СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 5 класс. Одноклассники, сверстники, друзья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Одноклассники, сверстники, друзья" предназначена для учителей и учащихся 5 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), соответствует требованиям ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 5 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 5 класс. Одноклассники, сверстники, друзья.»

Урок № 16 Обществознание, 5 класс Одноклассники, сверстники, друзья Верному другу цены нет. (русская пословица)  Д.З.: § 8, ?? (с.71), «в классе и дома» (с.71-72) © ред. А.И. Колмаков

Урок № 16

Обществознание, 5 класс

Одноклассники, сверстники, друзья

Верному другу цены нет.

(русская пословица)

Д.З.: § 8, ?? (с.71), «в классе и дома» (с.71-72)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока содействовать  формированию представления об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения; развивать  чувства чуткости, справедливости, отзывчивости, готовности помочь, доброго отношения к людям и формированию представлений об этих качествах как нравственных ценностях ; Воспитывать ответственное отношение к дружбе, товариществу.

Цели урока

  • содействовать формированию представления об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения;
  • развивать чувства чуткости, справедливости, отзывчивости, готовности помочь, доброго отношения к людям и формированию представлений об этих качествах как нравственных ценностях ;
  • Воспитывать ответственное отношение к дружбе, товариществу.
Универсальные учебные действия Коммуникативные УУД использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Личностные УУД иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Личностные УУД

  • иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Понятия, термины дружба; товарищество; качества личности; нравственные ценности: чуткость, справедливость, отзывчивость, помощь

Понятия, термины

  • дружба;
  • товарищество;
  • качества личности;
  • нравственные ценности: чуткость, справедливость, отзывчивость, помощь
Изучение нового материала  Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.  Проблемное задание.  Кого можно считать настоящим другом? Можно ли научиться дружить?

Изучение нового материала

  • Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
  • Дружный класс.

Проблемное задание. Кого можно считать настоящим другом? Можно ли научиться дружить?

Актуализация проблемы ВСПОМНИМ.  К акие книги о дружбе и товариществе ты читал? Какие пословицы о дружбе и друзьях ты знаешь? ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Почему дети и взрослые ценят дружбу и товарищество? Объясни поговорку «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Актуализация проблемы

ВСПОМНИМ. К акие книги о дружбе и товариществе ты читал? Какие пословицы о дружбе и друзьях ты знаешь?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Почему дети и взрослые ценят дружбу и товарищество? Объясни поговорку «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Самостоятельно прочитать п.1 – с.112-113 Письменно ответить на вопросы: кто такие сверстники? чем сверстники отличаются от друзей? какую роль друзья могут сыграть в жизни человека?
  • Самостоятельно прочитать п.1 – с.112-113
  • Письменно ответить на вопросы:
  • кто такие сверстники?
  • чем сверстники отличаются от друзей?
  • какую роль друзья могут сыграть в жизни человека?
1. Ты и другие ребята Ценность дружбы. Каковы особенности взаимоотношений в нашем классе?  Развиты ли у нас в классе интерес и чувство уважения к товарищам, считаемся ли друг с другом? В чем это конкретно выражается?  Что доминирует в классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу неудач, равнодушие? Проявляется ли взаимопомощь? Если да, то в какой форме? Каков обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)? Как ведём себя в конфликтных ситуациях?».

1. Ты и другие ребята

Ценность дружбы. Каковы особенности взаимоотношений в нашем классе?

  • Развиты ли у нас в классе интерес и чувство уважения к товарищам, считаемся ли друг с другом? В чем это конкретно выражается?
  • Что доминирует в классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу неудач, равнодушие?
  • Проявляется ли взаимопомощь? Если да, то в какой форме?
  • Каков обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)?
  • Как ведём себя в конфликтных ситуациях?».
1. Ты и другие ребята Кого мы называем сверстниками? Что объединяет одноклассников? Каких ребят можно назвать друзьями?

1. Ты и другие ребята

  • Кого мы называем сверстниками?
  • Что объединяет одноклассников?
  • Каких ребят можно назвать друзьями?
2. Слово не воробей Чем спор отличается от ссоры? Кого из одноклассников мы могли обидеть грубым словом? Прошу прощения!

