Олимпиада по окружающему миру 4 класс
I. Блиц – опрос
Самый чистоплотный зверёк?_________________________
Дерево – королева тайги? _________________________
Какое дерево называют «спичечной королевой»?________________
Каких животных называют шатунами? __________________
У какой рыбы обезьяний хвост? ___________________
Кто такой сохатый? ____________________________
Сырье для получения бензина?________________
Что твёрже всего на свете?____________________
Медовое дерево? ______________________
Что защищает детей от самых опасных болезней?_______________
II. Зачем и почему?
« Однажды я увидел странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд добывает пищу, но птица не клевала муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел 10 минут. Позже на это место прилетела сойка, скворец, трясогузка.
Почему едва ли не половина всех лесных птиц прилетают на муравейник?»___________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
«В Антарктиде живут всем нам известные птицы – пингвины. Они, как и все другие птицы, имеют крылья, но в отличие от них, не летают.
Зачем же тогда пингвинам крылья?»____________________________
___________________________________________________________
III. Найди лишнее
Подчеркни, какие из перечисленных рек не протекают по территории нашей области
Днепр, Волга, Обь, Енисей
Подчеркни, кто в этой группе лишний
Водомерку, плавунец, гладыш, богомол
3.Подчеркни, какие из лесных птиц не зимуют в наших лесах
Дятел, сойка, поползень, клёст, дрозд
IV. Тест
Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.
У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
А) для защиты от врагов;
Б) для добывания корма;
В) для борьбы с соперниками;
Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?
А) им не хватает тепла;
Б) им легче передвигаться по влажной почве;
В) они не могут дышать;
Что в экологии называют « невидимыми нитями»?
А) взаимодействие человека с природой;
Б) цепи питания;
В) параллели и меридианы;
Что такое «экосистема»?
А) система экологических знаний;
Б) взаимодействие живых организмов с окружающей средой;
В) взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой;
Зачем нужен желудочный сок?
А) смачивать пищу во рту;
Б) помогает переваривать пищу;
В) для утоления жажды;
Почему сорнякам не дают цвести и пропалывают их до цветения?
А) истощается почва;
Б) некрасивые цветы;
В) избегают появления семян;
Вьют ли гнёзда перелётные птицы на юге?
А) да;
Б) нет;
В) временные;
К какой группе относятся растения – жители воды?
А) мхи;
Б) водоросли;
В) папоротники;
9.Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой?
А) дятел;
Б) поползень;
В) кукушка;
10.Какое растение в народе называют порезник или чирьева трава?
А) подорожник;
Б) ландыш;
В) одуванчик?
V. Определи среду обитания
Распредели растения по ярусам, записывая их номера.
Деревья___________________________________________
Кустарники_______________________________________
Кустарнички______________________________________
Травянистые растения______________________________
1 сосна. 2 кислица. 3 ель. 4 голубика. 5 берёза. 6 брусника. 7 ландыш. 8 дуб. 9 черника. 10 пролеска. 11 орешник. 12 ветреница. 13 волчье лыко
2. Распредели, в каких зонах обитают данные животные. Укажи стрелками.
Арктика ушастый ёж
Тундра дрофа
Тайга зубр
Смешанные леса розовая чайка
Степь журавль- красавка
Пустыня тигр
VI. Экологические задачи.
Тетерева живут на берёзах, питаясь берёзовыми серёжками. Зимой, когда наступает вечер, тетерева подают камнем с берёз в снег и остаются там до утра.
Зачем птицы падают с деревьев в снег?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Многих диких животных кормят быстрые ноги, хищных птиц – зоркий глаз. У ёжика нет ни того, ни другого.
