СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку с ключами 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания для олимпиады по русскому языку. муниципальный  этап. 2017 год

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку с ключами 7 класс»

Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса. 2017год


1.Прочитайте отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Выпишите только те слова, в которых звонкие согласные стоят в слабой позиции.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

… Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

2.Расставьте ударения в глаголах и причастиях

Понять – понявший, принять – принявший, углубить – углубивший, облегчить – облегчивший, уведомить – уведомивший, увести – уведший, увезти – увезший, прибыть – прибывший, умереть – умерший, упереться- упершийся, прожить – проживший, принудить – принудивший.


3.Подберите синонимы к слову ФИАСКО, объясните его значение.


4.Наполеон или наполеон, рокфор или Рокфор, макинтош или Макинтош, галифе или Галифе? Можно ли писать эти слова с прописной буквы? Как появились в языке эти слова?


5.Прочитайте предложения и определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово все (всё)

1)Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2)Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

3)Тополя, низкие домики, фигуры редких прохожих – всё почернело, все предметы обратились в чёрные плоские силуэты.


6.Вставьте пропущенные буквы. Найдите «лишние» слова.

1)Кож..ный,глин…ный, солом…ный, песча…ый;

2)станцио…ый, подли…ый, стари…ый, ветре…ый;

3)сброш…ный, разукраш…ный, замеш…ный (руками), сорв…ный;

4)увенч…ный, замеч…ный, высуш…ный, листв…ный.


7.Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, трубач, балкончик, заварить, куриный, нежно-голубой, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго-запад,юго-западный, красноватый.


8.Прочитайте отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Какое значение имеет слово рогатка?

И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.




9.Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.


10.Прочитайте предложения. Здесь употреблены два сложных предлога: из-за и из-под . Какие ещё сложные предлоги существуют в русском языке?

Из-за леса солнце всхолит. Из-под дуба, из-под вяза вылезал зайка-горностайка.


11.Даны две группы существительных:

I. балбес, волокно, газель, голодранец, карамель, кораблик, миграция, половина, полоса,

тарабарщина

II. алчность, дырокол, имя, кабаре, карусель, континент, молокозавод, овраг, омела,

оригинал, спортплощадка, флейтист

Слова, входящие в группу I, обладают некоторой редкой особенностью, которой нет у

слов группы II, равно как и у абсолютного большинства других русских слов.


11.1. В чём особенность существительных группы I?


11.2. Какие из данных ниже существительных относятся к группе I:


доклад, канцелярия, колкость, колода, ломтик, получение, фаталист, эллипс?


11.3. Придумайте ещё три существительных, входящих в группу I.




Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса. 2017год. Ключи

1.Парные согласные по глухости-звонкости могут быть в слабой и сильной позиции. Слабая позиция для звонкий согласных – на конце слова и перед глухими согласными, когда происходит оглушение звонких согласных звуков..

В слабой позиции звонкие согласные находятся в следующих словах: дуб – ду [п], все - [ф]се, сказку - ска[с]ку, дорожках – доро[ш]ках, ножках – но[ш]ках.

Оценка по 0,2 балла за каждое слово

2. ПонЯть – понЯвший, принЯть – принЯвший, углубИть – углубИвший, облегчИть – облегчИвший, увЕдомить – увЕдомивший, увести – увЕдший, увезти – увЁзший, прибЫть – прибЫвший, умерЕть – умЕрший, уперЕться- упЁршийся, прожИть – прожИвший, принУдить – принУдивший.

Оценка по 0,2 балла за каждое слово

3. Фиаско — итальянское слово, синонимами к нему являются русские слова неудача, неуспех, провал, поражение.

Фьяско итальянцы именуют большую бутыль. Чтобы понять, какое отношение имеет бутыль к поражению, нужно вспомнить одну историю, приключившуюся в прошлом веке на театральных подмостках Флоренции.

Предстоял выход арлекина Бианконелли, любимца публики, ее кумира. Не раз прежде, появляясь перед публикой с какой- нибудь вещью в руках, он разыгрывал с нею потешные «диало­ги», отпуская удачные шутки и каламбуры. Зал взрывался хохотом и аплодисментами.

В тот роковой вечер Бианконелли вышел на сцену с бутыл­кой в руках. Но его остроты и реплики оказались неудачными. Буффонада провалилась. Под свист и улюлюканье зрителей раз­досадованный актер со словами: «Это ты, фьяско, всему виной!» — грохнул бутылку оземь.

Трагикомический эпизод стал сенсацией. Во Флоренции, а за­тем и в Ливорно, Болонье, Венеции, где не однажды выступал знаменитый арлекин, возникает выражение фиаско Бианконел­ли — уже характеристика любой провалившейся пьесы, неудачного выступления того или иного артиста.

Проходит время. Имя арлекина забывают даже его соотечест-венники. Зато во многие языки мира внедряются — уже с расши-ренным значением — фиаско, потерпеть фиаско.

