Урок 56. Оксиды, их классификация и свойства.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока: - организовать работу в сотрудничестве с целью систематизации, углублении знаний обучающихся о значении оксидов, их химических свойствах и областях применения;- продолжить работу по формированию навыков критического мышления, умение работать самостоятельно с учебным материалом и развитие грамотной речи. Задачи урока:
Образовательная: формировать умение определять различия и сходства химических свойств основных и кислотных оксидов, развивать навыки оформления записи химических уравнений. Развивающая: способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи; развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и оценивать учебного материала. Воспитывающая: воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания. Формирование ключевых образовательных компетенций: формировать самообразовательную, информационную, коммуникативную и деятельностную компетенции.
Время проведения 40 минут.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
В 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом. Например: H2O; KI; HCI; HNO3 - водород кислородович; калий йодович; водород хлорович; водород азотович трехкислов.
А как сейчас будут звучать названия этих веществ? Как эти вещества можно назвать одним словом? ) Какие вещества называются оксидами? (определение оксидов) Какие виды оксидов вы знаете?
II. Изучение нового материала
Несолеобразующие оксиды — оксиды неметаллов, которые не имеют соответствующих гидроксидов и не вступают в реакции солеобразования. N2O, NO, SiO, CO.
Химический состав оксидов:
Основные оксиды – это оксиды металлов. К ним относятся:
1) Оксиды металлов I А- группы (щелочные металлы) от Li – Fr.
2) Оксиды металлов II А- группы (Mg и щелочноземельные металлы) от Mg-Ra ( Be - амфотерный металл)
3) Оксиды переходных металлов в низких степенях окисления, такие как MnO, CrO.
Амфотерные оксиды-солеобразующие оксиды, проявляющие в зависимости от условий, либо основные, либо кислотные свойства (т.е. проявляющие амфотерность)
Это оксиды металлов ВеО,Al2O3,ZnOи металлы побочных подгрупп в промежуточной степени окисления (Cr2O3,MnO2)
Примеры: ZnO, BeO, SnO,PbO,Cu2O,Cr2O3,TiO2, MnO2,Fe2O3.
Кислотные оксиды (ангидриды)- это оксиды проявляющие кислотные свойства и образующие кислородсодержащие кислоты.
Кислотные оксиды образованы типичными неметаллами и некоторыми переходными элементами с максимальной степенью окисления, равной номеру группы ПСХЭ Д.И. Менделеева(CrO3,Mn2O7).
Элементы в кислотных оксидах проявляют степень окисления от +4 до +7.Примеры: CO2, SO2, SO3, SiO2, CrO3, Mn2O7,NO2, CI2O5, N2O5,P2O5.
2. Химические свойства оксидов.
Каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:
СО2 → Н2СО3 SО2 → H2SО3 SО3 → Н2SО4 N2О3 → HNO2 N2О5 → HNO3 P2О5 → H3PO4
Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:
Na2O → NaOH CaO → Ca(OH)2 Al2O3 → Al(OH)3
FeO → Fe(OH)2 Fe2O3 → Fe(OH)3
(Осн. оксид + вода = основание)
СаО + Н2O → Ca(OH)2 Оксид магния MgO с водой не реагирует, но реагирует с водяным паром при температуре 100-125 градусов.
(Осн. оксид + кислота = соль + вода)
СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O
(Кисл. оксид + вода = кислота)
SO3 + H2O → H2SO4
(Кисл. оксид + щёлочь = соль + вода)
SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O
(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)
СаО + SO3 → CaSO4
III. Закрепление. Упр. 3 стр. 174 Габриелян О.С. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Дрофа, 2017.
IV. Домашнее задание § 41; написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3, СО2 и MgO.