СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оглавление программы "Фантазия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Фантазия"   Отличительная особенность  данной образовательной программы  заключается в её расширении за счёт введения блоков: барельеф, поделки из бросового и природного материала, модульное оригами и квиллинг. Также в программу включен региональный компонент «Уральский край – моя малая Родина». Таким образом,  образовательная программа «Фантазия» включает в себя изучение различных видов декоративно – прикладного искусства: солёное тесто, барельеф, поделки из бросового и природного материала, квиллинг, модульное оригами.

Декоративно прикладное творчество для воспитанников детского дома с 1-5 класс 

Просмотр содержимого документа
«Оглавление программы "Фантазия"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА» САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ



Принята на заседании педагогического совета Утверждена приказом от_________ №____

Протокол от _________ №______ Директор___________И.Н.Михайлова



Согласовано:

Зам. директора по воспитательной работе

______________В.А. Шафикова



Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол от «___»__________2016 №_____

Руководитель ШМО ___________Андриевских И.Н.



Дополнительная образовательная программа

«Фантазия»



Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год



Возраст воспитанников 7-11 лет









Программу реализует: инструктор по труду

Долинина Ольга Владимировна






г. Бакал,

2017 г.



СОДЕРЖАНИЕ



1.

2

Пояснительная записка_____________________________

Содержание программы____________________________

3

5

3

4

5

Содержание программы по предмету_________________

Содержание изучаемого курса­­­­_______________________

Учебно-тематический план__________________________

11

15

19

6

Календарно-тематическое планирование______________

20

7

Методическое обеспечение программы________________

26

8

9

10

Способы отслеживания результатов___________________

Список используемой литературы_____________________

Приложения_________________________________________

30

32

34






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа декоративно – прикладного творчества «Фантазия» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». По уровню освоения – программа относится к общекультурной. Программа является модифицированной, при разработке использована авторская программа Киселёвой Анастасии Александровны «Когда творим мы чудеса».

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в её расширении за счёт введения блоков: барельеф, поделки из бросового и природного материала, модульное оригами и квиллинг. Также в программу включен региональный компонент «Уральский край – моя малая Родина». Таким образом, образовательная программа «Фантазия» включает в себя изучение различных видов декоративно – прикладного искусства: солёное тесто, барельеф, поделки из бросового и природного материала, квиллинг, модульное оригами.

1. « Соленое тесто». Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы доступны, а результаты порой поражают ожидания.

Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.

2. «Барельеф». Это распространенный вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времен, известный с эпохи палеолита. Барельефные работы у детей продолжают развитие моторики и развивают пространственную проекцию. Этот вид творчества позволит поднять создание декоративных украшений еще на один уровень.

3. «Поделки из бросового материала». Самый большой по количеству часов блок. Изготовление подарков и украшений из бросового материала - самый актуальный вид творчества во все времена. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, идти в лес и собирать природный материал. Бросовый материал дает огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок – находится под рукой. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из–под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретаюттрудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут нашим воспитанникам ценить каждую мелочь. И главное – включать свое воображение и фантазию относительного того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.

4. «Работа с природным материалом». Работа с природным материалом доставляет удовольствиевзрослым и детям. Используя природные материалы, можно сотворить множество красивых и полезных предметов. Дети в процессе работы развивают моторику. Вооружившись фантазией и терпением,своими рукамисоздаются картины и вазы, которые могут украсить наш быт. Новая игрушка или ожерелье порадуют ребенка. Поделки можно делать из различного материала. Пригодятся, например: еловые шишки и ветки, листья и травки, цветки и колоски, ракушки и камни, семечки и зерно, косточки и орехи, береста и спилы валежника.

5. «Волшебный квиллинг». Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

6. «Модульное оригами». Это увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Декоративно – прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.



Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.



Новизна программы:

1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях детского дома.

4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий к праздникам, сувенирные украшения для подарков и благоустройства детского дома.

Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение разлиных технологий изготовления изделий.

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:

        1. Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному творчеству.

