СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте, урок на тему: «Звуки [д], [д’], буква «д»» УМК «Школа России», 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте, урок на тему: «Звуки [д], [д’], буква «д»» УМК «Школа России», 1 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Звуки [д], [д’], буква «д»»

УМК «Школа России», 1 класс






Выполнил(а): Чувашева Анна 316н

Методист: Григорьева Ольга Владимировна

Учитель: Степанова Снежана Анатольевна




Тема: Звуки [д], [д’], буква «д»

Перспективная цель: Формирование представлений о многообразии букв и звуков в русском языке.

Актуальная цель: Ознакомление со звуками [д], [д’], с буквой «д»



Задачи:

Обучающая – актуализировать знания о звуках, изученных ранее, обучить написанию строчной буквы «д» в процессе выполнения учебных заданий.

Развивающая – развивать речь через фонематические упражнения; развивать мелкую моторику в процессе работы с прописью.

Воспитательная – воспитывать ответственность в процессе работы над заданиями; воспитывать интерес к изучению русского языка.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • вычленять звуки из слова;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, и;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


Метапредметные результаты:

У обучающихся будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

  • в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

  • строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

Познавательные:

  • сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

  • устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

  • характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

  • проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

  • формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

Регулятивные:

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа

  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.


Личностные:

У обучающихся будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании



Оборудование: Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, наглядный и раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Принципы: наглядность, научность, доступность, воспитания и развития, активности учащихся в обучении, психологической комфортности.

Методы, приемы: словесные (учебный диалог, объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрационный материал на доске, компьютерная презентация), практические (учебные задания).

Литература: Примерная рабочая программа по русскому языку НОО.

Азбука 1 класс, автор: В.Г.Горецкий и др.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Добрый день, ребята.

Проверим готовность к уроку.

На партах у вас лежит азбука, пропись и пенал. Сядьте правильно: выпрямим спину, ноги согнуты в коленях, расстояние от края стола до вашего туловища - ширина ладони, проверьте, пожалуйста.


Ребята, скажите, пожалуйста, почему важно учиться читать и писать? В чем для вас заключается значимость этих умений?


Замечательно, вот как для вас это важно. Поэтому, сегодня мы будем продолжать изучать наш русский язык.



Проверяют готовность к уроку.





Ответы детей.





Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка



    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Посмотрите на доску

открывает элементы букв

Три ученика сейчас нам составят буквы из всех представленных элементов.

При составлении буквы мы называем каждый элемент.

Какие буквы вам необходимо составить вы видите выше – это буквы «Б», «б», «П», «п»











Молодцы, вы отлично показали свои знания предыдущего материала.


Послушайте стихотворение и скажите, какой звук вы услышите чаще всего.


Все понятно: добрый дождик

Должен воду раздавать,

Должен кисти взять художник,

Чтобы дождик рисовать.





Какую цель мы поставим на урок?







Составляют букву, называя элементы.

«Б»- Наклонная с закруглением вправо, полуовал и горизонтальная прямая с закруглением.

«б» овал, наклонная линия с короткой прямой линией вправо

«П» - наклонная линия с закруглением влево, наклонная линия с закруглением вправо, горизонтальная прямая с закруглением.

«п» - короткая прямая, короткая линия с закруглением сверху и снизу.













Звук [д]


Познакомиться с буквой, которая обозначает этот звук, научиться ее писать.

предметные

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова

метапредметные

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

личностные:

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия


Прикрепляет на доску строчную букву «д».


Из какого количества элементов она состоит?


Кто может назвать эти элементы?



Откроем пропись на странице 16.
В верхнем правом углу пропишем элементы буквы.
Как закончите, покажите посадкой.
Далее прописываем непосредственно букву в первой строке под счет:
и-раз-и-два-и


А теперь посмотрите на доску, вижу вот такие неправильные в написании буквы.

Крепит на доску неправильные варианты.

Скажите, что неверно в написании этих букв?