2. Слово не воробей

Чем спор отличается от ссоры?

Кого из

одноклассников

мы могли обидеть

грубым словом?

Прошу прощения!

Жил на свете человек  Лев Семёнович Понтря́гин  (1908-1988) - советский математик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии, Государственной премии СССР. Внёс значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. Осенью 20-го или 21-го года в результате тяжёлого ожога я попал в больницу… Так что моя жизнь снова была на волоске, и я полностью потерял зрение. Вернувшись из больницы, я находился в полной растерянности: что делать? Сперва я поступил в специальную школу для слепых и пробыл там в интернате довольно короткое время.   А у нас ещё сохранилась мечта о будущем, о моём высшем образовании. После этого я вернулся в свою прежнюю школу, в прежний класс, к прежним своим товарищам, которые встретили меня с большой чуткостью и теплотой! Стать достойным человеком Л. С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей

Жил на свете человек

Лев Семёнович Понтря́гин  (1908-1988) - советский математик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии, Государственной премии СССР. Внёс значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления.

Осенью 20-го или 21-го года в результате тяжёлого ожога я попал в больницу… Так что моя жизнь снова была на волоске, и я полностью потерял зрение.

Вернувшись из больницы, я находился в полной растерянности: что делать? Сперва я поступил в специальную школу для слепых и пробыл там в интернате довольно короткое время.

  А у нас ещё сохранилась мечта о будущем, о моём высшем образовании. После этого я вернулся в свою прежнюю школу, в прежний класс, к прежним своим товарищам, которые встретили меня с большой чуткостью и теплотой!

Стать достойным человеком Л. С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей

Что препятствует  общению  с одноклассниками? Какое качество  помогает общению  с одноклассниками? Бесцеремонность Антипатия Настороженность Застенчивость Совпадение вкусов Симпатия Сочувствие Сопереживание  Укажите способ мирного разрешения конфликтной ситуации: Спор Ссора Драка Перебранка

Что препятствует общению с одноклассниками?

Какое качество помогает общению с одноклассниками?

  • Бесцеремонность
  • Антипатия
  • Настороженность
  • Застенчивость
  • Совпадение вкусов
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Сопереживание

Укажите способ мирного разрешения конфликтной ситуации:

  • Спор
  • Ссора
  • Драка
  • Перебранка
Тест «Как вы ощущаете себя в классе»   Ровные, спокойные Теплые, дружественные Уважительные Конфликтные Презрительные, холодные Переменчивые: то плохие, то хорошие

Тест «Как вы ощущаете себя в классе»

Ровные, спокойные

Теплые, дружественные

Уважительные

Конфликтные

Презрительные, холодные

Переменчивые: то плохие, то хорошие

Поучаствуйте в споре: Спорят два человека. Один заявляет, что другу надо прощать все его ошибки и заступаться за него в любой ситуации. Кто же поддержит человека, если не друзья? А другой возражает: «Не за все можно простить даже близкого друга. И есть случаи, когда его не стоит поддерживать». На чьей вы стороне и почему?

Поучаствуйте в споре:

Спорят два человека.

  • Один заявляет, что другу надо прощать все его ошибки и заступаться за него в любой ситуации. Кто же поддержит человека, если не друзья?
  • А другой возражает: «Не за все можно простить даже близкого друга. И есть случаи, когда его не стоит поддерживать».
  • На чьей вы стороне и почему?
Учимся дружно жить в классе

Учимся дружно жить в классе

Проверь себя Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему? Что мешает дружбе? Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга; разделить радость или горе?