        2. Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста, барельефа, бросового и природного материала, квиллинга, модульного оригами.

        3. Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.

        4. Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.

  2. Воспитательные задачи:

        1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

        2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

        3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  3. Развивающие задачи:

        1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

        2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

        3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.



Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;

  • Формированию интереса к художественной деятельности;

  • Формированию эстетического вкуса;

  • Развитию пространственного воображения и мышления;

  • Развитию мелкой моторики рук;

  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

  • Освоению основных навыков лепки, аппликации, использование бросового материала, техник: квиллинг и модульного оригами с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.

- Практическая работа является основной формой проведения занятия.

- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.

- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);

- Коллективная (используется на общих занятиях).

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.



Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Продолжительность занятий:

Содержание программы «Фантазия» предусматривает разновозрасное обучение и ориентировано на детей 4-15 лет.

  • 1 дошкольное звено –1 раз в неделю по 1 часу в неделю; 35 часов в год.

  • 2 младшее звено -3 раза в неделю по 1 часу (3 часа в неделю); 110 часов в год.

  • 3 среднее звено - 3 раза в неделю по 2 часа (6 час в неделю); 216 часов в год.

Набор детей в возрасте 7 – 13 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп, в соответствии с годом обучения, согласно Уставу учреждения 10 - 15 человек.

Организация образовательного процесса

Обучение детей проходит в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

Занятия не только формируют эстетический вкус у ребят. Знакомят их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки. Занятия в кружке психологически и практически подготавливают воспитанников к труду, дают представление о взаимодействии искусства с жизнью. На занятиях по лепке дети получают и определенную физическую нагрузку во время подготовки пластилина или соленого теста к занятию и в процессе работы, наведения порядка на рабочем месте и в мастерской.

Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствует эмоциональная настроенность учащихся, которую можно достигнуть перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.

Но для сплочения коллектива мало хорошо проведенных занятий, поэтому уже стали традицией мероприятия, в которых принимают участие дети кружка: «День учителя», «Праздник осени», «День бабушек», «День матери», «Новогодний переполох», «День Защитников Отечества», «Праздник 8 марта», «Звёздный дождь».

Материально- техническое обеспечение программы.

      • Наличие класса со столами и стульями, рассчитанного на 12 человек, имеется мебельная стенка со шкафами и демонстрационным стендом

      • Помещение, отведенное для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. Для проветривания помещений предусмотрен режим проветривания. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.

      • Общее освещение кабинета обеспечивается электрическим освещением в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему предусмотрено дополнительное освещение. Стены кабинета окрашены в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой и правой стороны работающего ученика.

      • наличие необходимых материалов и инструментов для осуществления полноценного педагогического процесса:

ножницы, канцелярские ножи, инструменты для лепки, кисти для рисования, доска гладильная, утюг, выжигатель по дереву, альбомы, цветная бумага, картон, пластилин, фанера, ткань, соленое тесто, фольга, клей.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

  • История лепки из солёного теста, виды ДПИ.

  • Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем.

  • Организационные вопросы.

  • Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.



2.Солёное тесто.

Теория:

  • Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения.

  • Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).

  • Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.

  • Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).

  • Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).

  • Основы цветоведения.

  • Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.

Практическая часть.

  • Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.

  • Выполнение барельефных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)

  • Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)

  • Изготовление сувенирных магнитов из соленого теста.

2. Барельеф

Теория:

  • Рецепт и способы изготовления гипсового материала.

  • Инструменты и материалы, используемые при работе барельефом (виды кистей, стеки, резаки, нождачная бумага).

  • Виды красок используемых для окрашивания барельефа.

  • Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия сушки).

  • Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).

  • Основы цветоведения.

  • Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.

Практическая часть.

  • Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок,) по образцу.

  • Выполнение барельефных композиций (корабль в море, дом в лесу и др.)

  • Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, герб Челябинска Сатки, Бакала и т. д.)

  • Изготовление барельефных картин.


  • История возникновения техники квиллинга.

