Презентация "Образование и самообразование" предназначена для учителей и учащихся 5 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), соответствует требованиям ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 5 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 5 класс. Образование и самообразование.»
Урок № 14-15
Обществознание, 5 класс
Образование и самообразование
Д.З.: § 7, ?? (с.63), «в классе и дома» (с.64)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- формировать представления учащихся о системе и значении самообразования.
- развивать познавательный интерес к разным формам и способам получения самообразования ;
- Воспитывать ответственное отношение к самообразованию, самосовершенствованию в целом.
Универсальные учебные действия
- Характеризовать учебу как основной труд школьника.
- Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека;
- Уметь моделировать ситуации, анализировать, решать ситуативные и познавательные задания
Понятия, термины
- образование;
- общее образование /начальное, основное, среднее (полное)/;
- профессиональное образование /среднее, высшее, послевузовское/;
- алгоритм;
- бакалавр, магистр
Изучение нового материала
- Образование и самообразование.
- Учёба – основной труд школьника.
- Учение вне стен школы.
- Умение учиться
Актуализация проблемы
ВСПОМНИМ. На какие вопросы, связанные со школьными предметами, хотели бы сами поискать ответы? Чему надо для этого научиться?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами можно это делать? Можно ли научиться учиться?
Самообразование. Его формы.
- Т олько ли на уроках ты учишься? Конечно, нет!
- Т ебя учит и окружающая среда: что-то ты перенимаешь у друзей, чему-то учишься по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам.
- М ногие из вас посещают специальные школы или кружки: художественные, спортивные, музыкальные.
- Т о есть люди занимаются сами. Это называется самообразованием .
Самообразование – это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.
Жил на свете человек
(см. учебник, с. 59-60)
- Александр Васильевич Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
- Он строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
- Педагог разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой», гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Василий Александрович
Сухомлинский
(1918-1970)
Как вы думаете, утратила ли школа В.А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясните.
Испокон века книга красит человека
«Не тот умён, кто всё знает – всё знать невозможно, а тот, кто знает, где и о чём можно прочитать»;
«Книга – источник знаний».
О чём ты узнал из книжных фондов школьной библиотеки? Читателем каких библиотек ты можешь стать или уже являешься? Какие газеты и журналы читают твои родители, какие научно-популярные журналы читаешь ты?
Множество адресов литературы для детей в Интернете имеется на сайте www.allbest.ru/dethtm
Испокон века книга красит человека
- Ф ранцузский философ XVIII века Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
- К ниги знакомят нас с прошлым, помогают больше узнать о науке, культуре, искусстве, позволяют даже заглянуть в будущее.
- С егодня, как и прежде, многое можно узнать из специальных научно-популярных журналов.
- М ногим нравится читать «Юный натуралист», «Юный техник», « GEO ».
- В сё более популярными становятся электронные книги.
Самообразование - путь к успеху.
- Самообразование даёт возможность успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием.
- М ногие добились жизненного успеха исключительно благодаря самообразованию: химик и композитор Александр Бородин , психолог и юрист Лев Выготский , поэт, композитор и дипломат Александр Грибоедов .
Бородин Александр
Порфирьевич
(1833 -1887), композитор,
учёный-химик.
Выготский Лев Семёнович (1896-1934), психолог, юрист, литературовед
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829 гг.), писатель, поэт, драматург, дипломат, статский советник
- Попробуй продолжить ряд сравнений!
Новые возможности
- Н овые возможности для самообразования даёт Интернет.
- П оявилось много образовательных порталов.
- В помощь учащимся выпускается и много CD- дисков. Очень популярна «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».
- Познавательный портал www.clow.ru ;
- Портал о народах России www.clow.ru/etno.html ;
- Об истории человеческого общества www.clow.ru/world.html ;
- О нашей Российской Федерации www.clow.ru/russia.html ;
- О столице нашей Родине Москве www.clow.ru/moscow.html ;
- О великих россиянах www.clow.ru/ruspeople.html ;
- Детская энциклопедия www.potomu.ru/things ;
- Человек, наука, природа www.what-this.ru ;
- Толковый словарь В.И. Даля www.vidahl.agava.ru
Самообразование и самоорганизация
1 этап – оценка: какие знания и умения есть, чего ещё не хватает.
2 этап – постановка цели, выбор пути и средств её достижения.
3 этап - действия по достижению цели.
4 этап – оценка результатов, сравнение с поставленной целью, корректировка действий.
- Т олько что мы познакомились с
самооценкой и самоконтролем .
- Проведи самооценку!
- Оцени свои пробелы!
- Определи цели, задачи, средства для их устранения и достижения новых результатов!
- Установи порядок действий для достижения своей цели (план)!
- Поэтапно осваивай свой план, приближайся к цели и ставь новые!
- Держи свои дела на самоконтроле!
Давай повторим главное
- Т имофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием.
- С кем из ребят можно согласиться?
- Приведите аргументы ПРОТИВ другой точки зрения.
- Если есть своя точка зрения, отличная от точек зрения Гены и Тимы, сформулируй её.
Проверь себя
- Расскажи, где дети могут получать знания и умения до школы.?
- Только ли в школе приходится учиться? Какие внешкольные учреждения у нас в райцентре дают дополнительное образование?
- Что даёт человеку самообразование?
- Чем формы самообразования прошлого отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?