Общественная мысль России
Уроки 10-12
10 б класс
Проблема уроков:
Уметь характеризовать общественную мысль России
План уроков:
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
2. Философские искания XIX в.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Введение в материал
- Как и у всякого явления культуры, у философии есть своя национальная почва, свои этнические очертания. В чем же особенности русской общественной и философской мысли?
- Можно ли понять до конца свою страну, свой народ, не познакомившись с теми глубокими мыслями, которые вырабатывались в течение долгого времени существования Российского государства, не узнав имена столь замечательных мыслителей-философов, судьба которых не всегда была к ним милостива?
Введение в материал
- По мнению многих исследователей, формирование философии как самостоятельной, систематизированной области знаний относится к XIX в. Но это не значит, что философская мысль до этого времени не развивалась.
- Предлагаю исследовать процесс формирования общественной и исторической мысли, которая складывалась на протяжении существования и развития Русского государства.
- Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох - от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:
Введение в материал
Этап
Период
I
Характеристика
XI-XVII вв.
II
XVIII в.
Становление русской философии (предфилософия)
III
IV
Философия в России XVIII в.
Конец XVIII - первая половина XIX в.
Вторая половина XIX - начала XX в.
Становление русской философии как науки
V
Развитие и расцвет русской философской мысли
С 20-х гг. XX в.
Современная отечественная философия
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира.
- Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает исследователь русской философии Н.О. Лосский, «предприняли попытки продолжить богословские и философские труды византийцев».
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Так как философия в тот период практически сливалась с религией, то вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе рассматривались в древних летописях, сказаниях и повестях: в проповедях, поучениях, молениях, где они переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- К такого рода размышлениям можно отнести труды первого киевского митрополита «русина» Илариона (XI в.).
- Он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.
- Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность.
- Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».
прочитайте отрывок из его произведения «Слово о Законе и Благодати»
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах.
прочитайте отрывок из его «Поучения», который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Таким образом, определенным итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
- на мир как на творение Бога;
- на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
- на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
- начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
- о причастности Руси к всемирному развитию,
- о моральных нормах и принципах.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Работая с материалами учебника на с. 39, проследите, как развивалась мысль русских общественных деятелей на втором этапе развития философских знаний в период становления и укрепления Московского царства.
- Вопросы в раздаточном материале.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- В XVII в. появляются новые философские взгляды. Они связаны с именем Юрия Крижанича, сторонника «славянского единства».
- Он выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.
Познакомьтесь с фрагментом его произведения «Политика», ответьте на вопросы к нему.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Следовательно, в произведениях философской мысли на данном этапе сильное влияние продолжает оказывать религия, но уже начинается процесс постепенного отхода философии от богословия.
- В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой - сохранение единственного, истинного, православного христианства. Искусство власти виделось в решении главной задачи - утверждении идеала «Москва - третий Рим».
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- В XVII в. политическая философия получает дальнейшее развитие, появляются произведения, в которых авторы размышляют над проблемами управления государства.
- Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.
Феофан Прокопович. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познакомьтесь с фрагментом произведения Ф. Прокоповича «Владимир» и ответьте на вопросы к нему.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Не менее замечательным мыслителем данного периода являлся В.Н. Татищев, блестящий историк и публицист. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие обобщения.
- Он уповает на Разум человека. Его произведение «разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» представляет собой свод русской политической, философской, педагогической мысли. «Разговор» написан в форме диалога двух собеседников, один из которых задает вопросы, а другой на них отвечает. В этих ответах и содержится изложение взглядов и мыслей В.Н. Татищева, сторонника Просвещения.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- Антиох Дмитриевич Кантемир - русский поэт, дипломат. По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.
- Познакомьтесь с отрывком его произведения и ответьте на вопросы к нему.
- Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
- На смену тем или иным вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека.
- Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев.
2. Философские искания XIX в.
- У истоков оригинальной русской философии данного периода стоял Петр Аркадьевич Чаадаев, автор знаменитых «Философических писем».
- Именно он построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Его «Философические письма» не оставили равнодушными современников, продолжают волновать они и нас сегодня.
- В них философ задумался о пути России, о ее отсталости, отлучении от «всемирного воспитания человеческого рода», о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления наших целей.
- Но его мысли не всем понравились... Даже друзья обвинили его в антипатриотизме. И тогда философ пишет в 1837 г. «Апологию сумасшедшего» в ответ на данные оскорбительные обвинения, где пытается объяснить лучше свою позицию.
Внимательно прочитайте отрывок из произведения Из «Апологии сумасшедшего» и ответьте на вопросы к нему.
2. Философские искания XIX в.
- Выполните задание 3 на с. 46 учебника. Определите, сторонником какого из направлений - западничества или славянофильства - является каждый из авторов. Обоснуйте свои выводы.
- Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность русский философ B.C. Соловьев. Но в дальнейшем его взгляды изменились.
- Работая с текстом учебника (с. 42) и отрывком из документа, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Составьте схему про прочитанному.
2. Философские искания XIX в.
Взгляды В, С. Соловьева
Исходное понятые - категория всеединства:
• смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
2. Философские искания XIX в.
Три силы, три культуры олицетворяют историю
2. Философские искания XIX в.
- Таким образом, русская мысль XIX в. распадается на несколько автономных, но тесно взаимодействующих направлений. Так, славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.
- В конце века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество» (B.C. Соловьев).
- Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого). Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
- Работая с последним пунктом § 4, ответьте на вопросы и выполните задания представленные в раздаточном материале.
Итоги уроков:
- Мы исследовали русскую общественную и философскую мысль за достаточно длительный период.
- Кого из мыслителей вы запомнили более всего? Почему?
- С творчеством каких философов вам захотелось познакомиться более подробно?
Домашнее задание
§ 4, вопросы и задания,
Эссе-рассуждение на тему «Из произведения философа... я узнал(а)...»