  • Разнообразие бумаги, ее виды.

  • Правила пользования с материалами и инструментами.

  • Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

  • Познакомить с основным понятием “композиция”.

Практическая часть:

  • Изготовление базовых элементов квиллинга: “капля”, “листочек”, “глаз”, “ изогнутый глаз”, “треугольник”, “полумесяц”, соединение 2-3 полос.

  • Изготовление бахромчатыз цветов.

  • Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,

  • Изготовление панно “Цветочная композиция”


        1. Модульное оригами.

Теория:

  • История развития техники модульного оригами.

  • Какую бумагу лучше использовать.

  • Правила пользования с материалами и инструментами.

  • Правила техники безопасности.

  • Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания.



Практическая часть:

  • Базовая форма оригами «треугольник».

  • Техника изготовления изделий.

  • Изготовление декоративных рамок из модулей. Ваза из модулей, цветы и т.п.

  • Композиции: «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Цветущий кактус», «Дед Мороз», «Снеговик». Новогодние снежинки. Композиции: «Котенок», «Сова», «Лиса», «Лесовичек», «Казак и казачка», «Букет цветов».

5.

5. Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

Подготовка работ к мероприятиям различного уровня. Работа в соответствии с положениями и мероприятиями учреждения.

6. Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Урала.

7. Уральский край - моя малая родина.

Понятия «край», «малая родина». Местоположение села Уинское. Происхождение названия. Страницы истории.. Достопримечательности села. Памятники природы. Наши земляки – знаменитые люди. Просмотр видеофильма. Практика. Экскурсии по населённому пункту.

Наши традиции.

Традиционные праздники Уинского района - «Сабан туй», «Медовый спас». Беседа о народных мастерах нашего района. Знакомство с их работами. Просмотр видеофильма. Практика. Встреча с мастерами народного творчества. Мастер классы.

Мы помним твой подвиг солдат.

Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их подвиги. Беседа, просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.

Изготовление сувениров к традиционным мероприятиям села.

8. Выполнение итоговых работ по выбору.


9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год. Участие в праздничном мероприятии Дома детского дома «Минута славы».



  1. Содержание изучаемого курса

1. Вводное занятие (1ч.)

Цели и задачи на учебный год. Правила внутреннего распорядка. Составление графика дежурства. Основное оборудование, приспособления и инструменты. Техника безопасности труда и личная гигиена. Организация рабочего места.

Дидактический материал и тсо: Инструкции по охране труда, план работы кружка.



  1. Экскурсии, сбор природного материала (6 ч.)

Цель: Сбор, сортировка и хранение различных материалов для работы в течение учебного года.

Теория: Удивительное рядом – беседа о природе, как неизменном источнике вдохновения и удовлетворения потребностей человека.

Практическая работа: Заготовка природного материала (коряги, речной песок, мелкие камушки, опилки) для работы в течение года. Напомнить, что в процессе работы будут неизбежные расходы, поэтому запасаясь, нужно помнить, что с наступлением зимы будет трудно найти нужный материал.

Дидактический материал: Знакомство с книгой «Природные материалы».



Соленое тесто(16 ч.)

Работа с соленым тестом - панно и картины (8 ч.)

- сувениры, обереги (8 ч.)

Цель: Научить составлять объемные композиции.

Теория: Знакомство с технологией объемной лепки на плоскости. Напомнить об используемых материалах и инструментах, способах окрашивания теста. Обработка и декорирование.

Практическая работа: Выполнение объемных композиций на плоскости.

Лепка из холодного фарфора - цветы (2 ч.)

- сувениры и обереги (3 ч.)

Цель: Закрепление полученных навыков на первоначальном этапе обучения лепке.

Теория: Научить самостоятельной работе с соленым тестом. Показать особенности работы с объемными композициями. Окрашивание, сушка, итоговая обработкаи украшение фурнитурой.

Практическая работа: Композиции «Розарий», «Пасхальные фантазии», «Домовенок», «Подкова - счастья».

Практическая работа: Фантазия с соленым тестом.



