Обществознание, 7 класс
Урок № 8-9
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии
(Права и обязанности граждан)
Д.З.: § 6, ?? (с.76), задания (с.76-77), текст Конституции РФ
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Познакомить учащихся с правами и свободами человека и гражданина; формировать основы правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации.
- Показать учащимся путь России к Конституции.
- Познакомить с процессом создания ныне действующей Конституции.
- Сформировать понятия: конституция, разделение властей.
- Расширять правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной деятельности.
- Развивать навыки работы с текстовым материалом, компьютерными технологиями
- Воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к Основному закону страны.
- Воспитывать патриотизм, ответственность, внимание
Знать и уметь
- основные положения урока;
- термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- находить в СМИ информацию по заданной теме;
- приводить примеры правовых отношений
Понятия, термины
- права человека;
- гражданские права;
- политические права;
- экономические;
- социальные;
- культурные права;
- документы о правах человека;
- характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
- обязанности человека;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка
Проверка знаний
- Какие правила людей существуют?
- Что такое привычка? Приведи примеры групповых и индивидуальных привычек.
- Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Приведи примеры.
- Зачем в обществе существуют правила этикета?
- Как себя вести в социальных сетях?
Изучение нового материала
- Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
- Конституционные обязанности гражданина.
- Права ребёнка и их защита.
- Особенности правового статуса несовершеннолетних.
- Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Актуализация темы
- О каких правах человека и гражданина вы знаете?
- Какие права ребёнка тебе известны?
- Какие права и свободы являются основными?
- Почему они названы неотчуждаемыми?
- Зачем нужно говорить об этом в Основном законе страны?
Права человека
гражданские
политические
экономические
социальные
культурные
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.,
Международные пакты о правах человека, 1966 г.:
- всеобщий
- неотчуждаемый
- неделимый характер прав человека
Конституции государств:
- закрепление прав на своей территории ,
придача им обязательной силы
Право - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность - это то, что граждане гарантируют дать своему государству
Граждане Российской Федерации обязаны
СОБЛЮДАТЬ
КОНСТИТУЦИЮ И
ДРУГИЕ ЗАКОНЫ РФ
БЕРЕЧЬ ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
БЕРЕЖНО
ОТНОСИТЬСЯ
К ПРИРОДНЫМ
БОГАТСТВАМ
ЗАЩИЩАТЬ
ОТЕЧЕСТВО
ПЛАТИТЬ ЗАКОННО
УСТАНОВЛЕННЫЕ
НАЛОГИ И СБОРЫ
Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека
Правовой статус человека и гражданина
Правовой (юридический) статус личности - совокупность
юридических норм, которые закрепляют права, свободы и
обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без
гражданства) по отношению к обществу, государству и
другим физическим лицам и одновременно права и
обязанности последних в отношении данной личности .
Право (субъективное) - закрепленная за лицом мера возможного
поведения, направленного на удовлетворение его интересов в
конкретном правоотношении
Свобода — это наличие возможности выбора варианта и
реализации исхода события
Юридическая обязанность - определенная законом мера
должного поведения участника правоотношения –
носителя этой обязанности.
1. Правовой статус человека и гражданина
Международные нормативно-правовые акты по правам человека
Всеобщая декларация
прав человека -
рекомендованный для всех
стран - членов ООН документ,
принятый 10 декабря 1948 года
10 декабря - День прав человека
Декларация имеет только
статус рекомендации
Конвенция - разновидность
международного договора,
в котором прописанные нормы
являются юридически-
обязующими для сторон,
подписавших эту конвенцию
Международные нормативно-правовые акты по правам человека
1950 г. - Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод
1959 г. – Декларация прав ребенка
1989 г . – Конвенция о правах
ребенка
1966 г. - «Международный пакт о
гражданских и политических
правах» и
«Международный пакт об
экономических, социальных и
культурных правах»
Пакт - международный договор,
имеющий большое политическое
значение
3. Права и свободы гражданина РФ
Обязанности гражданина РФ
1) соблюдать Конституцию РФ и законы
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
2) уважать права и свободы других лиц
6) платить законно установленные налоги и сборы
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
4) обязанность каждого получить среднее общее образование
8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество
Проверь себя
- права человека и гражданина;
- обязанности гражданина
- Выпиши из учебника (с. 71-72)два предложения, в которых раскрывается естественный характер прав человека
Проверь себя
Проверь себя
Проверь себя
Проверь себя
Проверь себя
- Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
- Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
- Первый в совете - первый в ответе.
- Будь справедлив, и будешь счастлив.
- По заслугам и честь.
Проверь себя
- Как права человека связаны с его потребностями?
- Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
- Что означает выражение: «Права человека закреплены в законе»?
- Что определяет границу прав каждого человека?
- Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и выполняли обязанности?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?