СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка»

Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка

План:

1. Методика развития речи учащихся

2. Обучение слушанию

2.1 Виды восприятия текста

2.2 Виды работ по развитию умения слушать

3. Обучение чтению

3.1 Функции чтения

3.2 Обучение разным видам чтения

4. Проверка умений слушания и чтения в итоговом собеседовании в 9 классе

Актуализация проблемы

Примерно 70-80% того времени, когдачеловек бодрствует, он слушает, говорит,читает, пишет, т.е. занимается речевойдеятельностью, связанной со смысловымвосприятием речи и ее созданием.(М.Т. Баранов)

Речь в жизни человека – средство...

  • передачи знаний и опыта, накопленного человечеством,

  • духовного развития, воспитания, образования,

  • установления межличностного и группового контакта,

  • воздействия и влияния друг на друга.

1.Из истории развития методики развития речи

  • В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Риторика вызывала нарекания (в том числе и В.Г.Белинского) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывании, развертывании и о построении различного рода «фигур» по определенным схемам на весьма отвлеченные темы.

  • В 20-е гг. XX вв. вопросы развития устной и письменной речи учащихся были главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы типа «Работа по развитию речи...», выходят специальные учебники по развитию речи.

  • В 30-50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе.

  • Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» - общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить в V-X классах.

  • В 70-е гг. этот раздел существенно видоизменяется: впервые указываютсякоммуникативные умения, которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

Методика развития связной речи рубежа ХХ – ХХI вв.

Раздел «Связная речь» предусматривает обучение различным видам речевойдеятельности.

Разработка вопросов развития связной речи (и в плане восприятия, и в плане её создания) опирается на достижения лингвистической науки в области:

  • синтаксиса текста,

  • культуры речи,

  • стилистики,

  • современной риторики,

  • достижения психологии речи,

  • психолингвистики,

  • теории коммуникации,

  • на собственные данные об уровне развития связной речи школьников,

  • о динамике формирования некоторых коммуникативных умений при определенной методике обучения,

  • о сравнительной эффективности некоторых приемов работы и средств обучения.

Современная методика развития речи учащихся

Ориентация на формирование коммуникативнойкомпетенции обучающихся, на формированиефункциональной грамотности сделало речевоеразвитие учащихся приоритетной задачейобучения русскому языку:

  • Каждый урок русского языка – урок развития речи.

  • На каждом уроке русского языка должны развиваться все виды речевой деятельности школьников.

2. Обучение слушанию

Слушание – разновидность речевой деятельности, тесно связанной сустной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.

Слушание – это смысловое восприятие звучащей какговоримой, так и озвученной письменной речи.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его становления:

- благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи;

- без слушания невозможно общение в повседневной жизни,

- невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами.









С пециальное обучение слушанию благотворно влияет на:





развитие речевой памяти

развитие речевого слуха

формирование устной речи, в частности её выразительности

усвоение норм произношения и правописания









В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации. Поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей. Учитель начальной школы делает это на всех уроках, формируя важное общеучебное умение межпредметного характера.

Данное умение формируется и в основной школе.

Умение слушать контролируется итоговым собеседованием в 9 классе.

Психологи утверждают, что при слушании происходят такие основные процесса:

  1. опознавание речевых единиц,

  2. их смысловая переработка,

  3. и на этой основе - понимание речи.

Смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясновысказывается говорящий, от темпа, громкости его речи, от умения выделятьглавное, устанавливать контакт с аудиторией, перестраиваться на ходу и т.д.Замечено, что говоримая речь легче воспринимается, чем та же посодержанию и стилю, но озвученная письменная речь.

С другой стороны, многое зависит от слушателей, их подготовленности квосприятию материала, от того, как они владеют опорными знаниями, которыенужны для восприятия новой информации, от того, как они умеют слушать,какими приемами усвоения информации на слух владеют.

