СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку и литературе в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант  внутрилицейской  олимпиады в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку и литературе в 10 классе»

Олимпиада по русскому языку и литературе - 10 класс

Дата____________________ Ф.И.уч-ся___________________________

Задание А.

Прочитайте текст и выполните задания:


Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось -либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе



п/п


Тестовые задания


Баллы

1.

Определите функционально – смысловой тип текста и приведите не менее 4-х

0/1/2/3


аргументов.

4/5/6



7/8


































2.

Объясните смысл данных выражений.

0/1/2/3


Приникла к изголовью-






Материнское чувство-






Просидела до света-





3.

Определите, к какому стилю относятся выделенные в тексте слова, и охарактеризуйте их роль в тексте.

0/1/2/3



















4.

Выпишите из текста 2 фразеологизма и объясните их значение.

0/1/2/3



4/5/6
















5.

Опишите с опорой на текст эмоциональное состояние героини и объясните его причины.

0/1/2/3

4/5


































6.

Прокомментируйте выделенный курсивом фрагмент предложения.(2предл.)

0/1/2



3/4



















7.

Объясните, опираясь на текст, какую художественную роль выполняет пейзаж.

0/1/2/3



4/5/6




























8.

Выпишите из текста сравнение, эпитет и олицетворение (по одному) и определите их роль в тексте.

0/1/2/3

4/5















































Задание Б

Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Опираясь на данное суждение, напишите эссе объемом в 1-1,5 страницы. В эссе выразите свое отношение к высказыванию Сухомлинского и аргументируйте его(2 аргумента).

-На примере одного произведения русской литературы 19-20 веков (кроме данного в первом задании) объясните, какую роль играет семья в судьбе героя.

- поясните, какие нравственные ценности в современном мире следует передавать младшему поколению.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!