Оценка: по 0,2 балла за каждый синоним, 3 балла за историю происхождения слова.

4. В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода нарицательных имен в имена собственные и собствен­ных — в нарицательные.

Одним из распространенных путей пополнения лексики яв­ляется переход имен собственных в имена нарицательные. Мы сплошь и рядом называем всевозможные вещи, изделия либо по имени «породивших» их людей, либо по месту, где эти пред­меты были «порождены».

Наполеон — пирожное — получило такое название не во Фран­ции, как следовало бы ожидать, а в России, в год столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г. Одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное в форме треугольника, на­поминавшего треуголку Наполеона, французского императора.

Сыр рокфор назван по французскому местечку Рокфор. Кста­ти, другой сыр, пармезан, назван по наименованию итальянского города Парма.

Шотландский химик Чарлз Макинтош изобрел способ про­резинивать ткань и начал изготовлять непромокаемые пальто. К тому времени люди еще не научились вулканизировать каучук, а потому плащи были чрезвычайно липучими. Предприятие шот­ландца прогорело, но память об изобретателе осталась. Непро­мокаемые плащи, а также пальто особого покроя по-прежнему называют макинтошами.

Генерал Галифе придумал, а затем ввел во французской ка­валерии брюки нового образца. Новшество переняли многие ар­мии мира, причем носить галифе стали не только кавалеристы, но и представители других родов войск.

Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова.

5.Данные слова можно разделить на три группы в зависимо­сти от способа образования.

1.Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, сереб­ристый, трубач, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, боль­шущий, юго-западный, красноватый.

2.Приставочный: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3.Сложение с соединительными гласными: нежно-голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго-запад.

6.1) Кожаный, глиняный, соломенный, песчаный («лишнее» — соломенный, суффикс прилагательного пишется с нн);

2)станционный, подлинный, старинный, ветреный («лишнее» — ветреный, слово-исключение, пишется с н)

3)сброшенный, разукрашенный, замешенный (руками), сорванный («лишнее» — сорванный, причастие пишется с суффиксом -а-, так как образовано от глагола на -ать);

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

7. В данных предложениях слово все (всё)является местоимением, т.к. оно указывает на предмет, к нему можно поставить вопрос, выполняет различную синтаксическую роль.

1)Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2)Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

3)Тополя, низкие домики, фигуры редких прохожих – всё почернело, все предметы обратились в чёрные плоские силуэты.

8.Конечно, царица угрожала Чернавке не той рогаткой, из ка­ких мальчишки стреляют по воробьям и галкам, а вещами гораз­до более страшными — каторгой, тюрьмой. Рогаткой в старину назывался железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам.

Оценка: 2 балла.

9. 1)Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

2) Внезапно проснувшись ,среди ночи в испуге вскочил он с постели.

3) Внезапно проснувшись среди ночи ,в испуге вскочил он с постели.

4) Внезапно ,проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

5) Внезапно ,проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

6) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге ,вскочил он с постели.

10.Сложные предлоги: по-над, по-за, по-под, для-ради.

Грозы по-над степью ходят чередою. В садочке по-за тыном

что-то зашуршало. Для-ради чего мы стараемся?

Оценка: по 0,5 балла за каждый предлог.

11.1. (максимум 9 баллов)

Особенность существительных группы I состоит в том, что их можно разделить на две

части, которые являются существительными в начальной форме, причём граница деления

не совпадает с границей морфем (значимых частей слова):

бал | бес

вол | окно

газ | ель

голод | ранец

кара | мель

кора | блик

миг | рация

поло | вина

пол | оса

тара | барщина

Соответственно, в группе II либо вовсе не получается деления (алчность), либо

выделяются не существительные в начальной форме (о | враг), либо деление проходит по

морфемной границе (спорт | площадка).

Говоря нестрого, слова группы I можно разделить на два существительных так, чтобы

получилось “смешно” (а деление спорт | площадка на спорт и площадка “несмешное”,

потому что проходит по морфемной границе).

Баллы начислять следующим образом: 4 балла за идею деления на два слова, 2 балла за

указание, что делить можно только на существительные в начальной форме, 3 балла за

указание, что деление не совпадает с делением исходного слова на морфемы

11.2. (максимум 12 баллов)

Баллы ставить только при наличии правильного объяснения в 10.1 (по 2 балла за слово: 1

балл за указание, что слово можно разделить, 1 балл за само разделение)

2 доклад (док | лад)

2 колкость (кол | кость)

2 колода (кол | ода)

2 ломтик (лом | тик)

2 получение (пол | учение)

2 фаталист (фата | лист)

11.3. (максимум 9 баллов).

3 балла за каждое приведенное существительное (1 за слово, 2 за деление). Если слово

было дано не в начальной форме или не являлось существительным, то балл за него не ставился.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!