СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное движение в правление Николая Первого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по учебнику Артасова

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение в правление Николая Первого»

История России. 9 класс Общественное движение  в годы правления Николая I В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война… Н.А. Некрасов Михайлова Надежда Михайловна

История России. 9 класс

Общественное движение в годы правления Николая I

В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная война… Н.А. Некрасов

Михайлова Надежда Михайловна

Общественное движение  - движение народных масс, социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно - полезные цели . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общественное движение

- движение народных масс, социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно - полезные цели .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины возникновения общественного движения 1. Кризис крепостнического строя , тормозившего развитие страны, пагубно влиявшего на все сферы жизни русского общества, что все яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов. 2. Неготовность и неспособность правительства  Николая I осуществлять коренные реформы, его стремление лишь упорядочить существующую систему организации общества. 3. Реакционный курс внешней политики, превративший Россию в

Причины возникновения общественного движения

1. Кризис крепостнического строя , тормозившего развитие страны, пагубно влиявшего на все сферы жизни русского общества, что все яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов.

2. Неготовность и неспособность правительства  Николая I осуществлять коренные реформы, его стремление лишь упорядочить существующую систему организации общества.

3. Реакционный курс внешней политики, превративший Россию в "жандарма Европы".

4.   Влияние опыта общественного и экономического развития  западных стран, добившихся существенных успехов, но не ликвидировавших социальные конфликты и бедность трудящихся слоев общества.

5. Социальные и философские идеи западных мыслителей .

6. Идеи и опыт декабристов ,  как положительный, так и отрицательный.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Состав его участников Интеллигенция, писатели, поэты, студенты, образованная часть общества, профессура, редакторы газет, дворянство и разночинцы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Состав его участников

Интеллигенция, писатели, поэты, студенты, образованная часть общества, профессура, редакторы газет, дворянство и разночинцы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности  общественного движения Главный вопрос – о направлении дальнейшего развития страны. Ужесточение режима. Впервые консервативное направление получило собственную идеологию. Оформилось либеральное и социалистическое течение. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике. Правительственное реформаторство зашло в тупик и не решило ни одного главного вопроса. Произошёл разрыв между правительственным реформаторством и революционным новаторством.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности общественного движения

Главный вопрос – о направлении дальнейшего развития страны.

  • Ужесточение режима.
  • Впервые консервативное направление получило собственную идеологию.
  • Оформилось либеральное и социалистическое течение.
  • Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике.
  • Правительственное реформаторство зашло в тупик и не решило ни одного главного вопроса. Произошёл разрыв между правительственным реформаторством и революционным новаторством.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления  общественного движения консервативное охранительное революционное либеральное кружки Герцен западники Огарев 1832 г., министр просвещения граф Сергей Семёнович Уваров славянофилы Белинский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления общественного движения

консервативное

охранительное

революционное

либеральное

кружки

Герцен

западники

Огарев

1832 г., министр просвещения граф Сергей Семёнович Уваров

славянофилы

Белинский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное направление Консерватизм  - (фр. conservatisme, от лат.  conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам. Отстаивает неизменность политического строя, быта и т.д. К. Меттерних Ж. де Местр Э. Берк Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное направление

Консерватизм - (фр. conservatisme, от лат.  conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам. Отстаивает неизменность политического строя, быта и т.д.

К. Меттерних

Ж. де Местр

Э. Берк

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха - вот характерная черта политического режима Николая I. Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности»

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха - вот характерная черта политического режима Николая I.

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Восстание декабристов очень сильно повлияло на императора Николая I. Оно его фактически напугало и определило его политику на будущее. Одной из важных вех этой политики стало

Теория «официальной народности»

Восстание декабристов очень сильно повлияло на императора Николая I. Оно его фактически напугало и определило его политику на будущее. Одной из важных вех этой политики стало "охранение" и защита существующего строя , в том числе и самодержавия в новых общественно-политических условиях.

