Обществознание
Класс: 6
Практикум по теме: «Отношение со сверстниками»
Цель занятия практические навыки в развитии у обучающихся коммуникативных умений.
Задачи:
Развитие вербальных и невербальных средств коммуникаций.
Обучение учёту индивидуальных особенностей человека в процессе общения.
Развитие навыков сотрудничества.
Оборудование: карточки с темами для разговора, карточки со словами, шарф, карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Начало тренинга. (1 минута)
Учитель. Коммуникативные навыки — это умение легко и непринужденно говорить, умение красиво выстраивать рассказ, умение слышать и слушать говорящего, умение договариваться с другими. Всё это важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха в жизни человека. Поэтому мы сегодня проведём на нашем тренинге несколько упражнений по развитию коммуникативных умений.
2. Упражнение «Привет не мой, но от меня» Цель: достичь эмоционального контакта между участниками, сплочение группы, создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Участникам группы предлагается написать в записке приветствие, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в волшебную шляпу. Затем каждый по очереди вытаскивает записку и читает приветствие, как будто это его собственное.
Материал: бумага, ручки, волшебная шляпа.
Инструкция: Возьмите по листу бумаги и напишите записку со словами приветствия. Подписываться не надо. После того, как вы завершите работу, сложите записки и положите их в нашу волшебную шляпу. Я их хорошо перемешаю, каждый вытащит по одной записке и прочитает приветствие, написанное в ней как будто это его собственное.
Анализ:
Какие приветствия вам понравились больше всего?
Какие вас удивили?
Кто-нибудь из группы поприветствовал также, как и ты?
3. Упражнение «День рождение нашей группы» Цель: расширить представление участников друг о друге, развитие групповой сплоченности, взаимодействия, эмпатии, эмоциональности.
Время: 15 минут.
Техника проведения: Участники хаотично двигаются по аудитории и выполняют задания, которые дает ведущий. Вводится запрет на использование голоса.
Инструкция: сейчас вам предлагается свободно перемещаться по аудитории, не говоря ни слова. Нужно будет выполнить 4 задания. Итак,
1 задание. Не говоря ни слова, распределитесь по временам года, кто в какое время года родился.
2 задание. В каждом времени года разбейтесь по месяцам рождения.
3 задание. В каждом месяце разделитесь по дням рождения.
4 задание. А теперь все встаньте друг за другом по временам года, месяцам и дням рождения. Начнем с начала года. Итак, январь…
Анализ:
Что вы узнали нового об участниках группы?
Какое задание вызвало у вас особый интерес?
Трудно ли было найти друг друга, не используя голос?
Какие способы вы применяли?
Удалось ли справиться быстро с заданиями?
Понравилось ли это упражнение и чем?
4. Упражнение «Стеклянная дверь». (10 минут)
Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями. Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.
Вопрос для обсуждения:
С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?
5. «Скажи мне мой секрет». (10 минут)
Ведущий: «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача — отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться». Примерный набор слов: ворона, вор, йога, аквариум, кисель, мультфильм, адрес, водка, восход, вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.
6. Упражнение «Диалог». (5 минут)
Требуются 2-а добровольца. Им дается задание: поговорить друг с другом, но каждый должен говорить на свою тему. Темы написаны на карточках:
- Рассказать об интересном фильме.
- Рассказать, как сильно у тебя болит зуб.
- Рассказать об интересных каникулах.
- Рассказать, как ты получил двойку.
Эти темы знают только говорящие на них.
Затем диалог обсуждается:
- О чем говорил каждый?
- Почему получился или не получился диалог?
7. Упражнение «Слепой, глухой, немой». (10 минут)
Участники делятся на тройки. Выбирают себе роли: слепого, глухого, немого.
Отсюда следует: слепой не видит (закрывает глаза), немой не говорит, глухой не слышит.
Ведущий дает инструкцию участникам, которые играют роль немого – договориться о встрече в определенном месте в нужное время (инструкция может быть в печатном варианте).
При выполнении задания пользоваться пишущими предметами нельзя.
1 задание – договориться покрасить забор.
2 задание – встретиться на вокзале в 7 вечера
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом вам удалось договориться?
- Как вы думаете, почему нас или мы не всегда понимаем собеседника?
8. Обратная связь. (1 минута)
Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх — понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь — средне, так себе.