СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью  основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО, утверждённого Приказом Минобрнауки России  от 22 апреля 2014 года № 383, по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта по направлению подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»»

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кинешемский политехнический колледж»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

Основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

Программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

























г. Кинешма

2014 г.







Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Профессиональная подготовка»

Протокол № 1от «28» августа 2014 г.

Руководитель

_______________________Л.В. Акинфиева


Утверждаю:

Директор ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»


___________________В.Н. Поваров

«_____» ________________ 2014 г.


Утверждена на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «29» августа 2014 г.


Рабочая программа МДК 03.01. «Слесарное дело и технические измерения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 согласно Регионального профессионального стандарта по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2008 года г. Тамбов., в соответствии с рекомендациями по разработке рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей вариативной части ОПОП СПО ППССЗ.

































Организация-разработчик:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский политехнический колледж»


Разработчик: Андрианов А.В. преподаватель,

ОГБПОУ «Кинешемский политехнический

колледж» ___________

(подпись)


Рецензенты: Герасименко Т.Б., зам. директора по УПР

ОГБПОУ «Кинешемский политехнический

колледж» ___________

(подпись)



































СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14









1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение



1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года № 383, по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта по направлению подготовки

18511 Слесарь по ремонту автомобилей

11442 Водитель автомобиля

15594 Оператор заправочных станций

в части освоения основного вида профессиональной деятельности; транспортировка грузов и перевозка пассажиров, при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины ОП.3 Материаловедение.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- выбирать материалы для профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;





знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 час.







































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


лабораторные работы

10

практические занятия

4

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


подготовка рефератов

-

внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме зачета





















2.2. Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины ОП.3 «Материаловедение».




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)



Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

ОП.3 «Материаловедение».




Раздел 1. Сведения о металлах и сплавах




Тема 1.1. Строение, свойство и производство металлов

1. Классификация металлов.

12

2-3

2. Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Влияние примесей и других факторов на процесс кристаллизации.

3. Механические, физические, химические, технологические свойства металлов.

4.Понятие о сплаве, компоненте. Механические смеси, твердые растворы, химические соединения.

5.Диаграммы состояния двойных сплавов.

6.Зависимость свойств сплавов от их состава и строения.

7. Коррозия металлов. Виды коррозии. Факторы, влияющие на процесс коррозии. Методы защиты металлов от коррозии.

Практические занятия (не предусмотрены)

Лабораторные занятия (не предусмотрены)

Тема 1.2. Железоугле-родистые сплавы

1.Железо и его свойства. Углерод и его свойства.

12

2

2.Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов: аустенит, феррит, перлит, цементит, ледебурит. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

3. Углеродистые стали и их свой-ства. Влияние посторонних примесей на свойство углеродистых сталей

4. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей.

5. Влияние примесей на структуру и свойства чугуна. Влияние графитовых включений и структуры на механические свойства чугуна.



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)



Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.2. Железоугле-родистые сплавы

6.Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны.



Контрольная работа по разделу: «Сведения о металлах и сплавах»

2

Практические занятия

1.Выбор марок металлических сплавов в зависимости от назначения деталей

2

Лабораторные занятия

1.Определение твёрдости стали.

6

2.Определение предела прочности при растяжении металлических сплавов

3.Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов.

Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Самостоятельное изучение следующих тем:

1. Применение основных свойств металлов и сплавов.

2. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

3. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

4. Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

10

Раздел 2. Цветные металлы и сплавы



Тема 2.1. Цветные металлы и сплавы

1. Сплавы цветных металлов.

10

2-3

2. Медь, ее свойства. Сплавы на медной основе, их свойства,

маркировка и применение.

3. Легкие сплавы. Алюминиевые сплавы на основе титана. Свойства, маркировка и применение легких сплавов.

4. Антифрикционные сплавы. Баббиты, бронзы и чугуны.

5. Требования, предъявляемые к подшипниковым сплавам.

Практические занятия (не предусмотрены)





Лабораторные занятия

1. Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов.

4


2. Ознакомление со структурой и свойствами сплавов цветных металлов

Тема 2.2. Сплавы порошковой металлургии

1. Порошковые материалы. Технология получения порошков.

6

2

2. Классификация порошковых сплавов. Применение порошковых сплавов в машиностроение и ремонтном производстве.

3. Классификация, маркировка и применение металлокерамических порошковых сплавов.

Контрольная работа по разделу: « Цветные металлы и сплавы»

Практические занятия (не предусмотрены)



Лабораторные занятия

1. Методы получения и свойства порошковых материалов.

2


Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Самостоятельное изучение следующих тем:

1. Основные свойства цветных металлов и их применение.

2. Основные свойства сплавов цветных металлов и их применение

3. Получение цветных металлов и их сплавов.

5


Раздел 3. Неметаллические материалы



Тема 3.1. Абразивные материалы, пластмассы и прокладочные материалы

1. Абразивные материалы: общие сведения, абразивный инструмент.

8

2-3

2. Пластмассы. Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы.

3. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобильном машино-строении и ремонтном производстве.

4. Прокладочные материалы: кожа, фибра, войлок, бумага, картон, паронит, клин-герит, пробка, асбометаллические прокладки и кольца, их характеристика, при-менение, свойства.