А вот опасностью для стабильности император считал как раз образование, которое, по его мнению, повлияло и на Французскую революцию, и на восстание декабристов. Соответственно, необходимо было русское образование обезопасить.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» С.С. Уваров  уловил настроения императора Николая I и подал ему всеподданнейший доклад, в котором определял, что ведущими силами, на которых стоит Россия и должно основываться русское образование, являются  Православие ,  Самодержавие  и  Народность . С этого момента и начинается история 

Теория «официальной народности»

С.С. Уваров уловил настроения императора Николая I и подал ему всеподданнейший доклад, в котором определял, что ведущими силами, на которых стоит Россия и должно основываться русское образование, являются  ПравославиеСамодержавие  и 

Народность . С этого момента и начинается история  "теории официальной народности"  - первой идеологии России, закрепленной на государственном уровне.

Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Триада  

Теория «официальной народности»

Триада   "Православие, Самодержавие, Народность"  По ней оправдывалось крепостное право как совершенно нормальное явление для России, а вот западные идеи о свободе рассматривались как "вольнодумство" и "смутьянство". А еще она воспринималась как антипод лозунгу Французской революции  "свобода, равенство, братство" .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное движение Теория «официальной народности» 1833 г. Народность Самодержавие Православие Единство объединённого вокруг царя народа без  его разделения на сословия – гарант успешного развития России Традиционная ориентация русского человека на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости Единство царя и народа, основа жизни общества. П ризнании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. «Православие, самодержавие и народность» являются «охранительными началами», без которых Россия не может существовать». Одним из краеугольных камней теории официальной народности было утверждение о самобытности России, о невозможности в ней революции. Народность выражается в самобытности всего русского и независимости от европейских новшеств. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное движение

Теория «официальной народности»

1833 г.

Народность

Самодержавие

Православие

Единство объединённого вокруг царя народа без его разделения на сословия – гарант успешного развития России

Традиционная ориентация русского человека на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости

Единство царя и народа, основа жизни общества. П ризнании самодержавия как единственно возможной формы правления в России.

«Православие, самодержавие и народность» являются «охранительными началами», без которых Россия не может существовать».

Одним из краеугольных камней теории официальной народности было утверждение о самобытности России, о невозможности в ней революции. Народность выражается в самобытности всего русского и независимости от европейских новшеств.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Итак, согласно этой теории, крепостное право -благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству.  Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности»

Итак, согласно этой теории, крепостное право -благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству.

Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Российский историк, археограф, педагог, профессор русской истории Санкт-Петербургского университета. Адъюнкт, ординарный академик Петербургской академии наук. Декан историко-филологического факультета. Автор учебников по истории. Его отец был крепостным управляющим князя И. Б. Куракина Совместно с Уваровым разрабатывает теории официальной народности. Николай Герасимович становится проводником триады «официальной народности» на практике. Николай Герасимович Устрялов 1805-1870 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности»

Российский историк, археограф, педагог, профессор русской истории Санкт-Петербургского университета. Адъюнкт, ординарный академик Петербургской академии наук. Декан историко-филологического факультета. Автор учебников по истории.

Его отец был крепостным управляющим князя И. Б. Куракина

Совместно с Уваровым разрабатывает теории официальной народности. Николай Герасимович становится проводником триады «официальной народности» на практике.

Николай Герасимович Устрялов

1805-1870

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности» Русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Сын крепостного, получившего вольную в 1806 году. Начиная с 1820-х годов о тстаивал  норманнскую теорию . В 1826—1844 годах профессор Московского университета. В 40 лет стал академиком. Почётный член Московского университета (1845). Обосновал в своей теории образования государства, что на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом». Крепостное право как детище призванной народом власти он считал опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян.  Михаил Петрович Погодин  (1800-1875) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «официальной народности»

Русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель.

Сын крепостного, получившего вольную в 1806 году. Начиная с 1820-х годов о тстаивал  норманнскую теорию . В 1826—1844 годах профессор Московского университета. В 40 лет стал академиком. Почётный член Московского университета (1845). Обосновал в своей теории образования государства, что на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом». Крепостное право как детище призванной народом власти он считал опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян. 

Михаил Петрович Погодин (1800-1875)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Критика теории «официальной народности» Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия. П.Я. Чаадаев Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Критика теории «официальной народности»

Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

П.Я. Чаадаев

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Критика теории «официальной народности» Предписание министра просвещения С.С. Уварова, запрещающее публиковать печатные отзывы на первое «Философическое письмо» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Критика теории «официальной народности»

Предписание министра просвещения С.С. Уварова, запрещающее публиковать печатные отзывы на первое «Философическое письмо»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какое высказывание принадлежит стороннику официальной народности? 1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»   2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»     3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какое высказывание принадлежит стороннику официальной народности?