Исправляет названные ошибки.



Теперь можете дописать букву до конца строки.

Не забываем выделять зеленым цветом самую красивую букву.


Откроем азбуку на странице 105

Найдите справа слоги.
Читаем все вместе вслух по порядку.
А теперь прочитаем снизу вверх.


Замечательно, скажите, а в каких слогах буква «д» обозначает мягкий звук, а в каком твердый?



А как вы это определили?



Назовите эти гласные.


А сейчас эти слоги пропишем во второй строке прописи.

Первый слог «да», какое здесь соединение?

Верно, прописываем этот слог, диктуя себе: [ддддаааа]

Второй слог «ду», а какое здесь соединение?

Правильно, диктуем себе [дддддуууу]

Третий слог «до», здесь какое соединение?

Правильно, диктуем себе [дддддоооо]

И четвертый слог «де», здесь какое соединение?

Правильно, диктуем себе [дддддееее]



Посмотрите на слайд.

Что здесь изображено?


Составим схему для этого слова.

Возьмите чистый лист, начертите прямоугольник для схемы.


Проскандируем слово, определив количество слогов.

Сколько слогов?

Отлично, рисуем одну черту.

Поставим ударение, позвав слово.

На какой слог падает ударение?


Выделяем в слове первый звук, произносим его все вместе:

[ддддддома].

Согласный он или гласный? Почему?


Закроем ладошками уши, послушаем, есть ли звон.

Снова произносим [ддддддома].


Проверим, насколько правильно мы определили характеристики этого звука. Посмотрим на ленту.

Да, действительно этот звук согласный и звонкий.


А что еще мы не определили?

Как мы ее определим?


Произносим снова этот звук [ддддддома].

Появляется улыбка? Что это значит?


Отлично.

Находится первый звук в слиянии?

Какую фигуру возьмем для схемы?

Замечательно, рисуем синий треугольник.


Выделяем следующий звук.

[дооооома]

Какой он? Согласный или гласный? Почему?

Верно, рисуем красный треугольник.

Ударный или безударный?

Верно, ударение не ставим.


Произносим последний звук [доммммма].

Какой он: согласный или гласный? Почему?

Твердый он или мягкий? Почему?


Звук находится в слиянии?

Тогда какую фигуру берем для схемы?

Рисуем синий треугольник.


Произносим последний звук [домааааа]

Дайте ему характеристику.

Замечательно, рисуем красный треугольник, ставим ударение.


Сравним правильность нашей схемы с прописью. Посмотрите на третью строку, верно ли мы составили схему слова?

Пропишем слово «дома» после схемы в прописи.


Как мы прописываем, что мы делаем в это время?

Верно, пропишите это слово.


Скажите, мы вначале урока прочитали слоги и вы определили, что иногда буква «д» обозначает мягкий звук.


Приведите пример такого слова.

Одно слово разбирают по такому же алгоритму.



Осваивают новые способы действия при изучении нового знания




Из двух.


Овал, наклонная с петелькой внизу.




Прописывают элементы буквы.



Прописывают букву.






Говорят ошибки в написании.











Читают слоги.




да, до, ду, ды – твердый звук

де, ди – мягкий.


Есть гласные буквы, которые обозначают мягкость.


Е, и.



Нижнее.


Верхнее.


Нижнее.


Нижнее.





Дома.





Хлопают 2 раза: до-ма.

2


[домаааа]

На второй.



Согласный, потому что есть преграда.


Есть звон.







Мягкость и твердость.

Посмотрим появляется ли улыбка при произношении.


Нет. Значит, звук твердый.



Да, находится.

Треугольник.






Гласный, преграды нет.


Безударный.



Согласный, потому что есть преграда.

Твердый, потому что губы не расплываются в улыбку.


Да

Треугольник.




Гласный, ударный.




Верно.




Произносим вслух все звуки.






Приводят пример.