Проверь себя

  • Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?
  • Что мешает дружбе?
  • Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга; разделить радость или горе?
Проверим себя: Задание №1. Сопоставьте : А) одноклассники 1) ребята одного      возраста  Б) сверстники 2) ребята, которые      учатся в одном      классе Д) друзья 3) ребята, которые     посещают       спортивную       секцию

Проверим себя:

Задание №1. Сопоставьте :

А) одноклассники 1) ребята одного возраста

Б) сверстники 2) ребята, которые учатся в одном классе

Д) друзья 3) ребята, которые посещают спортивную секцию

1. Насколько часто ты ссоришься? А) вообще стараюсь ни с кем не ссориться Б) только когда дело касается принципиальных для меня вещей В) всякий раз, когда у меня плохое настроение Г) да, все время со всеми ссорюсь 2.У твоего одноклассника была большая вечеринка по случаю его Дня рождения, но тебя на нее не пригласили? Твоя реакция? А) ну подумаешь, не пригласили? Это не повод прекращать общение с этим человеком Б) обидишься и не будешь разговаривать с этим одноклассником В) обидишься и не будешь разговаривать вообще ни с кем, кто был на той вечеринке Г) найдешь способ отомстить однокласснику

1. Насколько часто ты ссоришься?

А) вообще стараюсь ни с кем не ссориться

Б) только когда дело касается принципиальных для меня вещей

В) всякий раз, когда у меня плохое настроение

Г) да, все время со всеми ссорюсь

2.У твоего одноклассника была большая вечеринка по случаю его Дня рождения, но тебя на нее не пригласили? Твоя реакция?

А) ну подумаешь, не пригласили? Это не повод прекращать общение с этим человеком

Б) обидишься и не будешь разговаривать с этим одноклассником

В) обидишься и не будешь разговаривать вообще ни с кем, кто был на той вечеринке

Г) найдешь способ отомстить однокласснику

3. Твои друзья зовут тебя в кино, но этот фильм ты уже смотрел. Как ты поступишь? А) всё равно идёшь вместе со всеми Б) предлагаешь пойти на другой фильм В) вообще никуда не пойдешь Г) раз уж все идут в кино, то и ты пойдешь – но только на другой фильм 4. Что ты делаешь после уроков с друзьями А) идёшь куда все, туда и ты Б) идёшь куда угодно, только если это место тебе нравится В) всегда сообща договариваешься, куда пойти Г) ставишь вопрос ребром: или мы идем, куда я хочу, или я иду домой! 5. Любишь ли ты компании? А) не представляю жизнь без своей компании Б) в общем-то, да В) вообще-то не очень Г) нет, не люблю

3. Твои друзья зовут тебя в кино, но этот фильм ты уже смотрел.

Как ты поступишь?

А) всё равно идёшь вместе со всеми

Б) предлагаешь пойти на другой фильм

В) вообще никуда не пойдешь

Г) раз уж все идут в кино, то и ты пойдешь – но только на другой фильм

4. Что ты делаешь после уроков с друзьями

А) идёшь куда все, туда и ты

Б) идёшь куда угодно, только если это место тебе нравится

В) всегда сообща договариваешься, куда пойти

Г) ставишь вопрос ребром: или мы идем, куда я хочу, или я иду домой!

5. Любишь ли ты компании?

А) не представляю жизнь без своей компании

Б) в общем-то, да

В) вообще-то не очень

Г) нет, не люблю

Установите соответствие: Характер разрешения конфликта Способы поведения Конструктивный (цивилизованный)      Неконструктивный (разрушительный) А) ссора Б) скандал В) спор Г) дискуссия Д) драка Е) переговоры

Установите соответствие:

Характер разрешения конфликта

Способы поведения

  • Конструктивный (цивилизованный)
  • Неконструктивный (разрушительный)

А) ссора

Б) скандал

В) спор

Г) дискуссия

Д) драка

Е) переговоры

ПРИТЧА О ГНЕВЕ Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку ещё больней, чем дереву».

ПРИТЧА О ГНЕВЕ

Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.

И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь.

Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде.

Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку ещё больней, чем дереву».

БУДЬ СЧАСТЛИВ  (притча) У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал: – Будь счастлив. Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил: – Неужто ты такой смиренный? – Нет, – ответил нищий, – но если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

БУДЬ СЧАСТЛИВ (притча)

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

Неужто ты такой смиренный?

Нет, – ответил нищий, – но если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!