СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающего мир, 3 класс. Тема: «Что такое почва».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у учащихся понятие "почва", познакомить с составом почвы и её свойствами.

Просмотр содержимого документа
«Окружающего мир, 3 класс. Тема: «Что такое почва».»

План-конспект урока


Предмет: Окружающий мир, 3 класс.

Тема: «Что такое почва».

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление о почве: ее составе и свойствах


Образовательная:

-формировать у учащихся понятия «почва», познакомить с составом почвы, ее свойствами;

- формировать элементарные представления о процессах образования почвы;


Предметные:

- получат представление о составе почвы и процессах ее образования;

- научатся с помощью опытов, исследовать основные свойства почвы


Развивающая:

- развить пространственное мышление;

- продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений;

- развивать исследовательский подход к изучению природных объектов;

Метапредметные:

- приобретут первоначальные умения выдвигать гипотезы и доказывать их;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- формулировать выводы;

- проводить простейшие исследования


Воспитательная:

- формировать элементы научного мировоззрения учащихся;

- формировать ответственное отношения к учёбе:

- прививать интерес к учебе и учебному предмету;

- воспитывать организованность, прививать навыки бережного обращения к природе. 


Личностные:

- осознавать значимость процесса познания;

- почувствовать интерес к исследовательской деятельности.


Оборудование

Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, презентация;






Ход урока

 I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок


II. Проверка домашней работы

Тест: «Верно - неверно» (Исправьте ошибки)                       

1. Полезные ископаемые – это горные породы.

2. Людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых, называют строителями.

3.Глину, известняк используют как топливо.

4.Твёрдые горные породы при нагревании расширяются.

6. В камнях из-за изменений температуры образуется глина.

7. Воздух, ветер, дождь разрушают горные породы.

8. Песок добывают в шахтах.

9. Торф называют горючим полезным ископаемым.

10. Чтобы добыть природный газ, роют карьеры.

11. Песок используют для производства стекла.

12. Гранит – рыхлая горная порода, состоящая из песчинок.

13. Люди должны расходовать полезные ископаемые бережно и экономно.

14.Из железных руд получают бензин, керосин.

15. Горные породы встречаются не только в горах, но и под асфальтом улиц и площадей.

- Давайте проверим ответы.


III. Постановка проблемной учебной задачи.

— Прослушайте сказку и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Положишь горсточку семян. Она превратиться во множество огурцов, редисок, помидоров, морковок.

- Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

- Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется?

Это Земля. Какие значения есть у слова «земля»? (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

- Почва относится к живой или неживой природе? (предположения учащихся)

(Почва – это смесь неживых веществ, но она населена большим количеством и живых существ. В ней есть бактерии, грибницы, корни растений, копают ходы кроты и дождевые черви)


III. Открытие нового знания.


-Что вам хотелось узнать о почве?

- Что такое почва? ( Учёные дали определение, что почва – это верхний плодородный слой земли)

- Что значит, верхний слой - понятно.

- Что значит плодородный (плоды рождает)? (Предположение учащихся)

(В нём хорошо растут растения и дают урожай, и не обязательно растут плоды.)

- Но прежде узнаем, как образовалась почва?

- Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было. Были скалы. В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Днём камень нагрелся, а ночью остыл. В камне появляются трещинки. И за сотню тысяч лет они становятся больше. В трещинку зальётся вода, замёрзнет и немного трещинку раздвинет. Потом становятся большие трещины, отваливаются куски. И разрушается глыба. Появляется множество камней. С годами камешки крошатся и ломаются на маленькие кусочки. Так образуется песок.

- На песке начинают расти некоторые растения. Но песок почвой не назовёшь. Но растения растут и отмирают. Так образуется перегной.

- Чем больше перегноя, тем больше растений растут. От перемены температуры и от дождей трескаются и разваливаются песчинки, образуя каменную пыль (глина).

- А если появилась каменная пыль и перегной, значит появилась почва.


Практическая работа

- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными (почвоведы), которые изучают состав и свойства почвы.


Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитать опыт 2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________


Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."


Вывод: В почве есть ………….. Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песокглина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? (Это перегной)

Главная часть почвы – перегной.

Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

Животные и почва. Польза или вред?

- А какие же животные обитают в почве?

Обратимся к учебнику на стр. 70. Расскажите, какие животные изображены на иллюстрации? Пользу или вред они приносят?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.


Игра:

-Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)

-Давайте предоставим им самим слово.

-Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.

-Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.

-Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.

-Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.


VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.

VII. Итог урока.


- Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2. Животные, которые рыхлят почву? (Черви)

3. Вещество, помогающее корням растений дышать  (Воздух.)

4.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

5. Основное свойство почвы (плодородие)


- Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."

В разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, нужно беречь почву.


Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.














































Приложение:

Тест: «Верно - неверно» (Исправьте ошибки)                       

1. Полезные ископаемые – это горные породы.

2. Людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых, называют строителями.

3.Глину, известняк используют как топливо.

4.Твёрдые горные породы при нагревании расширяются.

6. В камнях из-за изменений температуры образуется глина.

7. Воздух, ветер, дождь разрушают горные породы.

8. Песок добывают в шахтах.

9. Торф называют горючим полезным ископаемым.

10. Чтобы добыть природный газ, роют карьеры.

11. Песок используют для производства стекла.

12. Гранит – рыхлая горная порода, состоящая из песчинок.

13. Люди должны расходовать полезные ископаемые бережно и экономно.

14.Из железных руд получают бензин, керосин.

15. Горные породы встречаются не только в горах, но и под асфальтом улиц и площадей.



















Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."













Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."























Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."





















Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."























Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."





















Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."























Опыт №1

Рассмотрите почву. Ответьте на вопросы:                                      

1. Какого цвета почва?______________________________

2. Свойства почвы (плотная, рыхлая, прочная)_____________________

3. Из чего состоит почва?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №2

Опустили в стакан почву. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3

(Прочитайте описание опыта №2 на с.69)

Какой можно сделать вывод?

__________________________________________________________________



Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!