Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«Приморский профессиональный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК «ППТ»
_______________....................
«__»______________201_г.
рАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП. 02. «Материаловедение»
по профессии среднего профессионального образования
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Уровень основной образовательной программы: базовый
Профиль: технический.
Форма обучения: очная.
Срок обучения ОПОП: нормативный 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования.
Приморский, 201_
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования по 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013г. №669, (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 09.04. 2015 г. № 389
«О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования).
Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Приморский профессиональный техникум».
Разработчик:
……………….. преподаватель спецдисцеплин.
Рассмотрено на заседании ЦМК____ Утверждено решением педагогического
Протокол№__от «__»_______201_г. совета ГБПОУ РК «ППТ»
Председатель …………………._______ протокол № ___от «__»__________201_г. Председатель_______________________
Согласовано с заместителем
директора по УР
____________ ……………….
«___» ____________ 201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 5
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям среднего профессионального образования СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-определять основные свойства материалов по маркам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе общими (ОК) компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 13 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
Написание докладов Написание рефератов Подготовка сообщений Подготовка презентаций Составление кроссвордов | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Материаловедение» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уров. освоен. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | | 2 | 2 |
Определение целей, задач и содержания курса. Материаловедение, основные понятия. | |
Раздел 1. Свойства материалов. | Тема 1.1. Свойства материалов и методы испытаний. | 14 | |
| Физические свойства материалов. Химические свойства материалов. Механические свойства материалов. Эксплуатационные свойства. Технологические свойства. Способы испытания металлов. Технология испытаний на твёрдость. | |
Практические занятия. Определение твердости металлов. | |
Контрольная работа №1. |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовить доклад на тему: Физические и химические свойства металлов и сплавов. Механические свойства металлов и сплавов. |
Раздел 2. Металлы и их сплавы. | Тема 2.1. Железоуглеродистые сплавы. | 20 | 2 |
Строение металлов и сплавов. | |
| Общие сведения о железоуглеродистых сплавах. Выплавка чугуна и стали. Виды чугунов. Маркировка чугунов и свойства чугунов. Применение чугунов. Углеродистые стали, их виды. Свойства углеродистых сталей. Углеродистые инструментальные стали. Легированные стали, их виды. Свойства легированных сталей. Маркировка и применение легированных сталей. Легированные инструментальные стали. | |
Практические занятия. Расшифровка маркировки сталей. | |
Контрольная работа №2. |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка реферата по теме: Специальные стали. |
Способы получения отливов из литейных сплавов. Подготовка доклада по теме: Маркировка легированных сталей. Стали с особыми свойствами. Составление тематических кроссвордов на тему «Железоуглеродистые сплавы ». |
Тема 2.2. Цветные металлы и сплавы. | 14 | 2 |
Медь: свойства, маркировка и применение. Медные сплавы. Алюминий: свойства, маркировка и применение. Алюминиевые сплавы. Титан, магний и их сплавы. Антифрикционные сплавы. |
Практические занятия. | |
Изучение свойств цветных металлов. |
Контрольная работа №3. |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка реферата по теме: Свойства и применение титана и его сплавов. Свойства и применение магния и его сплавов. Написание презентации по теме: Применение деформируемых алюминиевых сплавов. Составление тематических кроссвордов на тему «Цветные металлы и сплавы». |
Тема 2.3. Коррозия металлов. | 6 | 2 |
Сущность и виды коррозии. Методы защиты металлов от коррозии. |
Практические занятия. Выбор и нанесение антикоррозионного покрытия | |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка реферата по теме: Виды и применение антикоррозионных покрытий. |
Тема 2.4. Термическая обработка металлов. | 10 | 2 |
Сущность и назначение термообработки. Технология отжига и нормализации металла. Технология закалки металла. Технология отпуска металла. Дефекты термообработки. |
Практические занятия. Выполнение закалки и отпуска стали. | |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Написание реферата по теме: Оборудование для термообработки. |
Раздел 3. Неметаллические материалы. | Тема 3.1. Виды, свойства, и назначение неметаллических материалов. | 11 | 2 |
| Виды и назначение полимерных материалов. Виды и назначение стекла и керамических материалов. |
Лакокрасочные материалы. Виды и автомобильной резины. |
Практические занятия. Выбор автомобильной резины. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | |
Правила применения охлаждающих и смазочных материалов. Производство материалов и экология. Написание доклада на тему: Экономическая эффективность материалов. Подготовка презентации на тему: «Виды пластмасс, применяемых в автостроении». |
Раздел 4. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости. | Тема 4.1. Горюче-смазочные материалы. | 12 | 2 |
| Виды, свойства и применение автомобильного топлива. Автомобильные масла. Автомобильные смазки. Эксплуатационные жидкости. |
Практические занятия. Определение качества бензина. | |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Написание реферата на тему: Характеристика охлаждающих жидкостей. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел. Написание доклада на тему: Виды технологической жидкости для очистки деталей. Составление тематических кроссвордов на тему « Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости». |
Дифференцированный зачет | 1 |
Всего: | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. Условия реализации учебной дисциплины 4.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедения»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А Черепахин – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384с.
2. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования. - М: Академия, 2011.
3.Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В.Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО.-М: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1.Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В.Справочное пособие по материаловедению (металлообработка).-М: Академия,2010.
2.Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – М: Академия.,2008.
3.Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы.--М:Академия,2010.
Соколова Е.Н. Материаловедение: Методика преподавания. М: --Академия,2010.
Интернет-ресурсы:
1.http: //www. com/files/machinery/material/ ;
2.http://materialu-adam.blogspot.co
- 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
- осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и контрольных работ, тестирования и индивидуальных заданий.
-
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Раздел 1. Строение металлов и сплавов. | | | |
Тема 1.1. Свойства металлов и сплавов. | Умения: Выполнять механические испытания образцов материалов. Определять свойства материалов. | Умение определять свойства материалов. Анализ зависимости структуры металла от модификаторов. Выполнение механических испытаний образцов материалов. | лабораторные и практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Тема 1.2 Железоуглеродистые сплавы | Классификация сталей. Влияние углерода на свойства сталей. Изучение свойств инструментальных стали Знать основные свойства, которыми должны обладать стали для штампов и других инструментов холодной обработки давлением. Пользование справочными таблицами для определения свойств материалов. | Умения: Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов. Расшифровка марок сталей | Устный опрос на занятии, лабораторные и практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Тема 1.3. Цветные металлы и сплавы. | Умения: Определять механические и технологические свойств цветных металлов и сплавов. Расшифровывать условные обозначения цветных металлов и сплавов. | Определение механических и технологических свойств цветных металлов и сплавов. Умение расшифровывать условные обозначения цветных металлов и сплавов. | Устный опрос на занятии, реферативная работа учащихся по предлагаемой тематике |
Тема 1.4. Коррозия металлов. | Обоснованный выбор вида антикоррозионного покрытия или материала | Нанесение антикоррозионного покрытия на металл | практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Тема 1.5. Термическая обработка металлов. | Обоснованный выбор вида термической обработки и её необходимости | Проведение термической обработки с соблюдением требуемой технологии | практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Раздел 2. Конструкционные материалы. | | | |
Тема 2.1. Неметаллические материалы. | Изучение основных видов и свойств неметаллических материалов, применяемых в промышленности | Знать разновидности неметаллических материалов. Знать свойства неметаллических материалов | Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике |
Раздел 3. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости. | | | |
Тема 3.1. Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов | Знания: Виды, свойства и назначение горючих и смазочных материалов, их практическое применение | Умения: Определение вида ГСМ по маркировке, их применение в различных узлах и агрегатах автомобиля | Реферативная работа учащихся по предлагаемой тематике, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
-
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | явно выраженный интерес к профессии; трудоустройство по полученной профессии; эффективное самостоятельное изучение профессионального модуля; результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | социологический опрос; экспертная оценка; тестирование |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной, производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.; обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; личная оценка эффективности и качества выполнения работ. | социологический опрос; анкетирование; тестирование |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов и т.д. самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ в соответствии с технологическими процессами сварочных работ; полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы. | социологический опрос; анкетирование; тестирование |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; владение различными способами поиска информации; адекватность оценки полезности информации; используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. | экспертная оценка; наблюдение; тестирование |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | устойчивость навыков эффективного использования современных ИКТ в профессиональной деятельности; устойчивость и демонстрация на практике навыков использования информационно-коммуникационных технологий при оформлении рефератов, работ по УИРС и НИРС, на производственной практике; правильность и эффективность решения нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации; используемость ИКТ в оформлении результатов самостоятельной работы | экспертная оценка; наблюдение; тестирование |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | степень развития и успешное социологический опрос, - наблюдение; - характеристика с производственной практики; - письменный опрос применения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками, ИПР ОУ, потенциальными работодателями в ходе обучения); полнота понимание и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; соблюдение принципов профессиональной этики | социологический опрос; анкетирование; тестирование |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | самостоятельный выбор учетно-военной специальности родственной полученной профессии; применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы | социологический опрос; анкетирование; тестирование |
- Итоговая аттестация проводится в виде дифференцированного зачёта, допуском к дифференцированному зачёту является выполнение, лабораторных работ, практических занятий, тестирование,самостоятельная работа.
6