Барельефные фантазии (20 ч.)

Цель: Знакомство с барельефом, инструментами и видами барельефных работ, отработка методов и закрение полученных знаний на практике.

Теория: Презентация по теме. Барельеф - как средство передачи информации.

Практическая работа: Барельефные фантазии



Природные материалы (10 ч.)

Цель: Знакомство с природным материалом, закрепить полученные знания.

Теория: Презентация по теме. Природные материалы как средство передачи информации.

Практическая работа: аппликация из природного материала.



Бумагопластика (8 ч.)

Волшебный квиллинг (3 ч.)

Цель: Знакомство с квилингом и работами, закрепить полученные знания.

Теория: Презентация по теме. Квиллинг как средство передачи информации.

Практическая работа: Освоение техники квиллинга.



«Модульное оригами» (2 ч.)

Цель: Знакомство с работами из модулей оригами, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Оригами – лучшее средство передачи формы.

Практическая работа: Работа с модульным оригами.



«Скрапбургинг» (3 ч.)

Цель: Знакомство с видами поделок, изготовленных методом скрапбурдинга закрепление и применение полученных знаний в работе.

Теория: Презентация по теме.

Практическая работа: Изготовление поделок используя метод скрапбурдинга.



Новогодние хлопоты (5 ч.)

Цель: Научить детей, используя пройденный материал, изготовлению креативных сувениров и игрушек к новому году.

Теория: Напомнить об используемых способах и направить деятельность на реализацию проектов. Предложить новогоднее декорирование.

Практическая работа: Выполнение новогодних сувениров и игрушек.



«Панно и картины из фольги» (4 ч.)

Цель: Показать разнообразие работы с фольгой.

Теория: Познакомить с новым видом работы с фольгой.

Дать определение словам: «Объемная работа».

Практическая работа: Изготовление объемных картин из фольги.



Сувениры из фольги - лепка (2 ч.)

Цель: Показать разнообразие работы с фольгой.

Теория: Познакомить с новым видом работы с фольгой.

Дать определение словам: «Объемная работа».

Практическая работа: Изготовление сувениров из фольги.



Картины из пластилина (2 ч.)

Цель: Знакомство с новым термином и работами художников, закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Новое применение пластилина, как средство создания картин.

Практическая работа: Герои мультфильмов.



Сувениры украшенные пластилином (2 ч.)

Цель: Знакомство с новой техникой и работами. Закрепление и применение полученных знаний.

Теория: Презентация по теме. Новое применение пластилина, как средство украшения интерьера.

Практическая работа: Изумрудная ваза.



Работа с бросовым материалом (21 ч.)

Цель: Научить использовать в работе-пластиковые бутылки, одноразовую посуду и составлять объемные композиции.

Теория: Повторение технологии объемной лепки на плоскости. Напомнить об используемых материалах и инструментах, способах окрашивания изделий. Обработка и декорирование.

Практическая работа: Выполнение объемных композиций, ваз и сувениров.







5. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие по охране труда,

1

1


1

Экскурсии,благоустройство,

сбор природного материала

6

1

2


Экскурсия в лес, сбор материала

1


1


Экскурсия в музей БРУ

1

1



Благоустройство школьного двора

4


4

2

Соленое тесто

16

1

9


Соленое тесто (картины)

4

1

3


Соленое тесто (панно)

4


4


Соленое тесто (сувениры)

4


4


Соленое тесто (обереги)

4


4

3

Барельеф

20

1

1


Барельеф (картины)

4

1

3


Барельеф (панно)

4


4


Барельеф (сувениры)

12


12

4

Холодный фарфор

10

1

9


Холодный фарфор (цветы)

5

0,5

1,5


Холодный фарфор (сувениры, обереги)

5

0,5

1,5


Пирография

4*

1

3

5

Работа с природным материалом

10

1

9


Работа с природным материалом (картины)

5

1

4


Работа с природным материалом (панно)

3


3


Работа с природным материалом (сувениры)

