СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.»

Урок № 15

Тема: Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Цель: углубить представление о клетке, познакомиться со строением клеточной мембраны, механизмами фагоцитоза и пиноцитоза.

Ход урока

Проверка и оценка знаний, умений, навыков

Вопросы:

1. Что общего и какие различия существуют между клетками растений и бактерий?

2. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

3. Кто разработал клеточную теорию?

4. Почему клетку назвали клеткой?

5. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Чем различаются оболочки животной и растительной клеток?

2. Чем покрыта клетка гриба?

Изучение нового материала

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Они содержат структуры для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности клетки должны быть тесно увязаны друг с другом.

Исследования, проводившиеся в течение многих десятилетий и не прекращающиеся до сих пор, позволяют нарисовать достаточно полную картину строения клетки. Мы можем связать отдельные функции клетки с множеством различных мельчайших образований, обнаруженных в ней.

Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы. В цитоплазме большинства клеток находится ядро, координирующее жизнедеятельность клетки, и многочисленные органоиды, выполняющие разнообразные функции.

Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части - цитоплазма, ядро, органоиды – удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась клеточная мембрана, которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды.

Функции наружной мембраны:

-защищает внутреннее содержимое клетки – цитоплазму и ядро – от повреждений,

-поддерживает постоянную форму клетки,

-обеспечивает связь клеток между собой,

-избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества,

-выводит из клетки продукты обмена.

Строение мембраны у всех клеток одинаково. Ее толщина составляет приблизительно 8 нм (1 нм = 10-9м), и поэтому увидеть мембрану в световой микроскоп невозможно. Данные, полученные при помощи электронного микроскопа, позволили заключить, что основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов (рисунок 18 «Строение клеточной мембраны» на странице 44 учебника), в котором рассоложены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие – пронизывают оба слоя липидов насквозь. Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут. Молекулы пищевых веществ – белки, углеводы, липиды – попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза.

В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (рисунок 19 «Схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза» на странице 45 учебника). Внутрь образовавшегося пузырька проникают пищеварительные ферменты, и возникает пищеварительная вакуоль. Путем фагоцитоза питаются простейшие. У многоклеточных организмов некоторые лейкоциты крови – довольно крупные амебовидные клетки, передвигаясь в крови и лимфе, также способны активно захватывать и переваривать чужеродные бактерии. Их называют фагоцитами.

Так как клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки, они не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза.

Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами (рисунок 19 «Схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза» на странице 45 учебника). Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

Закрепление

Вопросы:

1. Каковы функции наружной мембраны клетки?

2. Какими способами различные вещества могут проникать внутрь клетки?

3. Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?

4. Почему у растительных клеток нет фагоцитоза?

Домашнее задание:

1. Параграф 2.2. на страницах 43-45 учебника.

2. Вопросы 1-4 на странице 45 учебника.

3. Найти, зарисовать и подписать строение клеточной мембраны, схему фагоцитоза и пиноцитоза.

4. Словарь: цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!