Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку для учащихся 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку для учащихся 10 – 11 классов составлены в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке заданий и требованиями к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также с учётом базовых компонентов образования, основных видов деятельности учащихся, их возраста.
Цель олимпиады:
стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
активизация творческих способностей учащихся;
выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
популяризация русского языка как науки и школьного предмета.
Задачи олимпиады:
пропаганда научных знаний;
развитие у школьников интереса к научной деятельности;
развитие внеурочных форм работы со школьниками;
создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых школьников;
дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональная ориентация учащихся.
Содержание материала разработано с учетом возраста учащихся.
Учащимся предложены задания, в которых они должны продемонстрировать
знание фонетической системы русского языка;
знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
знание русской фразеологии
знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
элементарную осведомлённость в области истории русского языкознания;
коммуникативные умения и навыки.
Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности. Переписывать формулировки заданий нет необходимости, достаточно указать их номер.
На выполнение работы отводится 3 (три) астрономических часа.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий олимпиады по русскому языку в 10 и 11 классах – 100 баллов
Правила поведения во время Олимпиады:
во время выполнения задания участники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
участник не имеет права в течение Олимпиады выносить из аудитории любые материалы, касающиеся Олимпиады (бланки заданий, листы ответа, черновики);
участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.
Ответы к заданиям олимпиады и критерии к проверке творческого задания прилагаются.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап.
10 класс, 2020-2021уч.г.
На выполнение работы отводится 3 (три) астрономических часа.
(Максимальное количество баллов 100)
Задания.
Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.
1. В каком слове три согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл).
А) лелеял
Б) большая
В) сплав
Г) сгиб
2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 2 балла).
[jэл᾽н᾽ик], [рацтво], [поjист], [л᾽ох᾽к᾽иj, [м᾽эснъс᾽т᾽],
Орфоэпия. Нормы ударения в словах
3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).
А) Кровоточить, Б) бармен, В) сабо, Г) торты, Д) жалюзи, Е) облегчить,
Ж) кашлянуть, З) факсимиле.
Знание истории русского алфавита и его истории.
4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За правильный ответ 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла).
А. аз
Б. буки
В. како
Г. омега
Орфография
5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)
А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.
Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
Лексика
6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).
Ах, моя судьба –
Вся как есть татьба…
7. Найдите в списке заимствованные слова. Прокомментируйте, из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово).
Блуза, ботинки, варежки, галстук, платье, жилет, комбинезон, косынка, носки, пальто, рубаха, шорты.
8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Назовите, каких? (за верный ответ 3 балла)
А) Петербург – по-русски, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.
Б) Петербург – по-немецки, Петроград – по-русски, Петрополь – по-гречески.
В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.
Г) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-латыни.
9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.
(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.
Фразеология
10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)
А) ничтоже сумняшеся – совсем не задумываясь
Б) краеугольный камень – основа, существенная часть, главная идея
В) дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность
Г) сизифов труд – очень хлопотное дело
Морфемика и словообразование
11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? Прокомментируйте. (1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).
А) стран-ств-ова-ть
Б) быстр-е-е
В) от-мен-я-я
Г) за-верш-енн-ый
Д) от-меч-ен-а
12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)
Вода - … водянистость
13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 2 балла).
Свинина, говядина, баранина, конина.
Морфология
14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? (За каждый верный ответ по 1 баллу).
Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки.
Синтаксис
15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.
Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (За каждый верный ответ по 1 баллу).
А
Запрещаешь петь и улыбаться, а молиться запретил давно.
Здесь напрасным кажется мечтать.
Никогда не возникнет желания оставить поэзию.
Я пришел восхищаться природой.
Он засел за гравюру, торопился работать.
В
1. дополнение
2.определение
3.обстоятельство
4.подлежащее
5.в составе сказуемого
16. В каком предложении представлен союз что? (1балл) Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? (3 балла) Какую синтаксическую роль слово «что» выполняет в остальных предложениях? (3 балла). Максимальное количество 7 баллов.
А) Возьми книгу, что лежит на столе.
Б) Я не знаю, что нам задали на завтра.
В) Как хорошо, что скоро начинаются каникулы!
Г) Что у вас произошло?
17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)
Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.
Литературоведческие и лингвистические термины
18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).
А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.
В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.
1. антитеза
2. эпифора
3. эллипсис
4. градация
5. параллелизм
19. Укажите фамилии учёных-лингвистов. (За каждый верный ответ по 1 баллу).
Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.
20. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
Ответы к заданиям
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап.
10 класс, 2020-2021уч.г.
Максимальное количество 100 баллов.
Знание фонетической системы русского языка
Фонетика и графика.
Соотношение букв и звуков.
1. В каком слове 3 согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл. Максимальное количество 2 балла).
Б) большая, [б], [л᾽], [j᾽]
2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.
[баиъ] - боится, [jэл᾽н᾽ик] - ельник, [рацтво] - родство, [игзамин] - экзамен, [jизык] - язык, [поjист] - поезд, [л᾽ох᾽к᾽иj] - лёгкий, [м᾽эснъс᾽т᾽] - местность, [па] - подчеркни, [б᾽э- без жизни
Орфоэпия. Нормы ударения в словах
3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 4 балла.
А) КровоточИть, В) сабО, Д) жалюзИ, Е) облегчИть
Знание истории русского алфавита и его истории.
4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За верный ответ - 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла). Максимальное количество баллов 3 балла.
Г. омега
Примерное разъяснение: буква омега была удалена из алфавита в период петровской реформы кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и шрифт с целью упрощения состава русского алфавита за счет исключения из него некоторых букв, одна из которых омега.
Орфография
5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
Лексика
6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).
Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.
7. Найдите в списке заимствованные слова. Из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово). Максимальное количество 14 баллов.
блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;
галстук – из немецк.;
шорты – из англ.
8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Каких? (за верный ответ 3 балла)
В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.
9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.
(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.
Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый - косный, праздный – праздничный.
10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)
Г) сизифов труд – очень хлопотное дело.
Морфемика и словообразование
11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? ((1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).
Б) быстр-е-е
Данное слово представляет собой форму сравнительной степени имени прилагательного или наречия и образуется при помощи суффикса -ЕЕ-
12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)
Вода - … водянистость
Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость
13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 3 балла. Максимальное количество 4 балла)
«Лишним» является слово говядина. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс -ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.
Морфология
14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 4 балла.
А. – 3 Б. – 4 В. – 2 Г. – 1
Синтаксис.
15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.
Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 5 баллов.
А. – 1 Б. – 4 В. – 2 Г. – 3 Д. – 5
16. В каком предложении представлен союз что? Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? Какую синтаксическую роль слово «что» выполняет в остальных предложениях? (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 7 баллов.
В предложении В) «что» является союзом (1балл). В остальных предложениях – относительным местоимением (3балла), в предложениях А и Г – подлежащее (2балла), во 2 предложении – дополнение (1балл).
17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)
5 частей.
5 простых предложений (на это указывают 5 грамматических основ) входит в состав данного сложного предложения
Литературоведческие и лингвистические термины
18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
А. – 5 Б. – 1 В. – 4 Г. – 3 Д. – 2
19. Укажите фамилии учёных-лингвистов (за каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.
20. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни».
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
Критерии оценивания сочинения
К 1
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
К 2
Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2
Работа характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи,
ИЛИ
работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли.
1
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
0
ГРАМОТНОСТЬ
К 3
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено 1-2 ошибки
2
допущено более 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К 4
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущены 1-2 ошибки
2
допущено 2-3 ошибки
1
более 3 ошибок
0
К5
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущены 1-2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К6
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущены 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К7
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К8
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за сочинение
16