ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ. Вариант 2
В заданиях 1–15 выберите один верный ответ из четырех.
Репродуктивным органом растений является:
цветок;
лист;
стебель;
корень.
Кожное чувство не воспринимает:
вкус;
боль;
звук;
тепло.
Ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы, содержатся в:
ЭПС;
рибосомах;
митохондриях;
лизосомах.
Фотосинтез происходит в:
вакуолях;
лейкопластах;
хромопластах;
хлоропластах.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
АТФ;
глюкоза;
вода;
углекислый газ.
6. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют:
рибосомы;
хромосомы;
лизосомы;
митохондрии.
Из названных заболеваний вызывается вирусом:
чума;
холера;
оспа.
В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
грызуны;
птицы;
насекомые;
копытные.
Отдалённые гибриды обычно бесплодны, так как:
родительские виды в природе не скрещиваются;
в клетках отдалённых гибридов не образуется веретено деления;
их хромосомы вступают в конъюгацию
их хромосомы не вступают в конъюгацию.
10. Растительноядные животные питаются органическими веществами, созданными растениями, поэтому их относят к группе:
гетеротрофов;
автотрофов;
миксотрофов;
хищников.
Растения, состоящие из клеток, не дифференцированных на ткани, относятся к группе:
водорослей;
плаунов;
грибов;
хвощей.
12. К какому классу относят позвоночных животных с двухкамерным сердцем, хрящевым скелетом, жабрами, не прикрытыми жаберными крышками?
хрящевых рыб;
костных рыб;
пресмыкающихся;
земноводных.
Как переводится слово «австралопитек»:
снежный человек;
южный человек;
белая обезьяна;
южная обезьяна.
14. Какая цепь питания правильно отражает пищевые связи между организмами разных видов?
растение – кузнечик – лягушка – ёж;
растение – лягушка - ёж - кузнечик;
кузнечик – растение – ёж – лягушка;
кузнечик – растение – лягушка – ёж.
На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?
акула – лягушка – аллигатор - кролик;
акула – крокодил – кролик - лягушка;
жаба – кролик - собака – акула;
аллигатор – собака – акула - жаба.
В заданиях 16-18 выберите три верных ответа из шести.
16. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот:
1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) участвуют в гуморальной регуляции
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
17. В связи с прямохождением у человека:
1) | освобождаются верхние конечности |
2) | стопа приобретает сводчатую форму |
3) | большой палец руки противостоит остальным |
4) | таз расширяется, его кости срастаются |
5) | мозговой отдел черепа меньше лицевого |
6) | уменьшается волосяной покров |
18. Каковы существенные признаки экосистемы?
1) высокая численность видов консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) наличие общей популяции разных видов
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
При выполнении заданий 19–20 к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
19. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА
А. окисление органических веществ 1) пластический
Б. образование полимеров из мономеров 2) энергетический
В. расщепление АТФ
Г. запасание энергии в клетке
Д. репликация ДНК
Е. окислительное фосфорилирование
20. Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.
| ПРИЗНАКИ ИЗМЕНЧИВОСТИ | | ИЗМЕНЧИВОСТЬ |
А. | обусловлена появлением новых сочетаний генов | 1) | мутационная |
Б. В. | обусловлена изменением генов и хромосом у потомков появляются новые признаки | 2) | комбинативная |
Г. | у потомков сочетаются родительские признаки | | |
Д. | у особей изменяется количество или структура ДНК | | |
Е. | у особей не изменяется количество или структура ДНК | | |
На задания 21-25 дайте полный развернутый ответ.
21. Почему в жаркое время года в рацион человека надо включать больше воды?
22. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
23. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? 24. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?
25. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?