МБОУ Исаковская СОШ
Конспект урока в 8 классе по теме
«Общие сведения о языке программирования Паскаль.
Алфавит и словарь языка»
Цели урока:
Обучающие:
познакомить обучающихся с историей возникновения языка программирования Паскаль;
познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC, со структурой программы на языке Pascal;
сформировать у обучающихся первичные знания по применению изученного материала.
Развивающие:
научить анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;
обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
развивать информационную культуру обучающихся;
развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорный конспект, презентация
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по теме «Алгоритмизация».
Вопросы:
Алгоритм. Свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Базовые структуры алгоритмов.
Изучение нового материала.
Языком программирования называется фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных. Любой язык программирования имеет как бы 2 лица. Одно из них обращено к человеку, использующему язык для записи своих программ, а другое адресовано ЭВМ, которая должна понимать команды, поэтому языки бывают низкого и высокого уровня. Языки низкого уровня используются для написания системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием.
К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.
К языкам высокого уровня относятся: Бейсик, Паскаль, С++.
Языки программирования формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).
Языки высокого уровня позволяют писать программу с помощью условных обозначений, близких к языку человека.
Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные).
Алгоритмические – предполагают реализацию алгоритма в виде последовательности операций с данными. При этом программы имеют жесткую структуру, определенную форму записи.
Остановимся на языке Паскаль.
Язык программирования Паскаль назван в честь французского ученого Блез Паскаля. Разработан данный язык профессором Николаусом Виртом – директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы.
Текст программы, написанный на Паскале не понятен компьютеру, его нужно перевести в машинные коды. Такой перевод программы называется трансляцией, а выполняется он специальными программами-трансляторами.
Существуют следующие виды трансляторов: интерпретаторы и компиляторы.
Интерпретатором называется транслятор, производящий покомандную обработку и выполнение исходной программы.
Компилятор преобразует всю программу в машинные коды, записывает в память и исполняет.
Разработка на языке Паскаль включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста программы на языке программирования, ее трансляцию и отладку.
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит — конечный набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, арабские цифры, специальные символы (арифметические знаки, знаки препинания, скобки и т.д.)
Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:
:= присваивание
неравно
= больше или равно
.. диапазон значений
(..) альтернатива [ ]
(* *) альтернатива {}
Фигурные скобки {} в тексте программы можно использовать для написания комментариев к программе. Текст, записанный в таких скобках, компилятор не обрабатывает. Поэтому комментарии не влияют на решение задачи. В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.
Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, 'Пример текста на русском языке'.
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделённые друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем могут служить пробел, символ конца строки, комментарий. Набор слов, используемый в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя. Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Зарезервированные слова версии языка Паскаль для персональных ЭВМ приведены ниже.
Служебное слово языка Паскаль | Значение служебного слова |
And | И |
Array | Массив |
Begin | Начало |
Do | Выполнить |
Else | иначе |
For | Для |
If | Если |
Of | Из |
Or | или |
Procedure | Процедура |
Program | Программа |
Repeat | Повторять |
Then | То |
To | До (увеличивая до) |
Until | До (до тех пор, пока) |
Var | Переменная |
While | пока |
Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основные характеристики программы: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. О соответствии этих показателей решаемой задаче и возможностям компьютера должен позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим требованием является точность.
Закрепление изученного материала.
Языки программирования делятся на две группы… – это..?
Pascal – язык ...?
В честь кого назван язык программирования Pascal?
Он является алгоритмическим или логическим языком?
Чем характеризуются алгоритмические языки?
Что входит в состав алфавита языка Паскаль?
Домашнее задание:
выучить основные понятия по изученной теме;
подготовить сообщение по истории возникновения языков программирования.
6. Подведение итогов урока
Учителем дается общая оценка урока. Делается вывод о достижении поставленных целей. Выставляются оценки ученикам, которые особенно активно проявили себя на уроке.