Что же помогает ежику выжить?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Отвечай – ка « Да или Нет»
Можно ли увидеть зимой бурундука?____________
Нужны ли лосям зимой рога? ____________
Утки остаются зимовать у нас? ____________
Карась самая живучая рыба? ____________
Нападают ли хищники в одиночку на жертву, если она крупнее по размеру? _____________
Зимой раки спят в норках на дне водоёма? _____________
Холод самое страшное явление зимой для лесных обитателей?____
Сурок зимой впадает в спячку? ____
Рябчики в морозы прячутся под снегом? ____
Северные олени зимой питаются хвоёй? ____
VIII. Найдите для каждой группы слов общее название или признак и запишите его.
Чайка, кайра, тюлень, белый медведь— __________________________
Глаз, ухо, нос, язык — _________________________________________
Нефть, природный газ, уголь, железная руда — ____________________
Роса, град, снег, дождь — _______________________________________
Закат, листопад, ураган, ледоход — _____________________________
Корень, ствол, листья, плоды - ______________________________
Нос, трахея, бронхи, легкие - _________________________________
IX. Запишите названия природных богатств, из которых можно получить следующие вещи:
1) лист бумаги — ______________
2) белый хлеб — _______________
3) ситцевую рубашку — __________
4) бензин — _____________________
5) стальную иголку — ____________
X. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова из приведенного ниже списка.
Что едят птицы?
У птиц очень разнообразное меню, которое часть зависит от размеров пернатых. Мелкие обитатели лесов, полей и городские «жители»:________, _________,_________,- питаются насекомыми, червями, зернами злаков, растущих в поле и фруктами. А _____________ едят только цветочный нектар.
Птицы, живущие по берегам морей, рек и озер: _______, _______ - любят полакомится рыбой. Все они отличные рыболовы. Дневные и ночные хищники: ________, _______, – охотятся на мелких млекопитающих, чаще всего мышей и других грызунов, а также на змей и птиц.
Список птиц
1. синицы
2. филин
3. цапли
4. воробьи
5. колибри
6. фламинго
7. чайки
8.ястреб
9. ласточка
10.орел
Ответы к олимпиаде по окружающему миру 4 класс
I. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
1.барсук
2.лиственница
3.осина
4.медведь
5.морской конёк
6.лось
7.нефть
8.алмаз
9.липа
10.прививка
II. По 2 балла за задачу.
На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» всё, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают птиц пахучей жидкостью.
Пингвины живут на севере и добывают себе пищу в море, с помощью крыльев они хорошо плавают.
III. За каждый правильный ответ без ошибок по 1 баллу. Если допущена ошибка 0 баллов.
Днепр, Волга, Енисей
богомол
сойка, дрозд
IV. По 1 баллу за верный ответ
1.Б 6.В
2.Б 7.Б
3.А 8.Б
4.В 9.Б
5.Б 10.А
V. За каждое правильно определенное слово 1 балл
Деревья: 1,3,5,8
Кустарник: 11,13
Кустарнички: 4,6,9
Травянистые растения: 2,7,10,12
Тундра – розовая чайка
Тайга – тигр
Смешанные леса – зубр
Степь – журавль – красавка, дрофа
Пустыня – ушастый ёж
VI. Если ответ полный по 2 балла за каждую задачу и 1 балл краткий ответ.
Это им помогает глубже вонзиться в снег. Потом они делают себе норку и там остаются на ночь. Вьюга заметает их следы. Эти норки служат им убежищем от холода, ветра и хищников.
У ежа очень сильно развито обоняние, оно помогает ему найти съедобного жука и обнаружить врага.
VII. По 1 баллу за верный ответ
нет
нет
нет
да
да
да
нет
да
да
нет
VIII. По 1 баллу за правильный ответ.
1 - животные Арктики, 2 - органы чувств, 3 - полезные ископаемые,
4 - осадки, 5 - явления природы, 6 - органы растения, 7 - органы дыхания.
IX. По 1 баллу за правильный ответ.
1- древесина, 2 – пшеница, 3 – хлопок, 4 – нефть, 5 – железная руда.
X. По 1 баллу за правильно вставленное слово
городские «жители»: 1,4,9.
Едят нектар: 5.
Птицы морей, рек и озер: 3,6,7.
Хищники: 2,6,10