно; вариативная часть содержания программы выделяется курсивом | 0,20 |
3.4 | | Указывается порядковая последовательность лабораторных и практических занятий; тематика лабораторных и практических занятий, курсового проекта (работы) (при наличии) учитывает условия будущей профессиональной деятельности обучающихся; | 0,20 |
3.5 | | Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся способствует их творческому развитию, соответствуют целям и задачам освоения учебной дисциплины | 0,20 |
Итоговый балл | 1,0 |
4. Оценка раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины» | Макс. балл 1,0 = 0,25х4 |
4.1 | | Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения, необходимых для реализации программы дисциплины. | 0,25 |
4.2 | | Перечисленное оборудование является достаточным для проведения лабораторных и практических занятий, предусмотренных программой дисциплины | 0,25 |
4.3 | | Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит переченьпечатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине; Год издания основной литературы не старше 5 лет | 0,25 |
4.4 | | Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления». | 0,25 |
Итоговый балл | 1,0 |
5. Оценка раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» | Макс. балл 1,0 = 0,25х4 |
5.1 | | Наименования умений и знаний полностью совпадают с указанными в п. 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» | 0,25 |
5.2 | | Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизирован с учетом специфики обучения по дисциплине | 0,25 |
5.3 | | Указанные формы и методы контроля и оценки отвечают принципам продуктивного обучения | 0,25 |
5.4 | | Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему достоверной и объективной диагностики результатов освоения дисциплины | 0,25 |
| Итоговый балл | 1,0 |
Общее заключение: |
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению. |
Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисциплины:
_____________________________________________________________________
Дата: «30» августа 2023г.
Рецензент/эксперт: ____________/_Захра Мирзаевна Абурайратова
подписьИ.О. Фамилия
С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(а):
____________/_Загра Магомедбековна Джамбекова
подпись И.О. Фамилия
1