СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания, предложенные в данной разработке, можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по литературе в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе (9 класс)»

Олимпиада по литературе

9 класс


  1. Допишите недостающие слова в отрывках из стихотворений. Напишите название стихотворения и автора.

А) _________ питают,

_________ подают,

_________ украшают,

_________ берегут.

Б) ________ мгновенье,

_________ ты,

________ виденье,

________ красоты.

В) _______ одинокий

________ голубом,

________ далёкой?

________ родном?

Г) _______ ветры

________ дубраве

________ валятся

________ листья.

  1. Соотнесите названия произведений и их авторов. Запишите соответствия.

1) «Капитанская дочка» А) А.Т. Твардовский

2) «Недоросль» Б) И.А. Крылов

3) «Обоз» В) А.С. Пушкин

4) «Мцыри» Г) Д.И. Фонвизин

5) «Бедная Лиза» Д) Л.Н. Толстой

6) «Ревизор» Е) М.Ю. Лермонтов

7) «После бала» Ж) Н.В. Гоголь

8) «Василий Тёркин» З) Н.М. Карамзин

  1. Определите жанр произведений. Запишите соответствия.

  1. «Вольга и Микула Селянинович» А) басня

  2. «Ворона и Лисица», И.А. Крылов Б) былина

  3. «Узник», А.С. Пушкин В) комедия

  4. «Светлана», В.А. Жуковский Г) стихотворение

  5. «Горе от ума», А.С. Грибоедов Д) баллада

  6. «Повесть временных лет» Е) сказка

  7. «Каша из топора» Ж) летопись

  1. Каким событиям посвящены следующие произведения? Запишите соответствия.

    1. И.А. Крылов. «Волк на псарне»

    А) Произведение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле

    1. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

    Б) Произведение посвящено войне 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы

    1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

    В) О войне украинского казачества с польскими ханами

    1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

    Г) Время восстания Е. Пугачёва

  2. Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Ответьте на вопрос: кто кому пишет? Укажите название произведения и его автора.

А) «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю - потому что я не шут, а старинный дворянин. - За сим остаюсь покорным ко услугам …»

Б) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божьей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

В) «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

Г) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

  1. Назовите авторов, названия произведений по приведённым ниже отрывкам.

1.Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» - спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это слишком дешево. Вот тебе рубль».


2. - Приходила, - отвечал Ванька;- я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром – славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.


3.- Не смейся, не смейся, батьку!..

- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 


4.- А где же ключик?

А англичане говорят:

- Здесь и ключ перед вашими очами.

- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 


5.«Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».


6. Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.


7. … - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.


8.Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.


9.Вся зала следила за каждым движением пары: грациозная фигура Вареньки плыла незаметно около полковника … И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».


10. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась. Росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»…


  1. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» .



Б) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».



В) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.



Г) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.



Д) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.



  1. Какое выражение является эпитетом?

А) Седое море;

Б) Холодное море;

В) Глубокое море;

Г) Тёплое море.



  1. Какое выражение в данном отрывке является сравнением? Выпишите его.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая,

С замираньем летит на звезду.



  1. Кто из русских писателей ввел «теорию трех штилей»?

А) Г.Р. Державин

Б) М.В. Ломоносов

В) Д.И. Фонвизин



  1. Кого из названных писателей считают ярким представителем романтизма в русской литературе?

А) А.Н. Радищев

Б) Д.И. Фонвизин

В) В.А. Жуковский



  1. Не является элементом композиции

А) Эпиграф

Б) Экспозиция

В) Развязка
Г) Кульминация





13. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы.

Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?"

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

"Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.


1) Кто автор этой басни?

2) Укажите, к какому роду литературы относится басня, и обоснуйте свой ответ.

3) Укажите, какой художественный прием лежит в основе сюжета басни. Дайте определение этого приёма.

4) Охарактеризуйте композицию басни, выделив в ее содержании основные части.

5) Дайте характеристику персонажей.

6) В чем мораль этого произведения?

7) Объясните, как лексика помогает автору охарактеризовать героев басни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!