СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада. Литература. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для школьной олимпиады по литературе для обучающихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада. Литература. 9 класс»

Олимпиада. Литература. 9 класс

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте

только перед человеком просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский

I-й уровень (30 баллов)

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.

1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.

1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.

1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.

Оценивается следующим образом: по 1 баллу дается за каждый верно указанный термин; по 2 балла – за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении (один из терминов не относится к тексту, поэтому оценка будет ограничена в этом случае 1 баллом).

Итого: максимальный балл – 10 баллов (т.е. 1+2+1+2+1+2+1)


Задание №2 (6 баллов)


Найдите устаревшим словам соответствие в современном русском языке:

Фортеция, оказия, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти.


Задание №3

Узнайте писателей.

А) [4 балла] Автор бессмертной комедии, «половина» стихов которой, по словам Пушкина,

«должна войти в пословицу». После его трагической гибели персидский шах послал

Николаю I алмаз в 88,7 карата. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название

комедии.________________________________________________________________________

Б) [4 балла] Знаменитый французский драматург, современник Людовика XIV, неустанно

обличавший в своих комедиях глупость, алчность, ханжество. М.Булгаков посвятил его

жизни и творчеству прекрасную книгу и великолепную пьесу. Напишите имя и фамилию

драматурга, а также название хотя бы одной его комедии



Задание 4.

1) Назовите и составьте схемы трёхсложных стихотворных размеров.

2) Каким стихотворным размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»? (4 балла)


Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


Задание5. Назовите имена художников, создавших портреты А.С.Пушкина. (По 1 баллу за каждый правильный ответ)




II-й уровень


Задание 6. Решите литературную задачу. Литературные анаграммы: переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

  1. НЕРВ (Французский писатель-фантаст.)

  2. РИНГ (Русский писатель.)

  3. СТОПА (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)

  4. ТОВАР (Создатель литературного произведения.)

  5. СОКРАТ (Линейная частица произведения.)

  6. ОС НЕТ (Род лирики.)

  7. ПА + СТЕНА (Стихотворный размер.)

  8. МРАК + ЗИНА (Российский писатель, историк.)

  9. КРЕН + СОВА (Русский поэт.)

  10. ОМОН + ГОЛ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Максимальное количество баллов - 10.)



Задание 7. (20 баллов) Как известно, стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком …» является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Несколько раньше это же стихотворение перевёл Ф.И. Тютчев. Сравните два перевода. Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нём проявилось мироощущение Лермонтова? Какой перевод понравился вам больше, почему?







Г.Гейне «Сосна»

(Подстрочный перевод)

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.



Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. (1822г.)





Ф.М. Тютчев « На чужой стороне»

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

и сон его вьюга лелеет.



Про юную пальму всё снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом,

на знойном холму

Стоит и цветёт одиноко. (1823г.)

М.Ю. Лермонтов «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. (1841г.)

1. Передают ли Лермонтов и Тютчев интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?

Какой из переводов – рассказ о несчастной любви. Почему вы так решили?



2. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?



3. "На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Тютчева и Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое более глубокое?



4. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, в лермонтовском стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за тропы?



5. Сделайте вывод: Кому, Тютчеву или Лермонтову удалось лучше передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?


III -й уровень. Творческое задание (30 баллов)


8.Напишите сочинение на одну из предложенных тем (от 1,25 страницы)

Смешение «французского с нижегородским»: А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин о воспитании и образовании молодого дворянина

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова

«Забавный русский слог» Г.Р. Державина и его особенности

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

«Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Я пришёл/пришла к поэту в гости…(По произведениям русских поэтов XIX века)


IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть. (10 баллов)


9. Художественное чтение.

Поясните выбор художественного произведения.

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.

P.S. Всего 100 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!