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»

 

2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»

 

 

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…

Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»

 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное направление Либерализм  - (лат. liberalis — свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в западноевропейских странах в XVII — VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Дж. Локк Ш. Монтескье А. Смит Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное направление

Либерализм - (лат. liberalis — свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в западноевропейских странах в XVII — VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод.

Дж. Локк

Ш. Монтескье

А. Смит

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение

Идейно-политическое

учение, согласно которому

историческое развитие

России должно следовать

европейскому варианту

идейно-политическое

учение об

исключительности

и самобытности

исторического пути

развития России

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Самарин Ю.Ф. Грановский Т.Н. Хомяков А.С. Кавелин К.Д. Киреевский И.В. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Самарин Ю.Ф.

Грановский Т.Н.

Хомяков А.С.

Кавелин К.Д.

Киреевский И.В.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Западники и славянофилы Прочитайте в учебнике пункт 2 Либеральное движение. Западники и славянофилы и заполните таблицу. Вопрос Западники Представители Славянофилы Оценка реформ Петра I Задача дальнейшего развития России Общие черты Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Западники и славянофилы

Прочитайте в учебнике пункт 2 Либеральное движение. Западники и славянофилы и заполните таблицу.

Вопрос

Западники

Представители

Славянофилы

Оценка реформ Петра I

Задача дальнейшего развития России

Общие черты

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с документом стр. 79 В XIX веке идеи славянофильства все больше овладевали обществом, основоположником же и идеологом русского славянофильства в массовом явлении считается выдающийся русский философ, богослов, поэт, художник и публицист Алексей Степанович Хомяков. Хомяков А.С. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с документом стр. 79

В XIX веке идеи славянофильства все больше овладевали обществом, основоположником же и идеологом русского славянофильства в массовом явлении считается выдающийся русский философ, богослов, поэт, художник и публицист Алексей Степанович Хомяков.

Хомяков А.С.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Представители  Западники Славянофилы 1. Отношение к самодержавию, государственный строй 2. Отношение к крепостному праву 3. Отношение к преобразованиям Петра I 4. Отношение к влиянию Запада 5. Отношение к крестьянской общине Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин А.С. Хомяков И.В. Киреевский Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы. Монархия + совещательное народное представительство – Земское собрание; демократические права и свободы Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Возвеличивание Петра I , который «спас» Россию, обновил страну Отрицательное. Пётр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути Западный путь развития – это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное фабрики, железные дороги. Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития Община – основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Представители

Западники

Славянофилы

1. Отношение к самодержавию, государственный строй

2. Отношение к крепостному праву

3. Отношение к преобразованиям Петра I

4. Отношение к влиянию Запада

5. Отношение к крестьянской общине

Т.Н. Грановский,

С.М. Соловьёв,

К.Д. Кавелин

А.С. Хомяков

И.В. Киреевский

Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы.

Монархия + совещательное народное представительство – Земское собрание; демократические права и свободы

Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху

Возвеличивание Петра I , который «спас» Россию, обновил страну

Отрицательное. Пётр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути

Западный путь развития – это неизбежные революции. Но можно заимствовать у запада полезное фабрики, железные дороги.

Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития

Община – основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Анализ стихотворения.  К.А. Аксаков Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе есть сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в Отчизне , Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла… - О ком идет речь? К какому общественному течению принадлежит автор стихотворения? Свой ответ докажите. К.С. Аксаков Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Анализ стихотворения. К.А. Аксаков

Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую питал,

В тебе есть сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в Отчизне ,

Ты всю отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил…

Вся Русь, вся жизнь ее доселе

Тобою презрена была,

И на твоем великом деле

Печать проклятия легла…

- О ком идет речь?

  • К какому общественному течению принадлежит автор стихотворения?
  • Свой ответ докажите.

