СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку и литературе в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант  внутрилицейской  олимпиады в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку и литературе в 9 классе»

Олимпиада по русскому языку и литературе - 2020 год

9 класс

Дата___________________________ Ф.И. уч-ся_________________________________

Прочитайте текст и выполните задания:

Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. 4. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

Лето кончилось... Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица – оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лег. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал “Осенний день в Сокольниках". Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости,

“Осенний день в Сокольниках” – единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие.


п/п


Тестовые задания


Баллы

1.

Ответьте одним предложением на следующие вопросы.

0/1/2/3


Как стремился писать Левитан?









Какой предстала незнакомка на картине художника?












Что стало предметом изображения в творчестве Левитана после картины «Осен-



ний день в Сокольниках»?














2.

Разделите данный текст на смысловые части и озаглавьте их.

0/1



0/1/2/3







3.

Объясните, какое значение имела встреча с незнакомкой в жизни и творчестве Левитана.

0/1/2






















4.

Объясните смысл выражений.

0/1/2/3


Придавать мягкость-



Щемила сердце-



Вошла в сердце-


5.

Выпишите из выделенного предложения художественные средства, которые автор использует для описания осени на картине Левитана, и назовите их.

0/1/2/3



















6.

Определите, какое эмоциональное состояние передано в картине «Осенний

0/1/2


день в Сокольниках».




















7.

Определите значение слова дышать и его смысл в предложениях (4) и см. выделенное .

0/1/2

0/1/2













8.

Найти в первом абзаце слова – синонимы. (общеязыковые и контекстуальные)

0/1/2







9.

Подберите из текста однокоренные слова к предложенным словам и определите способ их образования.

0/1/2/3


Мягкий-



Прозрачный-



Осень-



10.

Определите часть речи выделенных слов.

0/1/2/3


Горько пахли цветы. Яблоко горько.

4/5/6


На картинах его. Нарисовал его.



Женщина в черном. Из-под черных кружев.





11.

Определите вид связи в данных словосочетаниях.

0/1/2


Голос незнакомки-



Щемила у зрителей-



Ощущением грусти-



Вернулся в каморку-



В сумерки встретил-



12.


«Я убежден в том, что любое искусство, литература- прежде всего, сущуствуют для того, чтобы давать людям надежду, помогать им жить».

/А.И. Приставкин/



Согласны ли вы с мнением Приставкина и почему? Поясните, как художественная литература помогает лучше понимать людей и окружающий мир? Какое влияние литература оказала на вас? В эссе дайте развернутый ответ (12-15 предложений) на эти вопросы. Приведите аргументы. Сделайте вывод.


0/1/2/3/4

0/1/2/3

0/1/2/3


























































































































Олимпиада- 2020. 9класс.

Схема оценивания теста по русскому языку и литературе.

п/п


Тестовые задания


Возможные варианты ответов


Схема оценивания

1.

Ответьте одним предложением на вопросы:

1.Как стремился писать Левитан?

2.Какой предстала незнакомка на картине художника?

3.Что стало предметом изображения в творчестве Левитана после картины «Осенний день в Сокольниках»?

1.Левитан стремился писать так, чтобы на его картинах был ощутим воздух.

2.Незнакомка предстала на картине одинокой на фоне осенней рощи, и «это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости»

3.После картины «Осенний день в Сокольниках» предметом изображения в творчестве Левитана

Стали леса, пажити, туманные разливы и нищие избы России.

(Учащиеся могут предложить свои варианты ответов).

Всего 3 балла.

По 1баллу за стилистически и грамматически правильно составленные предложения.

0баллов за грамматически и стилистически некорректно составленные предложения

2.





Разделите данный текст на смысловые части и озаглавьте их.

Текст можно разделить на 3 части.

Первая часть - первый абзац-посвящена вопросу творческой манеры художника. Ее можно назвать «Секрет пленительной мягкости».

Вторая часть -2 и 3 абзацы-повествующая о встрече Левитана с незнакомкой, может быть названа «Встреча в сумерках».

Третья часть -4-6 абзацы - может быть названа «Картина «Осенний день в Сокольниках».

(Учащиеся могут предложить свои варианты ответов).

Всего 4 балла.

1 балл за верно выделенные смысловые части.

По 1баллу за каждое корректное заглавие частей.







3.

Объясните, какое значение имела встреча с незнакомкой в жизни и творчестве Левитана.



Эта случайная встреча оказала огромное влияние на Левитана, потому что он испытал чувство тоски, недостаток любви, которое сопровождало и не покидало его до последних дней его жизни.

А также впервые в его пейзаже появился человек.

Всего 2балла за правильное объяснение значения данной встречи.

. за частичный ответ.

0б. за неверное объяснение.

4.

Объясните смысл выражений:«придавать мягкость»,«щемила сердце», «вошла в сердце».

Придавать мягкость - делать более ощутимым.

Щемила сердце - наводила тоску, причиняла боль, вызывала ощущение грусти, переживания.

Вошла в сердце - проникла в глубину души, заронив чувства.

Всего 3 балла.

по 1б. за правильное объяс-нение.

0 б., если смысл выражений

определен неверно, неточно.

5.

