СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение вязки туристических узлов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными туристическими узлами

Просмотр содержимого документа
««Обучение вязки туристических узлов»»


План-конспект тренировочного занятия по туризму

на тему: «Обучение вязки туристических узлов»


Тренер-преподаватель. Бондаренко А.А.

Дата проведения:26.03.2021г

Раздел программы дополнительного образования: техника и тактика пешего туризма.

Тема занятия-обучение вязки туристических узлов

Тип занятия – изучение нового материала

Цель занятия: Познакомить учащихся с основным туристскими узлами. Обучить и сформировать умения и навыки завязывания узлов, предназначенных для страховки.

Задачи:

Образовательные:

Развить и закрепить основные знания, касающиеся соответствующей области техники пешеходного туризма. Формирование у обучающихся основных знаний по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов.

Развивающие: Совершенствовать координацию движений, гибкость  пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий при вязке узлов. Развить у детей устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и участии в туристических соревнованиях

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь

Планируемые результаты:

Личностные : осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к спортивному туризму

Регулятивные : определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.

Познавательные : ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные : донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.Форма работыиндивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека

Материал и оборудование: Туристское снаряжение: палатка, тент, веревки, рюкзак, коврик, карточки с названиями узлов в каждой группе

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор



Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Рассказ с элементами беседы.

Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Узлов существует достаточно много. Например, американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости. Вообще, для многих людей вязание узлов – область далекая и не самая нужная; они прекрасно обходятся без этого. А с узлами сталкиваются, лишь когда завязывают ботинки или галстук. А раз нет потребности в узлах – нет и необходимости знать из различные виды.

Другие же, напротив, считают, что даже в быту умение вязать узлы дело все-таки полезное и нужное, и что это умение их не раз выручало. Эти люди охотно берут веревку в руки, умеют с ней обращаться, свободно вяжут на ней узлы, умело привязывают веревку к чему-либо, быстро связывают веревки между собой. И все это они делают красиво, уверенно и, главное, – надежно.

Вязать узлы – дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Одни узлы под нагрузкой затягиваются, другие – нет. Некоторые узлы могут «ползти» – медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удается…

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Узлы должны:

завязываться просто (легко запоминаться);

не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия;

не «ползти» при переменных нагрузках;

не затягиваться «намертво» без необходимости;

соответствовать своему назначению.

Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» – на 25%, узел «булинь» – на 30%, ткацкий – на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой (для капроновых веревок). Использование таких веревок для страховки недопустимо.


3. Изучение конкретных узлов. Практические упражнения по их завязыванию.


Полусхватывающий (привязочный) узел

Положительные качества: узел легко вяжется; под нагрузкой не затягивается;

Отрицательные качества: «ползёт» при переменных нагрузках;

Примечание: для повышения надежности соединения используйте контрольный узел или закрепляйте свободный конец способом встречного узла.


Удавка

Положительные качества: узел легко вяжется; после снятия нагрузки легко развязывается;

Отрицательные качества: «ползёт» при переменных нагрузках;

Примечание: надежно держит при числе витков не менее четырех; используется для привязывания веревки к дереву, столбу и т.п.; надежен при постоянной нагрузке; узел запрещено использовать для организации навесных переправ (в туризме, альпинизме).


П роводник

Положительные качества: узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине; может вязаться одним концом;

Отрицательные качества: под нагрузкой сильно затягивается; «ползёт», особенно на жесткой веревке;

Примечание: используется для крепления веревочной петли к чему-либо; при использовании узла для организации связок (в альпинизме) необходим контрольный узел; не рекомендуется использовать при больших нагрузках (буксировка автомобиля и т.п.).


Восьмерка

Положительные качества: узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине; может вязаться одним концом; под нагрузкой сильно не затягивается; «не ползёт»;

Примечание: удобен для образования надежной петли; применяется в альпинизме для организации связок и др.


Беседочный узел («булинь»)

Положительные качества: простой и надежный узел; под нагрузкой сильно не затягивается;

Отрицательные качества: «ползёт» при переменных нагрузках;

Примечание: применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам и т.п., для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень и др.); широко используется в альпинизме для организации связок при отсутствии специальных страховочных поясов или систем (пояс + беседка). Зависание в такой грудной обвязке при падении в трещину или при срыве на скалах на время более 10 минут, даже при наличии беседки, крайне опасно для жизни из-за нарушения кровоснабжения; необходим контрольный узел.


Бергшафт (австрийский проводник)

Положительные качества: надежный узел; вяжется как на конце веревки, так и в середине; под нагрузкой не затягивается; меньше ослабляет прочность веревки, чем «проводник» и «восьмерка»;

Отрицательные качества: трудно запоминается, требует практики;

Примечание: удобен для вязания веревочной лестницы, прочной петли; применяется в альпинизме для организации связок.


Б ергвахт (двойной проводник, «заячьи ушки»)

Положительные качества: образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв; «не ползёт»;

Отрицательные качества: под нагрузкой сильно затягивается;

Примечание: может использоваться везде, где нужна прочная петля; применяется в альпинизме для организации связок, для транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (в этом случае длина петель – 40 см).


Схватывающий узел («пруссик»)

Положительные качества: узел свободно перемещается; при нагружении затягивается; после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние;

Отрицательные качества: для свободного вязания требуется практика; плохо держит на жестких веревках, совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» рывков на них, т.к. из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться;

Примечание: используется в альпинизме для организации самостраховки, узел вяжется веревкой d = 5‑6 мм на веревке d = 9‑12 мм.

– при использовании узла на обледенелых веревках нужно закончить вторую (верхнюю) половину узла одним оборотом.


Узел Бахмана (а-в). Карабинный узел (г-д)

Положительные качества: узлы несложно вяжутся; при нагружении хорошо держат; при снятии нагрузки легко развязываются; можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках; можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;

Примечание: используются для организации самостраховки, навесной переправы; надежны в работах по транспортировке пострадавших.




С тремя

Положительные качества: универсальный узел; легко вяжется; просто развязывается;

Примечание петли узла используют в качестве опоры для ног при подъеме по закрепленной веревке (самовылаз из трещин и т.п.) – I; хорош при спасательных работах для торможения веревки и вязки носилок из подручных средств; может использоваться для самостраховки – II.



4. Закрепление. Завязывание узлов на скорость (норматив – 30 с на узел).




























Литература:


  1. И.В.Балабанов. Узлы. http://www.kis.ru/~nterm/knots/knots.html. «УЗЛЫ»: Москва; ISBN 5‑901049‑27‑6
  2. Л.Н.Скрягин. Морские узлы. http://publ.lib.ru. «Морские узлы»: Издательство «Транспорт»; М.; 1994. ISBN 5‑277‑01807‑7


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!