К.С. Аксаков

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какие из перечисленных положений характеризуют взгляды славянофилов? Выберите три ответа. Крестьянская община, «выдержащая вековой гнёт государства и помещиков», - ячейка будущего социалистического общества Монархия – проявление суверенитета народа, его свободной воли Россия – европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав  Крестьянская община –образец общегосударственного устройства, организатор жизни крестьян соответствии с христианскими заповедями Раскол в обществе, отделение в культурном отношении «служилого класса» от народа – следствие реформ Петра I Революция – дело интеллигентного меньшинства, а не народа Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какие из перечисленных положений характеризуют взгляды славянофилов?

Выберите три ответа.

  • Крестьянская община, «выдержащая вековой гнёт государства и помещиков», - ячейка будущего социалистического общества
  • Монархия – проявление суверенитета народа, его свободной воли
  • Россия – европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав
  • Крестьянская община –образец общегосударственного устройства, организатор жизни крестьян соответствии с христианскими заповедями
  • Раскол в обществе, отделение в культурном отношении «служилого класса» от народа – следствие реформ Петра I
  • Революция – дело интеллигентного меньшинства, а не народа

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Радикально - демократическое Революционное движение Социализм  - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установления общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость. Низшая ступень коммунизма , приходящая на смену капитализму в результате революции и установления диктатуры пролетариата. Основоположниками этого учения стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс,  поэтому оно получило название марксизма. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Радикально - демократическое

Революционное движение

Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установления общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека

человеком и социальное угнетение;

утверждаются социальное равенство

и справедливость.

Низшая ступень коммунизма , приходящая на смену капитализму в результате революции и установления диктатуры пролетариата.

Основоположниками этого учения стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, поэтому оно получило название марксизма.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Радикально - демократическое Революционное движение Революционный путь преобразований. Будущий строй – социализм. При Николае I общественное движение переместилось из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов.    Состав участников кружков – студенчество разных чинов и сословий. Преследования со стороны властей приводили кружки к распаду. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Радикально - демократическое

Революционное движение

Революционный путь преобразований.

Будущий строй – социализм. При Николае I общественное движение переместилось из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов.

Состав участников кружков – студенчество разных чинов и сословий. Преследования со стороны властей приводили кружки к распаду.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности революционной идеологии: Утраты надежд на реформы «сверх» Обоснование необходимости революционного насилия, для осуществления перемен в обществе. Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни после нее - социалистических учений. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности революционной идеологии:

  • Утраты надежд на реформы «сверх»
  • Обоснование необходимости революционного насилия, для осуществления перемен в обществе.
  • Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни после нее - социалистических учений.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Наиболее заметными кружками в России были кружки братьев Критских (1826 -1827 гг.) в Московском университете и  Н.П. Сунгурова (1831 г.),  которые вынашивали планы вооружённого восстания. 1830-1831 гг. – «общество 11-нумера»  В.Г. Белинского        1833 г. – кружок Н.В. Станкевича, который объединил и западников, и славянофилов, и революционеров. 1831-34 гг. – кружок А.И. Герцена, Н.П. Огарева   Н.  В.  Станкевич А.И. Герцен и Н.П. Огарёв Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Наиболее заметными кружками в России были кружки братьев Критских (1826 -1827 гг.) в Московском университете и

Н.П. Сунгурова (1831 г.), которые вынашивали планы вооружённого восстания.

1830-1831 гг. – «общество 11-нумера»

В.Г. Белинского

1833 г. кружок Н.В. Станкевича, который объединил и западников, и славянофилов, и революционеров.

1831-34 гг. – кружок А.И. Герцена, Н.П. Огарева

Н. В. Станкевич

А.И. Герцен и Н.П. Огарёв

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Одним из объединений, в котором были представлены будущие западники, славянофилы, и революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н.В. Станкевичем. Кружок Н.В. Станкевича не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. Здесь изучались труды философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Н.  В.  Станкевич Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Одним из объединений, в котором были представлены будущие западники, славянофилы, и революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н.В. Станкевичем.

Кружок Н.В. Станкевича не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. Здесь изучались труды философов: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Н. В. Станкевич

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Кружок «Литературное общество 11-го нумера». В 1833г. вошел в кружок Станкевича. Печатался в журналах «Телескоп», «Молва», «Современник» Подвергал критике Уварова и его теорию официальной народности Выступал как один из признанных духовных вождей революционного лагеря Виссарион Григорьевич Белинский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Кружок «Литературное

общество 11-го нумера». В 1833г. вошел в кружок Станкевича.