2.1 Виды восприятия текста

У читель, решая задачи развития устной речи, одновременнообучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию.При этом надо учитывать, что в школе на уроках русского языкаследует целенаправленно развивать:



Глобальное

Детальное

Критическое восприятие текста







При всей условности выделения этих взаимосвязанных видоввосприятия их знание позволит учителю обоснованно планировать ипроводить необходимую в конкретных условиях работу по обучениюумению слушать.

Глобальное восприятие предполагает восприятие текста вцелом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточноопределить (более или менее развернуто), о чём шла речь в высказывании,какова его основная мысль.

Вопросы учителя типа:

  • О чём шла сегодня речь на уроке (или: я говорил на уроке)?

  • Что же главное я хотел сказать (доказать, объяснить, рассказать)?

  • О чём говорится в тексте?

  • Как можно озаглавить текст (высказывание)?

Когда учитель, отрабатывая какие-либо грамматические умения инавыки правописания, привлекает текст, имеющий образовательно-воспитательное значение, он, прочитав его целиком, непременнопроверит, поняли ли ученики главное:

  • О чем говорит писатель?

  • Чему учит рассказанное?

  • Как можно озаглавить прочитанный текст (например, текст длядиктанта)?

Если иметь в виду воспитательный аспект, то учитель-словесникдолжен говорить с детьми обо всём, что они воспринимают внекласса, что их волнует, чем они живут.Этой задачей объясняется необходимость проведения разговорныхпятиминуток (или десятиминуток) на темы:

  • «Обзор интересных радиопередач»,

  • «А ты слушал по радио, что...»,

  • «Знаешь ли ты, что...»,

  • «Кратко об интересном».

  • Выполнение задания с установкой написать, о чём сегодня сообщили по телевидению на тему «Сегодня в утренней передаче».

Детальное восприятие предполагает осознание если не всех, то самых главных смысловых блоков текста – в зависимости от установки, которая даётся говорящим или которую ставит перед собой слушающий.Такая установка сопутствует подробному пересказу (изложению).

Если ученик пересказывает повествование, он должен прочувствовать последовательность действий, лежащих в его основе, их временные, причинно-следственные связи и т.д.

Если ученику предстоит детальное восприятие текста типа рассуждения-объяснения или рассуждения-доказательства, он должен отчетливо осознать то, что объясняется или доказывается, и само объяснение-доказательство или их ряд.

Детальное восприятие текста на слух требуется в случае, когдапроводится такой вид работы, как:

- пересказ (изложение) услышанного (говоримого или озвученного) текста;

- пересказ объяснения учителя;

- когда нужно запомнить несколько заданий (если учитель их не записывает), чтобы выполнить их в указанной последовательности;

- когда проводятся дискуссия, диспут.

Критическое восприятие основывается и наглобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требуеткритического осмысления воспринятого на слух:

  • выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте,

  • мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т.д.

Установка на критическое восприятие текста практикуется в томслучае, когда проводится изложение с дополнительным заданием,поисковое задание, в котором используется текст.

Внимание эффективнее всего организуют мотивацияпредлагаемого задания, установка на восприятие, контроль завыполнением задания:

  • «Мы учимся обсуждать спорные вопросы. Постарайтесь понять другую точку зрения, тогда сможете убедительно раскрыть свою, возразить»;

  • «Вы должны оценить ответ товарища и свою отметку мотивировать, объяснить, обосновать»;

  • «Ваша задача - вычленить и записать основное положение высказывания».

Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения прислушании, или культуре слушания.Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствуетустановлению контактов между людьми.В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважениек другому человеку, т.е. его культура.



2.2 Виды работ по развитию умения слушать

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

  1. Повторение учащимися высказанной учителем установки - задания;

  2. Запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить;

  3. Составление набросков плана, более или менее развернутых, - в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного;

  4. Конспектирование, составление тезисов;

  5. Кодирование информации;

  6. Многократное прослушивание аудиозаписи, предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения.