2


2

6

Бумагопластика

8

2

4


Волшебный квилинг

3

1

2


Модульное оригами

2


2


Скрапбурдинг

3

1

2

7

«Новогодние хлопоты»

10

1

9

8

Сказочная фольга

4

1

3


Поделки из фольги (цветы,панно и картины, сувениры)

4

1

3

9

Поделки из бросового материала

26

1

25


Поделки из пластиковых бутылок

10

1

9


Пейп-арт (ковка из салфеток)

8


8


Поделки из одноразовой посуды

8


3


Итого:

110

11

99

6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ФАНТАЗИЯ»

Часы

дата

Коррекция

даты



Тема


Кол-во часов

общие

теория

практика

1

04.09.


Вводное занятие

1

1

-

1 модуль - Экскурсии




2

05.09.


Экскурсии, сбор материала в лесу

1

1


3

12.03.


Экскурсия в музей БРУ

1

1


4

06.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

5

08.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

6

13.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

7

15.05.


Благоустройство школьного двора

1


1

2 модуль - Изобразительное искусство:

30

11

119

8

05.09.


Цветная палитра

2

1

1

1

1


9

06.09.


Цветная палитра

1


1

10

08.09.


Прозрачная акварель

2

1


1


11

11.09


Прозрачная акварель

1


1

12

12.09.


Радужная палитра

2

1


1


13

13.09.


Радужная палитра

1


1

14

18.09.


Волшебный акрил

2

1


1


15

19.09.


Волшебный акрил

1


1

16

20.09.


Краски природы

2

1


1


17

25.09.


Краски природы

1


1

18

26.09.


Сказочные следы на белоснежной бумаге

2

1


1


19

27.09.


Сказочные следы на белоснежной бумаге

1


1

20

02.10.


Равномерный слой

2

1


1


21

03.10.


Равномерный слой

1


1

22

04.10.


Тоновая градация

2

1


1


23

09.10.


Тоновая градация

1


1

24

10.10.


Цветовая градация

2

1


1


25

11.10.


Цветовая градация

1


1

26

16.10.


Роспись «Сухим по сухому»

2

1


1


27

17.10.


Роспись «Сухим по сухому»

1


1

28

18.10.


Роспись «Сырым по сырому»

2

1


1


29

23.10.


Роспись «Сырым по сырому»

1


1

30

24.10.


Роспись в технике «набрызг»

2

1


1


31

25.10.


Роспись в технике «набрызг»

1


1

32

07.11.


Роспись по дереву

2

1


1


33

08.11.


Роспись по дереву

1


1

34

09.11.


Пирография

4

1


1


35

13.11.


Пирография

1


1

36

14.11.


Пирография

1


1

37

15.11.


Пирография

1


1

3 модуль - Декоративно-прикладное искусство

35

17

113

38

20.11.


Живопись с применением природного материала (панно, картины)

2

1

2

1

6

39

21.11.


Живопись с применением природного материала (панно, картины)

1

1


40

22.11.


Живопись с применением природного материала (сувениры)

2

1


1

41

27.11.


Живопись с применением природного материала (сувениры)

1


1

42

28.11.


Бумагопластика (оригами)

2

1


1


43

29.11.


Бумагопластика (оригами)

1

1


44

04.12.


Бумагопластика (квиллинг)

2


1

45

05.12.


Бумагопластика (квиллинг)

1


1

46

06.12.


Новогодние хлопоты

5

1


1


47

11.12.


Новогодние хлопоты

1

1


48

12.12.


Новогодние хлопоты

1


1

49

13.12.


Новогодние хлопоты

1


1

50

18.12.


Новогодние хлопоты

1


1

51

19.12.


Новогодние хлопоты

4

1


1


52

20.12.


Новогодние хлопоты

1

1


53

25.12.


Новогодние хлопоты

1

1


54

26.12.


Новогодние хлопоты

1


1

55

27.12.


Новогодние хлопоты

2

1



56

15.01


Бумагопластика – лепка из бумаги

1



57

16.01.


