СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данного урока учащиеся получают общие сведения о языке программирования Pascal. В архиве находится технологическая карта урока, презентация и два скринкаста по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»



ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ


ФИО (полностью)

Калентьев Юрий Анатольевич

Место работы

ГКОУ школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Н. Новгорода

Должность

Учитель

Предмет

информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

«Общие сведения о языке программирования Паскаль», урок 1

Базовый учебник

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Москва, издательство «Бином», 2016 г.




Цель урока: познакомить учащихся с общими сведениями о языке программирования Pascal


Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль;

2) знакомство с алфавитом и словарѐм языка Паскаль;

3) рассмотрение некоторыми простыми типами данных в языке Паскаль;

4) рассмотрение структуры программы на языке Паскаль;

5) рассмотрение процесса выполнения оператора присваивания.


Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание общих сведений о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы);

метапредметные – умения анализа языка Паскаль как формального языка;

личностные – представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.


Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

язык программирования;

программа;

алфавит;

служебные слова;

типы данных;

структура программы;

оператор присваивания.


Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.








СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Презентация к уроку, слайд № 1

(ЭОР 1)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация к работе, сообщение темы урока

Приветствие учителя, записывают тему урока


2

2.

Объяснение новой темы:

а) ввод понятия «языки программирования», определение ключевых слов

Презентация к уроку, слайды № 2-3


(ЭОР 1)

Демонстрация презентации, комментирование слайдов

Слушают, ищут в учебнике определение понятия «языки программирования;
условно-пассивная, активная форма

3


б) знакомство с историей языков программирования

(ЭОР 2)




Демонстрация флеш-ролика


Просматривают ресурс Активная форма

3


в) знакомство с алфавитом языка программирования Паскаль,

типами величин

Презентация к уроку, слайды № 4-8


(ЭОР 1)

Демонстрация презентации, комментирование слайдов

Смотрят презентацию, слушают объяснение учителя

условно-пассивная

5

(ЭОР 3)

Демонстрация флеш-ролика

Просматривают ресурс Активная форма

3

3.

Физкультминутка


Упражнения на улучшение мозгового кровообращения (приложение 1)

Выполняют упражнения

Активная форма

2

4.

Дальнейшее знакомство с темой урока:

г) оператор присваивания

Презентация к уроку

Слайды 9-12

(ЭОР 4)

Слайд № 13

Демонстрация презентации,

флешролика

Смотрят презентацию, слушают объяснение учителя,

Просматривают ресурс

условно-пассивная, активная форма


3

Закрепление

(Практическая работа)

видеоурок

(ЭОР 5)






(ЭОР 6)

Объяснение хода практической работы

Выполняют практическую работу в своем темпе.

активная форма

(ребята, у которых осталось время выполняют дополнительное задание (ЭОР 6)


17

4

Итоги урока

Презентация к уроку

Слайд № 16

Подводит итоги

Работают с опорным конспектом по уроку

активная форма

3




5

Домашнее задание

Учебник, § 4.1

Вопросы № 1, 3, 4 – устно;

7, 9 (а, б) – письменно

Комментирует домашнее задание, определяет проблемные вопросы



Слушают, записывают домашнее задание

условно-пассивная,

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Формат

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» из электронного приложения к учебнику.

Презентация

Презентация

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php


История языков программирования

Интерактивное задание

Флеш-ролик

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a94e62b7-2c30-42da-ac3b-e67a2c228581/?interface=catalog


Понятие величины. типы величин

Интерактивное задание

Флеш-ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf

Команда присваивания

Интерактивное задание

Флеш-ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf

Авторский видеоурок «Общие сведения о языке» программирования Паскаль

Скринкаст

Видеоурок

В архиве


Дополнительное задание

Авторский видеоурок «Операторы ввода и вывода данных»

Скринкаст

Видеоурок

В архиве





Просмотр содержимого презентации
«s1575112_0»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Ключевые слова

Ключевые слова

  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами . Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.

Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .

Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы A, B, C, …, X Y, Z Латинские строчные  буквы a, b, c,…, x, y, z Арабские цифры 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические,  препинания, скобки и другие Специальные символы

Алфавит языка

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные

буквы

A, B, C, …, X Y, Z

Латинские строчные

буквы

a, b, c,…, x, y, z

Арабские цифры

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,

препинания, скобки и другие

Специальные

символы

= и Начало и конец комментария * и *" width="640"

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

Неделимые элементы

Знак операции

присваивания

: =

Знаки больше или равно,

меньше или равно

= и

Начало и конец

комментария

* и *

Словарь языка Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin do начало выполнить else иначе for для if если of из or или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до (до тех пор, пока) var переменная while пока

Словарь языка

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

do

начало

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

из

or

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

повторять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор, пока)

var

переменная

while

пока

Алфавит и словарь языка Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. Правильные имена  Неправильные имена x velichina zzz polnaja_summa tri_plus_dva s25 _k1 a1b88qq oshibka  Ж - буква не латинского алфавита  polnaja summa  - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания. 2as  - начинается с цифры Domby&Son  - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Алфавит и словарь языка

Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Правильные имена

Неправильные имена

x

velichina

zzz

polnaja_summa

tri_plus_dva

s25

_k1

a1b88qq

oshibka

Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.

2as - начинается с цифры

Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания

Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Простые типы данных Название Обозначение Целочисленный Вещественный Допустимые значения integer real Символьный - 32 768… 32 768 Область памяти 2 байта со знаком Строковый  (2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 ) char логический string Произвольный символ алфавита 6 байтов 1 байт Последовательность символов длиной меньше 255 boolean 1 байт на символ True и False 1 байт Типы величин

Простые типы данных

Название

Обозначение

Целочисленный

Вещественный

Допустимые значения

integer

real

Символьный

- 32 768… 32 768

Область памяти

2 байта со знаком

Строковый

 (2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 )

char

логический

string

Произвольный символ алфавита

6 байтов

1 байт

Последовательность символов длиной меньше 255

boolean

1 байт на символ

True и False

1 байт

Типы величин

Структура программы на языке Паскаль Структура программы Служебное слово program  и имя программы Заголовок программы Описание констант( const ) и  описание переменных ( var ) Описание данных Начинается словом begin  и заканчивается словом  end  с точкой Описание действий

Структура программы на языке Паскаль

Структура программы

Служебное слово program

и имя программы

Заголовок программы

Описание констант( const ) и

описание переменных ( var )

Описание данных

Начинается словом begin и

заканчивается словом end

с точкой

Описание действий

Раздел описания переменных Имена переменных var  i,  j: integer x: real a: char  Вещественный тип Целый тип Символьный тип

Раздел описания переменных

Имена переменных

var

i, j: integer

x: real

a: char

Вещественный тип

Целый тип

Символьный тип

Общий вид программы program ;  const ;  var ; begin    ;  ;   …   end . Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Общий вид программы

program ;

const ;

var ;

begin

;

;

end .

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: := Команда присваивания

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.

Общий вид оператора:

:=

Команда присваивания

Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a:=10; b:=5; s:=a+b 5 10 15 Оперативная память b s a 10 5

Выполнение оператора присваивания

Процессор

10 + 5

a:=10;

b:=5;

s:=a+b

5

10

15

Оперативная память

b

s

a

10

5

Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие. В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок). Общий вид программы : program ;  const ;  var ; begin  ;  ; …   end.

Самое главное

Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.

В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;

2) описание используемых данных;

3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы :

program ;

const ;

var ;

begin

;

;

end.

Вопросы и задания

Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных

x 1 и x 2 ;

б) уменьшения на единицу значения переменной k ;

в) увеличения на единицу значения переменной i ;

г) вычисления стоимости покупки, состоящей из

нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких

карандашей.

Запишите раздел описания переменных, необходимых

для вычисления:

а) значения функции y = x 2 ;

б) площади прямоугольника;

в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей

и такого же количества обложек;

г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,

нескольких ручек и нескольких карандашей.

Каких требований следует придерживаться при выборе

имён для различных объектов в языке Паскаль?

Указывая название, обозначение, диапазон и

занимаемую область памяти, опишите известные вам

типы данных, используемые в языке Паскаль.

В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке

Паскаль?

Какую структуру имеет программа, записанная на языке

Паскаль?

Как записывается раздел описания переменных?

Опишите процесс выполнения операторов

присваивания:

a:=3

b:=4

a:=a+b

В честь кого назван язык программирования Паскаль?

Почему язык программирования Паскаль считается

универсальным?

Что входит в состав алфавита Паскаля?

Опорный конспект Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Структура программы Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы Заголовок программы Латинские строчные  буквы Описание данных Арабские цифры Описание действий Оператор присваивания: :=

Опорный конспект

Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Структура

программы

Алфавит языка

Паскаль

Латинские прописные

буквы

Заголовок программы

Латинские строчные

буквы

Описание данных

Арабские цифры

Описание действий

Оператор присваивания: :=


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!