предметные

  • вычленять звуки из слова

  • различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


метапредметные

  • сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

  • устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

  • характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

  • проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

  • формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа

  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений


личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

    1. Динамическая пауза

Два желающих проведите, пожалуйста, физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Метапредметные:

Осуществлять контроль собственной деятельности

    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи




Какое количество элементов в строчной букве «д»? Назовите их.

Верно. Какие два звука дает буква «д»?


Приведите примеры таких слов.


Сыграем в игру

https://learningapps.org/watch?v=pqwan34z222

Ваша задача посмотрев на картинку, проговорить слова ,в которых есть звук [д] или [д’] и отнести слово либо влево - к твердым звукам, либо вправо – к мягким.



Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия


Из двух.

Овал, наклонная с закруглением вправо.

Твердый [д] и мягкий [д’].


Ответы детей.




Дом-тв

Дверь-тв

Дождь-тв

Доктор-тв

Дракон-тв


Дерево-мяг

Диван-мяг

Деньги-мяг





предметные

  • различать гласные и согласные звуки

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


Метапредметные

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании


    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем

Откроем азбуку на странице 105, найдите текст.

Посмотрите на иллюстрацию, предположите, о чем может идти речь в тексте?


Проверим ваши предположения.

Прочитаем текст по предложениям.

Итак, верно ли мы предположили?


Да, действительно, текст оказался о водолазах.

А кто такие водолазы?

Скажите, а чьи отцы работают водолазами?

В чем же заключалась работа водолазов?

А чем еще занимаются водолазы?

Легкая ли работа водолазов? Найдите предложение подтверждение.


Как мы можем озаглавить текст?

Можем озаглавить текст «Водолазы»?


Обратимся к прописи, найдем 7 строку.

Прочитаем предложение.

Так кто же работает на дне реки?


Припишем это слово. Обратите внимание, что предыдущее вопросительно предложение закончилось, а значит, слово мы напишем с заглавной буквы.

Не забываем диктовать себе.





Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму



О рыбах, о море…




Нет.



Человек, работающий под водой.

Отцы Нади и Димы.

Они укрепляли опоры моста.

Ответы детей.

Второе предложение: «Работа водолазов трудна»


Ответы детей.



«Кто работает на дне реки?»


Водолаз.




предметные

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

метапредметные

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога.

личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме



Возьмите второй лист.

Начертите прямоугольник.

Сейчас я вам назову слову, а ваша задача – составить схему, как мы делали это вначале урока.

Давайте повторим алгоритм выполнения этого задания.












Первое слово «день».

Поменяйтесь карточками с соседом. Нарисуйте линеечку для оценки за правильность и оцените работу соседа. Сейчас на слайде появится правильный вариант схемы.


Переверните лист.

Чертим следующий прямоугольник.

Второе слово «двери».

Поменяйтесь карточками с соседом. Нарисуйте линеечку для оценки за правильность и оцените работу соседа. Сейчас на слайде появится правильный вариант схемы.




Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой






  1. Чертим прямоугольник

  2. Скандируем слово (делим на слоги)

  3. Ставим ударение

  4. Выделяем каждый звук

  5. Определяем согласный или гласный этот звук, твердость и мягкость у согласного.

  6. Определяем находится ли звук в слиянии.

  7. Вносим звук в схему.




Взаимопроверка.







Взаимопроверка.




предметные

  • вычленять звуки из слова

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


метапредметные

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа



личностные

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся




Давайте вспомним ключевые моменты с урока.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Из какого количества элементов состоит эта буква?

Какие два звука дает эта буква?


Посмотрите на слайд, перед вами лесенка успеха.

На ней три ступени.

1 ступень. Поднимите руки те ребята, которым было очень тяжело на этом уроке, и у вас остались вопросы.

2 ступень. Поднимите руки те ребята, которые хорошо поработали на уроке.

3 студень. Поднимите руки те ребята, которые поработали отлично, вопросов у вас не осталось.



Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.


Проводят рефлексию деятельности.




предметные

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач


метапредметные

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.


Личностные

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!