СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение как обмен информацией

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение как обмен информацией. Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Просмотр содержимого документа
«Общение как обмен информацией»

Общение как обмен информацией Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение как обмен информацией

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ:  специфика информационного обмена между людьми общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой (в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание ); посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга; «важно находить общий язык» - обладание единой или сходной системой кодирования и декодирования информации.

КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ: специфика информационного обмена между людьми

  • общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой (в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание );
  • посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга;
  • «важно находить общий язык» - обладание единой или сходной системой кодирования и декодирования информации.
Я приготови-ла обед… Буквальный смысл Приглашает к столу больше ничего делать не будет Ожидает каких-то ответных действий

Я приготови-ла обед…

Буквальный смысл

Приглашает к столу

больше ничего делать не будет

Ожидает каких-то ответных действий

Барьеры в общении: барьеры могут быть не только психологическими, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными.

Барьеры в общении:

  • барьеры могут быть не только психологическими, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.  Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальное общение использует систему фонетических знаков; коммуникатор реципиент

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем.

  • Вербальное общение использует систему фонетических знаков;

коммуникатор

реципиент

Наиболее продуктивная форма общения: Диалог –  представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Наиболее продуктивная форма общения:

Диалог –

представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Модель речевого общения 1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор,  2) что? (передается) — сообщение,  3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно,  4) кому? (направлено сообщение) — адресат,  5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение.

Модель речевого общения

  • 1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор, 2) что? (передается) — сообщение, 3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно, 4) кому? (направлено сообщение) — адресат, 5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ экстралингвистическая  система —  включение в речь пауз,  других вкраплений, например покашливания, плача, смеха. паралингвистическая система — это качество голоса,  его диапазон, тональность. оптико-кинетическая система знаков

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

экстралингвистическая

система —

включение в речь пауз,

других вкраплений,

например покашливания,

плача, смеха.

паралингвистическая система

это качество голоса,

его диапазон, тональность.

оптико-кинетическая

система знаков

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой хронотоп «школьного урока», «вагонного попутчика», «больничной палаты» неожиданные эффекты  воздействия Неожиданная откровенность!

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой

хронотоп «школьного урока»,

«вагонного попутчика»,

«больничной палаты»

неожиданные эффекты

воздействия

Неожиданная откровенность!

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации , но и новыми формами общения; технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи ; сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения; характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

  • формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации , но и новыми формами общения;
  • технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи ;
  • сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;
  • характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Недостатки виртуального общения: открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью; недостает эмоциональной насыщенности и социальной ответственности; интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения. «Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский)

Недостатки виртуального общения:

  • открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью;
  • недостает эмоциональной насыщенности и социальной ответственности;
  • интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения.

«Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский)

Проверьте себя. 1) Чем общение отличается от коммуникации?  2) Какую роль в процессе обмена информацией играет речь? 3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения? 4) Что такое невербальные средства общения?  5) Чем отличается общение в информационном мире?

Проверьте себя.

  • 1) Чем общение отличается от коммуникации?
  • 2) Какую роль в процессе обмена информацией играет речь?
  • 3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения?
  • 4) Что такое невербальные средства общения?
  • 5) Чем отличается общение в информационном мире?
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание  10 класс, М., «Просвещение», 2009 г. Интернет-ресурсы:  http://increduyble.wordpress.com/2007/02/ http://buddingba.wordpress.com/ http://kenwilsonelt.wordpress.com/2009/09/09/385/ http://allday.ru/108708-mimika.html http://tv.cmlt.tv/program?day=22042008&time=0 http://novy.tv/forum/viewtopic.php?f=16&t=12269339&start=435&view=print http://www.dapolza.ru/view_post.php?id=21

Литература:

Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г.

Интернет-ресурсы:

http://increduyble.wordpress.com/2007/02/

http://buddingba.wordpress.com/

http://kenwilsonelt.wordpress.com/2009/09/09/385/

http://allday.ru/108708-mimika.html

http://tv.cmlt.tv/program?day=22042008&time=0

http://novy.tv/forum/viewtopic.php?f=16&t=12269339&start=435&view=print

http://www.dapolza.ru/view_post.php?id=21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!