Выпишите из выделенного предложения художественные средства, которые автор использует для описания осени на картине Левитана, и назовите их.

Эпитеты:«серая, золотая, печальная осень»,«осторожной теплотой».

Сравнения: «печальная, как тогдашняя русская жизнь», «печальная, как жизнь самого Левитана».

Олицетворение: «осень дышала».

Всего 3 балла.

По 1б. за правильное определение художественного средства, подкрепленного примером.

0 б. за неверный ответ.

6

Определите, какое эмоциональное настроение художника передано в картине «Осенний день в Сокольниках»

Левитан испытывал сложные эмоции: с одной стороны, картина отражает тоску и печаль, а с другой, любовь,вызывавшую особые эмоции у зрителей. Поэтому осень представлена красочно («золотая»), но она же «серая и печальная».

Всего 2 балла.

2балла за верно описанное эмоциональное состояние.

1б. за частичное описание сложности эмоционального состояния.

0 б. за неверный ответ.

7.

Определите значение слова «дышать» и его смысл в 4 предложении и выделенном.

В 4 предложении слово дышим употреблено в прямом значении: «существовать, жить, поглощать кислород».В выделенном предложении оно использовано в переносном значении: «будучи проникнутым, наполненным чем-то, обнаруживать, выражать какое-то настроение».

Всего 4 балла

По 1 б. за правильно определенный тип значения.

По 1б.за правильно выделенное значение.

. за неверный ответ.

8.

Найдите в первом абзаце слова – синонимы.

Общеязыковые: картинах, полотнам.

Контекстуальные: спокойное, синеющее и блестящее.

Всего 2 балла, если верно указаны 2 пары синонимов.

1б. за верно указанные ощеязыковые синонимы.

. за неверный ответ.

9

Подберите из текста однокоренные

слова к словам «мягкий», «прозрачный», «осень» и определите способ словообразования.

Мягкость, прозрачность, осенний.

Способ образования- суффиксальный.

Всего 3 балла.

2б. за 3 правильно подобранных слова.

1б. за 2 правильно подобранных слова.

. за 1 или неверно подобранные слова.

1б. за правильно установленный способ словообразования.

10

Определите часть речи выделенных слов:

горько пахли цветы, яблоко горько. На картинах его, его написал.

Женщина в черном, из-под черных кружев.

Горько пахли цветы – наречие.

Яблоко горько- краткое прилагательное.

На картинах его - притяж. Местоимение.

Его написал – личное местоимение

Женщина в черном- существительное.

Из-под черных

кружев- прилагательное.

Всего 6 баллов.

По 1 баллу за каждый верный ответ.

0 б. за неверный ответ.

11.

Определите вид связи в данных словосочетаниях: «голос незнакомки,

Щемила у зрителей, ощущением грусти, вернулся в каморку, в сумерки

встретил»

Во всех словосочетаниях вид связи- управление.

Всего 2 балла за верный ответ.

1 балл за верно указанный вид связи в 4 словосочетаниях

0б. за 3 и менее верных ответа.




12.




«Я убежден в том, что любое искусство, литература – прежде всего, существуют для того, чтобы давать людям надежду. Помогать им жить».

(А.И. Приставкин)


Согласны ли вы с мнением Приставкина и почему? Поясните, как художественная литература помогает лучше понимать людей и окружающий мир? Какое влияние литература оказала на вас?


В эссе дайте развернутый ответ на эти вопросы.

(12-15предложений). Приведите аргументы. Сделайте вывод.




Критерии оценивания:

А). соответствие содержания ответа предложенной теме.







Б). аргументированность, языковое богатство, соблюдение коммуникативных качеств письменной речи ( правильности, логичности, смысловой точности, выразительности).








В). композиционная стройность и стилевое единство ответа.




Всего 10 баллов

А).за полное соответствие содержания ответа теме эссе.

2б. за незначительное откло-

нение в ответе.

0б. за несоответствие ответа теме эссе.


Б) 3б. за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи.

-за незначительное откло-

нение в аргументации.

.- за частичную аргументацию.

. за полное отсутствие аргументации.


В) 3 б. за композиционную

стройность и стилевое единство ответа.

2б. за частичное нарушение

композиции и стилевого единства ответа.

. за полное отсутствие композиционной стройности

и стилевого единства ответа.


Грамотность и оформление работы:

а). Орфографические ошибки:



б). Пунктуационные ошибки:







в). Грамматические и речевые ошибки:







г). Каллиграфическое оформление работы и культура письма.







Итого:



3 балла–нет ни одной ошибки;

2 балла - допущено 1 – 2 ошибки;

1 балл–допущено 3 – 4 ошибки;

0 баллов–допущено более 4ошибок.

3 балла–нет ни одной ошибки;

2 балла - допущено 1 – 2 ошибки;

1 балл–допущено 3 – 4 ошибки;

0 баллов–допущено более 4 ошибок.

2 балла – нет ни одной ошибки;

1 балл–допущено 1 – 2 ошибки;

0 баллов–допущено более 2 ошибок.

2 балла – работа выполнена в соответствии с требованиями каллиграфии и культуры письма;

0 баллов - работа не соответствует требованиям каллиграфии и культуры письма.

10 баллов:

3 балла



3 балла







2 балла







2 балла









54 балла






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!