Печатался в журналах «Телескоп», «Молва», «Современник»

Подвергал критике Уварова и его теорию официальной народности

Выступал как один из признанных духовных вождей революционного лагеря

Виссарион Григорьевич Белинский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское  общество на Украине. Его основателем был известный историк Н.И. Костомаров. Позже одним из руководителей стал выдающийся украинский поэт Т.Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права. Н.И. Костомаров Т.Г. Шевченко Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине. Его основателем был известный историк Н.И. Костомаров. Позже одним из руководителей стал выдающийся украинский поэт Т.Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права.

Н.И. Костомаров

Т.Г. Шевченко

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение А.И. Герцен и Н.П. Огарёв вначале придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, они разочаровались в западной действительности. Они стали идеологами русского революционного движения А.И. Герцен Н.П. Огарёв Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

А.И. Герцен и Н.П. Огарёв вначале придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, они разочаровались в западной действительности.

Они стали идеологами русского революционного движения

А.И. Герцен

Н.П. Огарёв

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение В Лондоне Герцен и Огарев создали Вольную русскую типографию и другие революционные издания тайно провозились в Россию. Герцен призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

В Лондоне Герцен и

Огарев создали

Вольную русскую

типографию и другие

революционные

издания тайно

провозились в Россию.

Герцен призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Теория  «общинного» социализма Основные идеи: Россия может миновать капитализм. Её будущее – с о ц и а л и з м. Ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация страны. Крестьянская община с её равенством на землю и самоуправлением – основа будущего социализма в России . Александр Иванович Герцен Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Теория «общинного» социализма

Основные идеи:

  • Россия может миновать капитализм. Её будущее –

с о ц и а л и з м.

  • Ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация страны.
  • Крестьянская община с её равенством на землю и самоуправлением – основа будущего социализма в России .

Александр Иванович Герцен

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Петрашевцы Кружок сложился вокруг М. В. Буташевича – Петрашевского. В него входили М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский и др. Первая революционная организация 1845 - 1849гг. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Изучали социалистические учения. Подготовка революции в России. 1849г. – кружок разгромлен. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821-1866 гг.) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Петрашевцы

Кружок сложился вокруг М. В. Буташевича – Петрашевского.

В него входили М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский и др.

Первая революционная организация 1845 - 1849гг.

Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Изучали социалистические учения. Подготовка революции в России. 1849г. – кружок разгромлен.

Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

(1821-1866 гг.)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Петрашевцы Все петрашевцы были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Петрашевцы

Все петрашевцы были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение 22 декабря 1849 года состоялась инсценировка казни петрашевцев на Семёновском плацу в Петербурге М.В. Буташевич-Петрашевский Ф. М. Достоевский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

22 декабря 1849 года состоялась

инсценировка казни петрашевцев на Семёновском плацу в Петербурге

М.В. Буташевич-Петрашевский

Ф. М. Достоевский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Умеренные Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849) Радикалы А.И. Герцен, Н.П. Огарев (Теория русского (общинного) социализма) Парламентская республика Освобождение крестьян с землей Свобода слова, печати, вероисповедания Возможность вооруженного восстания Ликвидация абсолютизма, крепостного права Россия может перейти к социализму, минуя капитализм Крестьянская община – основа будущего социализма в России Реформы вместо революции Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Умеренные

Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849)

Радикалы

А.И. Герцен, Н.П. Огарев

(Теория русского (общинного) социализма)

Парламентская республика

Освобождение крестьян с землей

Свобода слова, печати, вероисповедания

Возможность вооруженного восстания

Ликвидация абсолютизма, крепостного права

Россия может перейти к социализму, минуя капитализм

Крестьянская община – основа будущего социализма в России

Реформы вместо революции

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение Особое место в общественном движении занимал П.Я. Чаадаев. Труды: «Философические письма», «Национальное самодовольство». Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп»  был закрыт.  П.Я. Чаадаев Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное движение

Особое место в общественном движении занимал П.Я. Чаадаев.

Труды: «Философические письма», «Национальное самодовольство».

Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует ее развитию.

За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт.