Сувениры из фольги - лепка

2

1



58

17.01.


Сувениры из фольги - лепка

1



59

22.01.


Пластилин - картины

2

1



60

23.01.


Пластилин - картины

1



61

24.01.



соленое тесто (панно, картины)

2

1



62

29..01.


соленое тесто (панно, картины)

1



63

30.01.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

5

1



64

31.01.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

65

05.02.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

66

06.02.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

67

07.02.


Лепка из соленого теста (обереги, сувениры)

1


1

68

12.02.


Лепка из «холодного фарфора (цветы)

2

1



69

13.02.


Лепка из «холодного фарфора (цветы)

1



70

14.02.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

3


1

71

19.02.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

1


1

72

20.02.


Лепка из «холодного фарфора» (сувениры, обереги)

1


1

73

21.02.






74

26.02.






75

27.02.






76

28.02.






77

05.03.






78

06.03.






79

07.03.






80

12.03.






81

13.03.






82

14.03.






83

19.03.






84

20.03.






85

21.03.






86

02.04.






87

03.04.






88

04.04.






89

09.04.






90

10.04.






91

11.04.






92

16.04.






93

17.04.






94

18.04.






95

23.04.






96

24.04.






97

25.04.






98

30.04.






99

03.05.






100

04.05.






101

07.05.






102

08.05.






103

14.05.






104

15.05.






105

16.05.






106

21.05.






107

22.05.






108

23.05.






109

28.05.






110

29.05.








7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Тема занятий

Форма занятий

Методы

Дидактический материал

и ТСО

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие «Что интересного ожидает нас»

Занятие

Планы и задачи студии, просмотр выполненных ребятами работ. Правила поведения на уроке, оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила охраны труда при работе с ручным инструментом. «Что интересного нас ожидает»

Инструкции по охране труда, план работы изостудии

Интервью

2

Экскурсии сбор материала

Рассказ, беседа, показ пользованием инструментом

Знакомство с видами природного материала и фурнитуры, применяемых при изготовлении поделок

Ознакомление с книгой «Природные материалы».

Просмотр заготовок и подведение итогов экскурсии

«ЛЕПКА» Соленое тесто (16 ч.)

3.1

Картины из соленого теста

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом презентации и

иллюстраций)


Презентация «Картины из соленого теста» работы обучающихся;

Тесто, инструмент для лепки.

Мини-опрос

3.2

Панно из соленого теста

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом основных выразительных средств)

Практический (выполнение панно)

Презентация «Панно из соленого теста» работы обучающихся;

Тесто, инструмент для лепки.

Игра-опрос

3.3

Сувениры из соленого теста

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций),

Практический (выполнение работы)

Презентация «Картины из соленого теста» работы обучающихся;

Тесто, инструмент для лепки.

Мини-выставка

3.4

Обереги из соленого теста

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом осенних листьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Презентация «Картины из соленого теста» работы обучающихся;

Тесто, инструмент для лепки.

Мини-выставка

«ЛЕПКА» Барельеф (20 ч.)

4.1

Барельеф

Картины, панно

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций),

Практический (выполнение работы)

Презентация «Картины и панно выполненные в технике барельефа» работы обучающихся;

Раствор, инструмент для лепки.

Мини-выставка

4.2

Барельеф

сувениры

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом осенних листьев, репродукций).

Практический (выполнение работы)

Презентация «Картины и панно выполненные в технике барельефа» работы обучающихся;

Раствор, инструмент для лепки.

Мини-выставка

«ЛЕПКА» Пластилиновые фантазии (4 ч.)

5.1

Пластилин

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы смешивания цветов).

Практический (выполнение работы)

http://moivsedoma.ru, Таблица смешивания цветов с белилами;

репродукция А.Рябушкина «Зимнее утро».

Гуашь, беличьи кисти

Мини-выставка

5.2

Пластилин

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы смешивания цветов).

Практический (выполнение работы)

http://moivsedoma.ru, Таблица смешивания цветов с белилами;

репродукция А.Рябушкина «Зимнее утро».

Гуашь, беличьи кисти

Мини-выставка

Работа сприродным материалом (10ч.)

6.1

Картины

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Репродукции: www.livemaster.ru, Н.Крымов «Жёлтый сарай»,

Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цветные карандаши, фломастеры


Мини-выставка

6.2

Панно

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Репродукции: www.multitran.ru,

И.Машков «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы».

Гуашь, поролоновые губки, трафареты

Мини-выставка, игра

6.3

Сувениры

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы смешивания основных цветов).

Практический (выполнение работы)

Таблицы смешивания основных цветов. Репродукции: https://4gameforum.ru,

Н.Рерих «Красный всадник», «Небесный бой».

Акварель, беличьи кисти, бумага

Мини-выставка, анализ работ

Природные материалы (10 ч.)

7.1

Природные материалы (картины)

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ

Практический (выполнение работы)

ejka.ru/blog/priroda, Презентация работ. Заготовки природного материала, клей ПВА.

Мини-выставка

7.2

Природные материалы (панно)

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ

Практический (выполнение работы)

ejka.ru/blog/priroda, Презентация работ. Заготовки природного материала, клей ПВА.

Мини-выставка

7.3

Природные материалы (сувениры)

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

ejka.ru/blog/priroda, Презентация работ. Заготовки природного материала, клей ПВА.

Мини-выставка, игра

7.4

Пирография (выжигание по дереву)

Занятие-

игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом плодов осенних деревьев, иллюстраций).

Практический (выполнение работы)

Мастер-класс: www.livemaster.ru Презентация собственных работ. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цветные карандаши, бумага

Мини-выставка, игра

Бумагопластика (8 ч.)

9.1

Волшебный квиллинг

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ

Практический (выполнение работы)

ejka.ru/blog/priroda, Презентация работ. Заготовки природного материала, клей ПВА.

Мини-выставка, анализ работ

9.2

Оригами

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ


www.liveinternet.ru, Презентация работ. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА

Мини-выставка, анализ работ

9.3

Поделки из фольги

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом таблицы цветового спектра).

Практический (выполнение работы

www.babyblog.ru, картон, фольга, ножницы, канцелярский нож, клей «титан»

Мини-выставка, анализ работ

9.4

«Декупаж» в поделках

Занятие-игра

Словесно-наглядный (устное изложение с показом работ).

Практический (выполнение работы)

www.liveinternet.ru, «Детский альбом» П.И.Чайковского – композиция «Сладкая греза» Салфетки, клей ПВА, ножницы, фурнитура, лак.

Мини-выставка,

Поделки из бросового материала (21 ч.)

10.1

Использование пластиковой тары в поделках

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом репродукций и фотографий).

Практический (выполнение работы)

Презентация работ, все для приготовления и работы, инструмент для лепки

Мини-выставка, анализ работ

10.2

Пейп-арт

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с поделок и фотографий).

Практический (выполнение работы)

Презентация работ, все для приготовления и работы, инструмент для лепки www.liveinternet.ru,

Мини-выставка

10.3

Поделки из одноразовой посуды

Занятие

Словесно-наглядный (устное изложение с показом репродукций и фотографий).

Практический (выполнение работы)

Презентация работ, все для приготовления и работы, инструмент для лепки

Мини-выставка, анализ работ


8. СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



В ходе реализации программы применяются следующие способы контроля.

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний учащихся в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

.2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения учащихся (полученные по какой-либо большой теме), включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков учащихся. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля (показатели уровневого дополнительного образования обучающихся).

Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы являются участие в выставках, организованных в Саткинском районе Челябинской области, где независимое жюри оценивает уровень подготовки обучающихся. Периодическая организация и участие в выставках, организованных Детским домом. Участие в областных мероприятиях - что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои результаты, формирует опыт творческого общения. Результативность участия обучающихся в конкурсах отслеживается в мониторинге участия всего коллектива, что позволяет изучать динамику обучения каждого учащегося и сопоставлять ее с данными по группе, можно проследить динамику качества подготовки учащегося, судить об успешности проведенных занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу.



