Дата. 16. 01.2020г. Урок №35 обществознание 9 -а, 9 -б классы
Тема. Права и свободы человека и гражданина
Цель: Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости подержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, при меняя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобшать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
· Ученик должен знать: знать и понимать причины основных событий; уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, действиям исторических деятелей.
· Ученик должен уметь: владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.
Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.
Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.
2. «Мозговой штурм».
1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?
2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?
3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?
Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.
Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права, когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.
Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.
3. Международные документы о правах человека.
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789г., хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей (1215), и английский Билль о правах (1689), и американский Билль о правах (1791). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека.
Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.
Международные документы (материалы на доске).
1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.
2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.
3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».
4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.
У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.
Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.
Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.
4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)
Работа с демонстрационным плакатом.
В России права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции РФ 1993 года. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция РФ высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).
Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.
В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина:
признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
равенство мужчины и женщины;
приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.
В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.
Рассказ учителя:
Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. |
Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности. |
Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом. |
Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние. |
Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. |
5. Обязанности граждан по Конституции РФ.
Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.
Обязанности человека
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
заботиться о детях (ст. 38);
заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
получить основное общее образование (ст. 43);
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Итог. Выполнение задания первой и второй части ОГЭ
Обязательные платежи, которые платит государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, - это:
Дивиденды
Страховые выплаты
Зарплата
Налоги
Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относиться к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относиться к культурным правам человека.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения не верны
Пенсионерка К планирует оформить завещание на квартиру в пользу своей внучки. В какой правоохранительный орган следует обратиться пенсионерке К.?
В полицию
В нотариат
В прокуратуру
В суд
Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека?
А. каждое государство обеспечивает соблюдение прав и свобод человека только своим гражданам
Б. Каждое государство самостоятельно составляет свой гарантируемый перечень прав и свобод человека.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения верны
4) Оба суждения не верны
6. Обобщение материала. Домашнее задание.
Обобщение материала.
Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.
Домашнее задание. К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека») и принести Конституцию РФ.
Работа по параграфу 13 учебника.
Работа с документом (Конституция РФ).
Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
| | | | |