П.Я. Чаадаев

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги развития общественного движения Широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции.  Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги развития общественного движения

  • Широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции.
  • Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Выводы Общественная мысль второй четверти XIX в. находилась в активном поиске решения наболевших проблем российской социально-политической действительности. По-разному эти проблемы предлагали решить представители консервативного, либерального и радикального направлений. Несмотря на запретительную политику правительства, наличие цензуры, участники общественного движения осмысляли исторический путь России, [обсуждали проблемы российского общества и искали пути их решения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Выводы

Общественная мысль второй четверти XIX в. находилась в активном поиске решения наболевших проблем российской социально-политической действительности. По-разному эти проблемы предлагали решить представители консервативного, либерального и радикального направлений. Несмотря на запретительную политику правительства, наличие цензуры, участники общественного движения осмысляли исторический путь России, [обсуждали проблемы российского общества и искали пути их решения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вопросы - Перечислите основные направления общественной мысли России во второй четверти XIX века. - Назовите основных представителей каждого направления. Каково настоящее и будущее России ?  По какому пути в своем развитии должна идти Россия ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вопросы

- Перечислите основные направления общественной мысли России во второй четверти XIX века.

- Назовите основных представителей каждого направления.

  • Каково настоящее и будущее России ?
  • По какому пути в своем развитии должна идти Россия ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.  1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»   2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»     западник консерватор Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»

 

2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»

 

 

западник

консерватор

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.  3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»   4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»   славянофил славянофил Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…

Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»

 

4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»

 

славянофил

славянофил

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.  5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами» 6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир» 7. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!» консерватор славянофил западник

Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний.

5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»

6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир»

7. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

консерватор

славянофил

западник

ПИСЬМЕННО № 1. Высказывается сле­ду­ю­щая оцен­ка взгля­дов славянофилов: «Славянофилов можно от­не­сти к ли­бе­раль­но­му на­прав­ле­нию общественного движения XIX века». Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­рыми можно опро­верг­нуть её. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПИСЬМЕННО

№ 1. Высказывается сле­ду­ю­щая оцен­ка взгля­дов славянофилов:

«Славянофилов можно от­не­сти к ли­бе­раль­но­му на­прав­ле­нию общественного

движения XIX века».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента,

ко­то­рыми можно опро­верг­нуть её.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 2. В 30−е гг. XIX в. в философско−литературных круж­ках западники и сла­вя­но­фи­лы спорили о бу­ду­щем России, ис­ка­ли решение прак­ти­че­ских вопросов рус­ской жизни. Бу­дучи либералами по убеждениям, они счи­та­ли пе­ре­ме­ны в Рос­сии необходимыми. Но направ­ле­ния преобразований они по­ни­ма­ли по−разному. При­ве­ди­те не менее двух раз­ли­чий во взгля­дах западников и сла­вя­нофи­лов о на­прав­ле­ниях преобразований. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 2.

В 30−е гг. XIX в. в философско−литературных

круж­ках западники и сла­вя­но­фи­лы спорили о

бу­ду­щем России, ис­ка­ли решение прак­ти­че­ских вопросов рус­ской жизни. Бу­дучи либералами по убеждениям, они счи­та­ли пе­ре­ме­ны в Рос­сии необходимыми. Но направ­ле­ния преобразований они по­ни­ма­ли по−разному.

При­ве­ди­те не менее двух раз­ли­чий во взгля­дах западников и сла­вя­нофи­лов о на­прав­ле­ниях преобразований.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание ПИСЬМЕННО. Задания 1 и 2 на слайдах48 и 49. Устно вопрос - Почему именно при Николае I появляется теория официальной народности? (ПО ЖЕЛАНИЮ) Размышления о будущем России: - Актуальна ли проблема «Россия-Запад» сегодня? - Есть ли предпосылки для того, чтобы Россия развивалась по западному образцу, или она должна следовать своим самобытным путем? - Поразмыслите над этим вопросом дома и предложите свои варианты в форме эссе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

ПИСЬМЕННО.

Задания 1 и 2 на слайдах48 и 49.

Устно вопрос - Почему именно при Николае I появляется теория официальной народности?

(ПО ЖЕЛАНИЮ) Размышления о будущем России:

- Актуальна ли проблема «Россия-Запад» сегодня?

- Есть ли предпосылки для того, чтобы Россия развивалась по западному образцу, или она должна следовать своим самобытным путем?

- Поразмыслите над этим вопросом дома и предложите свои варианты в форме эссе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!