Критерии реализации программы




Критерии оценивания



Способ отслеживания

(инструментарий)



Оценка способностей учащихся в начале обучения



- Учебные занятия

- Тестирование


Сформированность системы знаний, умений и навыков в процессе освоения программы


Результативность выполнения образовательной программы:

-выполнение тематических композиций;

-участие в выставках-конкурсах;

- показатели уровневого дополнительного образования учащихся.


Результативность участия воспитанников в конкурсных мероприятиях



- Мониторинг участия коллектива в выставках-конкурсах


- Дипломы, грамоты



















9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

  • Свешникова Т. А. «Природные материалы». Москва.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010.-80 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).

  • Петрова О. «Мои первые поделки» - Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011.-16 с.: ил.- (Веселый мастер-класс)

  • Гарматин А. А. «Оригами для новичков» - Ростов – на – Дону : Владис, 2011.64 с. –

(Школа рукоделия для новичков).

  • Ткаченко Т. Б. «Чудеса из пластиковых бутылок». – Ростов – на – Дону: ООО Феникс, 2013.-51, : ил. – ( Волшебная мастерская. Мои первые шедевры ).

  • Журба Н.Н., Шушарина Г.С., Щербаков А.В. «Программное обеспечение работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования». – Челябинск. 2012.-136с.

  • Беррил Ф. Рисуем акварелью. М.: ООО ТД. «Издательство Мир книги», 2007. – 64 с. (библиотека ДКГ Горняков)

  • К.Голубаева «Аппликация из природных материалов» 2012г. Москва (читальный зал ДКГ Горняков)

  • Корнющенко Д. статья «Теоретико-методическое состояние вопроса педагогической интеграции и педагогического диалога». – М.:2005. (читальный зал ДКГ Горняков)

  • Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ Н.Н.Журба, Ю.В.Ребикова, Г.С.Шушарина.- Челябинск: Цицеро, 2014. (диск)

  • Периодические издания: «Дополнительное образование», «Внешкольник». (читальный зал ДКГ Горняков)

ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ:

«Полетели бабочки из сухих листьев» - www.liveinternet.ru

Работа с гофрированной бумагой - www.liveinternet.ru

Работа с цветной бумагой - www.livemaster.ru

Оригами - www.livemaster.ru

Квиллинг - www.livemaster.ru

Поделки из фольги - www.babyblog.ru

Игрушки из помпонов - www.livemaster.ru

Пластилин – http://moivsedoma.ru

Соленое тесто – www.liveinternet.ru

Холодный фарфор - www.liveinternet.ru

Приложение №1



Характеристика личности воспитанника коллектива кружка

«ФАНТАЗИЯ»

Фамилия, имя ребёнка _________________________________

Возраст______________________________________________

Название детского объединения_________________________



Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1.1. Терпение

Способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени

  • Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия.

  • Терпения хватает больше, чем на ½ занятия.

  • Терпения хватает на всё занятие.

0 -10


1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

  • Волевые усилия ребёнка побуждаются извне.

  • Иногда – самим ребёнком

  • Всегда – самим ребёнком.

0 -10


1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • Ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне.

  • Периодически контролирует себя сам.

  • Постоянно контролирует себя сам.

0 -10


2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная.

  • Заниженная.

  • Нормальная.

0 -10


2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

  • Интерес к занятиям продиктован ребёнку извне.

  • Интерес периодически поддерживается самим ребёнком.

  • Интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно.


0 -10


3.1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

  • Периодически провоцирует конфликты.

  • Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

  • Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

0 -10


3.2.Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

  • Избегает участия в общих делах.

  • Участвует при побуждении извне.

  • Инициативен в общих делах.

0 -10




Уровни: низкий 5 – 30; средний 31 – 40; высокий 41 – 60.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!