3. Обучение чтению

Чтение – один из видов речевой деятельности – заключается впереводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо вовнешней, либо во внутренней речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительновоспринимаемого текста с целью решения определеннойкоммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужоймысли, содержащейся в нем, в результате чего читательопределенным образом реагирует на эту мысль.

С помощью чтения человек реализует возможностиопосредованного общения: восприятие ипонимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя савтором текста, о сложных мыслительных процессах,сопровождающих его осознание.

Восприятие текста и активная переработка информации – вот основныекомпоненты чтения.

Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приёмамвосприятия и переработки информации, содержащейся в текстахразличного характера в зависимости от содержания и коммуникативнойзадачи.

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильнымозвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются:

  • высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала

  • гибкость чтения, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость чтения являются основой формирования многихдругих умений, необходимых для осуществления процесса чтения. Это такие умения,как:

  • умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания;

  • предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше;

  • определять ключевые места текста;

  • вычленять основную мысль высказывания;

  • отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации;

  • устанавливать (и игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации;

  • ставить вопросы в процессе восприятия текста;

  • определять логику, структуру высказывания;

  • делать выводы и формулировать их своими словами;

  • критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях.

3.1 Функции чтения

При обучении чтению учитель должен чёткоосознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определятьхарактер восприятия текста школьниками. Под коммуникативной задачей в данном случаеследует понимать установку на то, с какой целью осуществляетсячтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная изтекста информация.

При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению каквиду речевой деятельности и которые реализуются в процессеопосредованного общения читателя с автором текста.

Выделяются три функции чтения:

Познавательная. Реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).

Регулятивная. Направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области.

Ценностно – ориентационная. Связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).

При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать,уточнить и сформулировать её с учётом функции чтения, котораяреализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где икогда может быть использована извлеченная из текста информация.

Если учитель ставит задачу побудить учащихся к поиску необходимыхсведений, к пополнению знаний (познавательная функция), то она можетбыть конкретизирована в следующих типах заданий:

  • прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфограммы указано в правиле (какими признаками обладает данное понятие, какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании...);

  • прочитать текст и ответить на вопросы и т.д.;

  • прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ранее, осознать, что нового вы узнали о том-то и т.п.

Выполняя подобные задания, ученики должны действовать по-разному:

  • либо как можно более полно понять текст,

  • либо уяснить основное содержание читаемого, не заостряя вниманияна второстепенных деталях (признаках) описанных явлений, на том,что не имеет прямого отношения к достижению цели чтения.

Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социальному опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

  • Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило ...?

  • Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы неошибиться при постановке запятой в ...?

  • Что общего и что различного в применении правил ...?

Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

Если учитель, организуя чтение, ставит задачу воздействовать начувства учащихся (ценностно-ориентационная функция), то заданияформулируются следующим образом:

  • прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

  • прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль,радость и т.п.);

  • прочитать и определить, какие средства языка делают речьдинамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной)

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокогопроникновения в содержание текста.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, скакой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приёмы одного из названных видов чтения. Надо учить не чтению вообще, а тому или иномувиду чтения, что предполагает обучение различным приемамосмысления того или иного текста, решению определенныхмыслительных задач в процессе его восприятия.

3.2 Обучение разным видам чтения

Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержаниятекста и полный его охват.

Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, являетсяпостановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения(предварительные вопросы).

Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:

  1. Целесообразно изменить план текста при его пересказе;

  2. Сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;

  3. Установить причинные связи между явлениями;

  4. Совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопроссущественным образом влияет на характер чтения.

Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы походу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающиепознавательную сущность текста, и с их помощью осознавалиего логическую структуру, выделяя в нем главное, основное.

Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понятьтекст, разобраться в неясном.

Конкретные пути реализации описанного приема разнообразны. Учитель,например, читает вслух текст, делая остановки, во время которых онобращается к классу с вопросами такого типа:

  • О чем теперь вы хотели бы узнать?

  • Какие вопросы здесь возникают?

  • О чем будет говориться далее?

