Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса. 2017год
1.Прочитайте отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Выпишите только те слова, в которых звонкие согласные стоят в слабой позиции.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
… Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
2.Расставьте ударения в глаголах и причастиях
Понять – понявший, принять – принявший, углубить – углубивший, облегчить – облегчивший, уведомить – уведомивший, увести – уведший, увезти – увезший, прибыть – прибывший, умереть – умерший, упереться- упершийся, прожить – проживший, принудить – принудивший.
3.Подберите синонимы к слову ФИАСКО, объясните его значение.
4.Наполеон или наполеон, рокфор или Рокфор, макинтош или Макинтош, галифе или Галифе? Можно ли писать эти слова с прописной буквы? Как появились в языке эти слова?
5.Прочитайте предложения и определите, какой частью речи и каким членом предложения является слово все (всё)
1)Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
2)Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
3)Тополя, низкие домики, фигуры редких прохожих – всё почернело, все предметы обратились в чёрные плоские силуэты.
6.Вставьте пропущенные буквы. Найдите «лишние» слова.
1)Кож..ный,глин…ный, солом…ный, песча…ый;
2)станцио…ый, подли…ый, стари…ый, ветре…ый;
3)сброш…ный, разукраш…ный, замеш…ный (руками), сорв…ный;
4)увенч…ный, замеч…ный, высуш…ный, листв…ный.
7.Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, трубач, балкончик, заварить, куриный, нежно-голубой, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго-запад,юго-западный, красноватый.
8.Прочитайте отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Какое значение имеет слово рогатка?
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
9.Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
10.Прочитайте предложения. Здесь употреблены два сложных предлога: из-за и из-под . Какие ещё сложные предлоги существуют в русском языке?
Из-за леса солнце всхолит. Из-под дуба, из-под вяза вылезал зайка-горностайка.
11.Даны две группы существительных:
I. балбес, волокно, газель, голодранец, карамель, кораблик, миграция, половина, полоса,
тарабарщина
II. алчность, дырокол, имя, кабаре, карусель, континент, молокозавод, овраг, омела,
оригинал, спортплощадка, флейтист
Слова, входящие в группу I, обладают некоторой редкой особенностью, которой нет у
слов группы II, равно как и у абсолютного большинства других русских слов.
11.1. В чём особенность существительных группы I?
11.2. Какие из данных ниже существительных относятся к группе I:
доклад, канцелярия, колкость, колода, ломтик, получение, фаталист, эллипс?
11.3. Придумайте ещё три существительных, входящих в группу I.
Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса. 2017год. Ключи
1.Парные согласные по глухости-звонкости могут быть в слабой и сильной позиции. Слабая позиция для звонкий согласных – на конце слова и перед глухими согласными, когда происходит оглушение звонких согласных звуков..
В слабой позиции звонкие согласные находятся в следующих словах: дуб – ду [п], все - [ф]се, сказку - ска[с]ку, дорожках – доро[ш]ках, ножках – но[ш]ках.
Оценка по 0,2 балла за каждое слово
2. ПонЯть – понЯвший, принЯть – принЯвший, углубИть – углубИвший, облегчИть – облегчИвший, увЕдомить – увЕдомивший, увести – увЕдший, увезти – увЁзший, прибЫть – прибЫвший, умерЕть – умЕрший, уперЕться- упЁршийся, прожИть – прожИвший, принУдить – принУдивший.
Оценка по 0,2 балла за каждое слово
3. Фиаско — итальянское слово, синонимами к нему являются русские слова неудача, неуспех, провал, поражение.
Фьяско итальянцы именуют большую бутыль. Чтобы понять, какое отношение имеет бутыль к поражению, нужно вспомнить одну историю, приключившуюся в прошлом веке на театральных подмостках Флоренции.
Предстоял выход арлекина Бианконелли, любимца публики, ее кумира. Не раз прежде, появляясь перед публикой с какой- нибудь вещью в руках, он разыгрывал с нею потешные «диалоги», отпуская удачные шутки и каламбуры. Зал взрывался хохотом и аплодисментами.
В тот роковой вечер Бианконелли вышел на сцену с бутылкой в руках. Но его остроты и реплики оказались неудачными. Буффонада провалилась. Под свист и улюлюканье зрителей раздосадованный актер со словами: «Это ты, фьяско, всему виной!» — грохнул бутылку оземь.
Трагикомический эпизод стал сенсацией. Во Флоренции, а затем и в Ливорно, Болонье, Венеции, где не однажды выступал знаменитый арлекин, возникает выражение фиаско Бианконелли — уже характеристика любой провалившейся пьесы, неудачного выступления того или иного артиста.
Проходит время. Имя арлекина забывают даже его соотечест-венники. Зато во многие языки мира внедряются — уже с расши-ренным значением — фиаско, потерпеть фиаско.
