СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Олимпиадные задания и ключи по русскому языку, 6 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой подбор олимпиадных заданий и ответов для проведения олимпиады для обучающихся 6 класса на школьном уровне.

Просмотр содержимого документа
«"Олимпиадные задания и ключи по русскому языку, 6 класс"»

Олимпиада школьников по русскому языку

Школьный класс

6 класс

  1. Орфоэпическая норма русского литературного языка


1. Назовите слово, в котором безвариантная норма произношения.

А) симметрия Б) языковой В) квартал Г) казаки


2. Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?

Яд, лен, рай, ай, люк, арап, лоб, шел.


3. Укажите слово, в котором произносится [э] под ударением.

А) свекла Б) новорожденный В) афера Г) планер


  1. Лексическая норма русского литературного языка


1. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по значениям «мало», «много», «бездельничать», «отругать», «далеко», «исчез».


Разделать под орех,

Раз два и обчелся,

Куры не клюют,

Сидеть сложа руки,

Лясы точить,

Дать нагоняй,

Куда Макар телят не гонял,

Был таков,


След простыл,

Как в воду канул,

Во все лопатки.

Кот наплакал

Лодыря гонять,

Пруд пруди,

Капля в море,

Намылить шею

Сидеть сложа руки.


2. Определите, в каком предложении допущена ошибка в словоупотреблении.

А) Большинство книг рассказывало о наших ровесниках.

Б) Большинство школьников учится хорошо.

В) Большинство времени уходило на составление ненужных отчётов.

Г) Большинство мальчиков в классе опоздали на экскурсию.


3. Как правильно сказать: «В природе мы наблюдаем ________________»?

А) обильные ветра Б) обильные снега

В) обильный град Г) обильные дожди


  1. Грамматическая норма русского литературного языка

1. Учеников 6 класса попросили написать объявление.

А) Сережа написал: «Согласно приказу директора школы…».

Б) Валера его поправил: «Согласно приказа директора школы…».

В) Миша предложил: «Согласно с приказом директора школы…».

Г) Саша уточнил: «Согласно по приказу директора школы…».

Кто из ребят прав? Выберите правильный вариант ответа.


2. Поставьте перечисленные имена существительные в единственном числе: ботинки, туфли, сандалии, кеды, тапки, кроссовки.


3. Найдите предложение, в котором нет грамматических ошибок.

А) В нашем городе построены не только новая школа и больница, а

также детская библиотека.

Б) В новом помещении библиотеки можно будет проводить не только

литературные встречи, а и устраивать концерты.

В) На литературный вечер мы пригласили не только известных поэтов

и писателей, но и профессиональных журналистов.

Г) Необходимо обратить внимание не только на чтение рассказа, но и

пересказ.



  1. Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка

    1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.


Прыжки с параш…том


1. Вы видели когда (нибудь) в лесу серенькую белочку-летягу?

2. Давным(давно) все знают какой она спец…алист по прыжкам с параш…том.

3. Параш…т из тонкой кожи натянут у неё справ… и слев… между передними и задними лапками и сверху покрыт ш…рсткой.

4. Забравшись (на)верх дерева, летяга вдруг отталкивает…ся всеми четырьмя лапками от ветки и плавно летит, раст…нув свой параш…т далеко(далеко) по воздуху.

5. Пр…земляется она где (нибудь) по ту сторону полянк… на ни…ких ветках друго…дерева.

6. Так летать она может без устали.


2. Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему текст имеет такое название?

3. Сформулируйте основную мысль текста.

4. Охарактеризуйте художественную роль глаголов в 3-ем абзаце текста.

5. Укажите, какие средства связи существуют между 1-ым, 2-ым и 3-им предложениями:

А) лексические средства связи: местоимение, повтор слова.

Б) грамматические средства связи: местоимение, повтор слова.

В) лексические связи: местоимение, повтор, форма глагола.

Г) грамматические средства связи: местоимение, синонимы, наречие, форма глагола.

6.Определите способ связи между предложениями в 2-ом абзаце текста.

7. Составьте схему 4-ого предложения.

8. Укажите правильный вариант ответа:

А) в предложении № 3 должны стоять две запятые перед

повторяющимся союзом И

Б) в предложении № 3 запятую ставим перед вторым союзом И

В) в предложении № 3 запятых нет

Г) в предложении № 3 должны стоять три запятые перед

повторяющимся союзом И

9. Определите, какая характеристика предложения № 2 в тексте верна.

А) предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

союзное, сложносочиненное

Б) предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

бессоюзное

В) предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

союзное, сложноподчиненное

Г) предложение повествовательное, невосклицательное, простое,

распространенное

10.Укажите правильное объяснение выбора орфограммы.

А) В слове приземляется пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «неполноты действия».

Б) В слове приземляется пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «приближения, присоединения».

В) В слове приземляется пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «пространственной близости».

Г) В слове приземляется пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «сопутствующего действия».













































Олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

6 класс

ОТВЕТЫ

Ответы

Баллы

I. Орфоэпическая норма русского литературного языка

1.В

1 б

2. Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол, ложь, я.


По 0,5 балла

(4 балла)

3.В

1 б

II. Лексическая норма русского литературного языка

«Мало»- кот наплакал, капля в море, раз два и обчелся,

«Много»- куры не клюют, пруд пруди,

«Бездельничать»- сидеть сложа руки, лодыря гонять, лясы точить,

«Отругать»- разделать под орех, намылить шею, дать нагоняй,

«Далеко»- куда Макар телят не гонял,

«Исчез»- был таков, след простыл, как в воду канул, во все лопатки.


По 1 б за группу

(6 баллов)

2.В

1 б

3.Г

1 б

III. Грамматическая норма русского литературного языка

1.А

1 б

2. Мужской род: ботинок, кед.

Женский род: туфля, сандалия, тапка, кроссовка


По 0,5 балла

(3 балла)

3.В

1 б

IV. Текст. Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка

Прыжки с парашютом

Вы видели когда-нибудь в лесу серенькую белочку-летягу?

Давным-давно все знают, какой она специалист по прыжкам с парашютом. Парашют из тонкой кожи натянут у неё справа и слева между передними и задними лапками и сверху покрыт шёрсткой.

Забравшись на верх дерева, летяга вдруг отталкивается всеми четырьмя лапками от ветки и плавно летит, растянув свой парашют далеко-далеко по воздуху. Приземляется она

где-нибудь по ту сторону полянки на низких ветках другого дерева.

Так летать она может без устали.

 

0 ош.- 2 б

 

1-2 ош.- 1б

 

Более 3 ош - 0 б

 

2.Передние и задние лапки белочки устроены как парашют, поэтому она так плавно летит.

1 б

3.Как разнообразна природа. И как мудро все в ней устроено. Мы восхищены белочкой-летягой, умеющей без устали изящно летать с ветки на ветку.

1 б

4.Глаголы «отталкивается», «летит», «приземляется» помогают читателю не только увидеть плавный полет белочки-летяги, но и делают повествование в тексте более медленным, чтобы читатель смог насладиться изящным полетом серенького зверька.

1 б

 

5.А

Местоимение «она»;

повтор слова «с парашютом» – «парашют»

1 б

6.Цепная (последовательная) связь

1 б

7.Если графически: подл., сказ., союз «И», сказ.

Если графически: обст., подл., сказ., союз «И», сказ., обст.

1 б

8.В

1 б

9.В

1 б

10.Б

1 б

Итого

31 балл

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!