Практические занятия (не предусмотрены)

Лабораторные занятия (не предусмотрены)






Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)



Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 3.2. Автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости

1. Краткие сведения о нефти и получению из нее автомобильных топлив, виды топлива.

14

2-3

2. Автомобильные масла: виды, классификация, назначение.

3. Автомобильные пластические смазки: место пластичных смазок в организации технического обслуживания автомобиля. Назначение и требования к пластичным смазкам, их производство, физико-химические и механические свойства.

4. Марки смазок и их применение, определение качества, нормы расхода.

5. Автомобильные специальные жидкости.

6. Организация рационального применения топлив, смазочных ма-териалов и специальных жидкостей на автомобильном транспорте.

7. Токсичность и огнеопасность эксплуатационных материалов.

Практические занятия

1. Оценка качества бензина и дизельного топлива по внешним признакам

2


Лабораторные занятия (не предусмотрены)



Тема 3.3. Лакокрасочные материалы

1.Назначение лакокрасочных материалов и требования к покрытиям из них.

8

2

2.Способы получения, строения и классификация лакокрасочных покрытий.

3.Компоненты лакокрасочных материалов. Маркировка лакокрасочных материалов и покрытий.

4.Мастики и материалы для ухода за покрытиями.

Тема 3.4. Резиновые материалы

1.Свойства резины. Основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины.

8

2

2.Изменение свойств резины в зависимости от температуры.

3.Изменения свойств резины в процессе старения.

4.Изменения свойств резины от контакта с жидкостями.



Наименование разделов и тем

Контрольная работа по разделу: « Неметаллические материалы»


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)




Объем часов



Уровень освоения

1

2

3

4


Практические занятия (не предусмотрены)



Лабораторные занятия (не предусмотрены)

Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Самостоятельное изучение следующих тем:

1.Изучение свойств абразивных материалов.

2.Изучение свойств различных видов топлив, масел, смазок и специальных жидкостей.

3. Изучение свойств, классификации, характеристики, маркировки лакокрасочных материалов.

4. Изучение свойств резиновых материалов.

5


ИТОГО :80 ЧАСОВ



















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета «Материаловедение»: парты, стулья, классная доска, стол преподавателя, стеллажи для книг, плакатница, информационные стенды, учебно-наглядные пособия: объемные модели металлической кристаллической решетки; образцы металлов: стали, чугуна, цветных металлов и сплавов.

Оборудование медиастудии: проектор, ноутбук, выход в сеть интернет, DVD, доска, парты, стулья, современные носители информации (видеоинформация, слайды).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Моряков О.С. Материаловедение: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 236 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. посо-бие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

Соколова Е.Н. Материаловедение. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – Серия: На-чальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

Заплатин В.С. Справочное пособие по материаловедению. – ОИЦ «Академия», 2007. -220с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Давыдова И.С., Максина Е.Л. Материаловедение. Учебное пособие.- ИНФРА-М, Издательский дом, РИОР, 2008 г.



















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Раздел (тема)

учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел 1. Сведения о ме-таллах и сплавах

Умение правильно

-выполнять механические испытания;

-использовать физико-химические методы;

- определять прочность ме-таллов и характеризовать их;

-пользоваться справочными таблицами для определения свойств;

-выбирать материалы для осуществления профессио-нальной деятельности.

Знание

-основных свойств и класси-фикации, наименования, маркировки, свойств чугуна и стали;

-основных сведений о метал-лах и сплавах.

Правильность

-выполнения механиче-ских испытаний;

-использования физико-химических методов;

-выбора материалов для осуществления профес-сиональной деятельно-сти.

Нахождение необходи-мой информации в учебной и справочной литературе.

Текущий кон-троль:

-выполнение ин-дивидуальных домашних зада-ний;

-тестирование;

-экспертное оце-нивание выполне-ния лабораторных и практических работ.

Раздел 2. Цветные металлы и сплавы

Умение правильно

-выполнять механические испытания;

-использовать физико-химические методы;

-пользоваться справочными таблицами для определения свойств цветных металлов и их сплавов;

-выбирать материалы для осуществления профессио-нальной деятельности.

Знание

-основных свойств и класси-фикации, наименования, маркировки, цветных металлов и их сплавов.

Правильность

-выполнения механиче-ских испытаний;

-использования физико-химических методов;

-выбора материалов для осуществления профес-сиональной деятельности.

Нахождение необходи-мой информации в учебной и справочной литературе.

Текущий контроль:

-выполнение ин-дивидуальных домашних заданий;

-тестирование;

-экспертное оце-нивание выполне-ния лабораторных и практических работ.

Раздел 2. Цветные металлы и сплавы

Умение правильно

-выполнять механические испытания;

-использовать физико-химические методы;

-пользоваться справочными таблицами для определения свойств цветных металлов и их сплавов;

-выбирать материалы для осуществления профессио-нальной деятельности.

Знание

-основных свойств и класси-фикации, наименования, маркировки, цветных металлов и их сплавов

Правильность

-выполнения механиче-ских испытаний;

-использования физико-химических методов;

-выбора материалов для осуществления профес-сиональной деятельности.

Нахождение необходи-мой информации в учебной и справочной литературе.

Текущий контроль:

-выполнение ин-дивидуальных домашних заданий;

-тестирование;

-экспертное оце-нивание выполне-ния лабораторных и практических работ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!