В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учителем, или после прочтения текста в целом.

Приёмы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы сразличными текстами в учебниках русского языка.Прежде всего это тексты параграфов. Их чтение связано с изучением нового материала, спознанием новых явлений и фактов.

Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимосвязи ипоследовательности всех его частей требуется от школьников при изучении текстов, содержащих образцы рассуждений, способы применения правил,образцы выполнения различных видов разбора.

Читая подобные тексты, они овладевают соответствующими способамидеятельности, усваивают последовательность действий, которыенеобходимо выполнить в ходе решения учебной задачи, осознают ихвзаимосвязь и взаимозависимость.

Изучающее (глубокое) чтение необходимо в работе сисходными текстами на этапе подготовки к написаниюизложений. От глубины восприятия исходного текста, от степениосознания его структуры и особенностей языкового оформлениязависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения,задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца(каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания безспециальной установки на последующее воспроизведение.

Ознакомительное чтение базируется на приёмах общего охватасодержания, требующих умений определять тему текста по заголовку,по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержаниетекста и т.д.

Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, воснове которых лежат такие задания:

  • изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста;

  • прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова,сначала полностью, а потом без них (сравнить смысл);

  • подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачиосновной информации;

  • найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию;

  • найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название

Перечисленные упражнения способствуют развитию умения быстро извлекатьнеобходимую информацию, опуская второстепенное, несущественное.

Приёмы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстамиупражнений, содержание которых тесно связано с теоретическойчастью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объёму, интересны по содержанию, легки для понимания.

В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах ихупотребления, иллюстрируются те или иные положениятеоретической части изучаемой темы и т.п.

Приёмы ознакомительного чтения необходимы учащимся в работе стекстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительныесведения об изучаемых фактах, уточняются положения, раскрытые восновном тексте.

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляютзадания к упражнениям, освоение которых требует от школьниковприменения различных приемов чтения: либо изучающего, либоознакомительного.

В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий купражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения.

Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учительпредваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание купражнению и ответьте на вопросы:

  • С какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему?

  • Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?

  • Какой из этого следует вывод?

  • Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобывыполнить задание (или часть его)?

  • Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:

  • прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаныс изучаемой темой;

  • прочитать задания к упражнению. На какую часть изученногоматериала нужно опираться при их выполнении?

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста.

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников

  • анализировать заголовок (название) текста;

  • соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.);

  • прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста.

В учебниках русского языка представлены тексты, работа с которыми потребуетот учащихся использования навыков просмотрового чтения.Это отрывки из художественных, научно-популярных произведений, газетныхпубликаций, составляющие основу многих упражнений.

Если в основе упражнения лежит художественный текст, следуетобратить внимание школьников на его выразительные достоинства,на те средства языка, которые придают ему особое звучание.

Задания такого типа предусмотрены в учебниках русского языка. Они требуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, его полного осмысления и направлены на развитие у школьников эмоционального восприятия прочитанного, языкового чутья, чувства прекрасного. В данном случае потребуется актуализация приемов изучающего чтения, ибо изменился характер задачи чтения.

Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильноорганизовывать выполнение заданий, направленных на осознание ихсодержания:

  1. Если в основе упражнения лежит текст, в первую очередь следует выполнить задания, направленные на его осмысление (чтение).

  2. Перед началом работы нужно четко сформулировать вопрос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения.

  3. Обобщая результаты работы над упражнением, следует дать оценку выполнению заданий, связанных с чтением и анализом текста.

4. Проверка умений слушания и чтения в итоговом собеседовании в 9 классе

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четырезадания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания выполняются с использованием одного текста (чтение вслух небольшого текста и его пересказ).

Часть 2 состоит из двух заданий. Задания не связаны с текстом, который читали и пересказывалишкольники, выполняя задания 1 и 2. Необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:

- описание фотографии,

- повествование на основе жизненного опыта,

- рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание.

В задании 4 школьникам необходимо поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общеевремя ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!