Оценка: по 0,2 балла за каждый синоним, 3 балла за историю происхождения слова.
4. В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода нарицательных имен в имена собственные и собственных — в нарицательные.
Одним из распространенных путей пополнения лексики является переход имен собственных в имена нарицательные. Мы сплошь и рядом называем всевозможные вещи, изделия либо по имени «породивших» их людей, либо по месту, где эти предметы были «порождены».
Наполеон — пирожное — получило такое название не во Франции, как следовало бы ожидать, а в России, в год столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г. Одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное в форме треугольника, напоминавшего треуголку Наполеона, французского императора.
Сыр рокфор назван по французскому местечку Рокфор. Кстати, другой сыр, пармезан, назван по наименованию итальянского города Парма.
Шотландский химик Чарлз Макинтош изобрел способ прорезинивать ткань и начал изготовлять непромокаемые пальто. К тому времени люди еще не научились вулканизировать каучук, а потому плащи были чрезвычайно липучими. Предприятие шотландца прогорело, но память об изобретателе осталась. Непромокаемые плащи, а также пальто особого покроя по-прежнему называют макинтошами.
Генерал Галифе придумал, а затем ввел во французской кавалерии брюки нового образца. Новшество переняли многие армии мира, причем носить галифе стали не только кавалеристы, но и представители других родов войск.
Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова.
5.Данные слова можно разделить на три группы в зависимости от способа образования.
1.Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, трубач, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго-западный, красноватый.
2.Приставочный: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.
3.Сложение с соединительными гласными: нежно-голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго-запад.
6.1) Кожаный, глиняный, соломенный, песчаный («лишнее» — соломенный, суффикс прилагательного пишется с нн);
2)станционный, подлинный, старинный, ветреный («лишнее» — ветреный, слово-исключение, пишется с н)
3)сброшенный, разукрашенный, замешенный (руками), сорванный («лишнее» — сорванный, причастие пишется с суффиксом -а-, так как образовано от глагола на -ать);
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
7. В данных предложениях слово все (всё)является местоимением, т.к. оно указывает на предмет, к нему можно поставить вопрос, выполняет различную синтаксическую роль.
1)Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
2)Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
3)Тополя, низкие домики, фигуры редких прохожих – всё почернело, все предметы обратились в чёрные плоские силуэты.
8.Конечно, царица угрожала Чернавке не той рогаткой, из каких мальчишки стреляют по воробьям и галкам, а вещами гораздо более страшными — каторгой, тюрьмой. Рогаткой в старину назывался железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам.
Оценка: 2 балла.
9. 1)Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
2) Внезапно проснувшись ,среди ночи в испуге вскочил он с постели.
3) Внезапно проснувшись среди ночи ,в испуге вскочил он с постели.
4) Внезапно ,проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
5) Внезапно ,проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
6) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге ,вскочил он с постели.
10.Сложные предлоги: по-над, по-за, по-под, для-ради.
Грозы по-над степью ходят чередою. В садочке по-за тыном
что-то зашуршало. Для-ради чего мы стараемся?
Оценка: по 0,5 балла за каждый предлог.
11.1. (максимум 9 баллов)
Особенность существительных группы I состоит в том, что их можно разделить на две
части, которые являются существительными в начальной форме, причём граница деления
не совпадает с границей морфем (значимых частей слова):
бал | бес
вол | окно
газ | ель
голод | ранец
кара | мель
кора | блик
миг | рация
поло | вина
пол | оса
тара | барщина
Соответственно, в группе II либо вовсе не получается деления (алчность), либо
выделяются не существительные в начальной форме (о | враг), либо деление проходит по
морфемной границе (спорт | площадка).
Говоря нестрого, слова группы I можно разделить на два существительных так, чтобы
получилось “смешно” (а деление спорт | площадка на спорт и площадка “несмешное”,
потому что проходит по морфемной границе).
Баллы начислять следующим образом: 4 балла за идею деления на два слова, 2 балла за
указание, что делить можно только на существительные в начальной форме, 3 балла за
указание, что деление не совпадает с делением исходного слова на морфемы
11.2. (максимум 12 баллов)
Баллы ставить только при наличии правильного объяснения в 10.1 (по 2 балла за слово: 1
балл за указание, что слово можно разделить, 1 балл за само разделение)
2 доклад (док | лад)
2 колкость (кол | кость)
2 колода (кол | ода)
2 ломтик (лом | тик)
2 получение (пол | учение)
2 фаталист (фата | лист)
11.3. (максимум 9 баллов).
3 балла за каждое приведенное существительное (1 за слово, 2 за деление). Если слово
было дано не в начальной форме или не являлось существительным, то балл за него не ставился.
7