Новосибирск, 2022.
Ф.И.О.: Ермакова Ольга Владимировна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «А».
Тема урока: «Что такое окончание?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении окончания.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник, презентация.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа). | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Рене Декарт сказал такие слова: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». - Как вы понимаете это высказывание? - Вы согласны с этими словами? - К чему нам нужно стремиться? - Давайте и мы будем учиться применять свой ум. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свои предположения. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию; К: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; | | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Практический (упражнение). | - Начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте, пожалуйста свои тетради, отступите от последней записи 2 строчки, запишите число и «Классная работа». Сегодня на минутке чистописания вспомним, как пишется заглавная буква «Р». - Посмотрите, как нужно писать заглавную букву «Р». - Пропишите элементы заглавной буквы «Р» в воздухе. - Пропишите заглавную букву «Р» в тетради до конца строки. - Посмотрите на доску. Перед вами слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах орфограммы и поставьте ударение. -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш, проверьте работы друг друга и поставьте оценку. 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-5 ошибок – 3 | Выполняют задание. Проверяют и оценивают работу. | | Р:осуществлять контроль, коррекцию деятельности; | | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа | -Посмотрите на ряд слов. Овощи, овощей, овощам, овощами, об овощах. - Какая часть слова изменяема? - Как называется эта часть слова? - Исходя из этого, предположите, какая будет тема урока. Тема: «Что такое окончание?». - Сформулируйте цель урока. Цель: узнать, что такое окончание и как его выделять. | - Та часть слова, которая находится в конце. - Окончание. Высказывают предположения. | | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; К: владеть диалогической речью; Р: принимать и сохранять учебную задачу; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа); наглядный (презентация); частично-поисковый (соединение логических цепочек). | - Для достижения этой цели нам необходимо выполнить определенный план действий. Посмотрите на доску и составьте из предложенных слов первый пункт плана, второй, третий. План: Научиться объяснять, что такое окончание; Научиться выделять окончания; Научиться изменять форму слова. | Составляют план урока. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | | |
5. Реализация построенного проекта. | Практический (упражнение). | - Откройте учебники на с. 79. Выполним упражнение 142. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислим по шагам, что нужно сделать (2 ученик). - Прочитайте текст. - Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось? Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так: 󠇇󠇤. Итак, в этом упражнении нужно: Определить лексическое значение слов. Выписать выделенные слова Обозначить в них изменяемую часть. - Один человек выполнит у доски, остальные в тетрадях. - Какой вывод мы можем сделать? - Давайте сравним наш вывод с материалом в учебнике. Чем формы слова отличаются от однокоренных слов? - Упражнение 143. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислим по шагам, что нужно сделать (2 ученик). Выполним устно. - Прочитайте пословицы. - Найдите в предложениях формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть. Какая пословица вам больше понравилась? Объясните свой ответ. - Итак, находим формы слова роса и называем изменяемую часть слова. Далее объясним смысл понравившейся пословицы. - Какой вывод мы можем сделать? - Давайте сравним наш вывод с материалом в учебнике. | Читают текст. Выполняют упражнение. Работают устно. | Выделять окончания; изменять форму слова; различать однокоренные слова и формы слова | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; К: владеть диалогической речью; | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (упражнение). | - Выполним упражнение 145. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислим по шагам, что нужно сделать (2 ученик). -Прочитайте. - Что нужно сделать, чтобы во 2-5 предложениях слова были связаны по смыслу? Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слова дождь. Выделите окончания в формах слова дождь. - Какой вывод мы можем сделать? - Давайте сравним наш вывод с материалом в учебнике. | Выполняют упражнение. | Объяснять, что такое окончание; выделять окончания; | К: владеть диалогической речью; | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение). | - Посмотрите на упражнение 146. Прочитаем все задания вслух (1 ученик). Перечислим по шагам, что нужно сделать (2 ученик). - Прочитайте слова без окончаний. - Если бы вы не знали этих строк, можно было бы понять их содержание? А теперь прочитайте, дополняя слова окончаниями. Что изменилось? Спишите, вставляя в слова пропущенные окончания. - Проверьте правильно ли вы выполнили задание (на доске). | Выполняют упражнение самостоятельно. Проверяют правильность выполнения задания. | Выделять окончания; | Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности; | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа). | - Как называется изменяемая часть слова? - Что образуется при изменении слова? - Форма слова и однокоренные слова чем-то отличаются? - Для чего нужны окончания? | Отвечают на вопросы. | | П: осуществлять обобщение изученного; К: владеть диалогической речью; | | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа). | - Выполнили ли мы план урока? - Достигли ли мы цели? - Оцените свою работу на уроке, поставив себя на лесенку успеха. - Спасибо за урок. До свидания. | Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической речью; | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |