СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная мысль Россия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественная мысль Россия»

Общественная мысль России Уроки 10-12 10 б класс

Общественная мысль России

Уроки 10-12

10 б класс

Проблема уроков: Уметь характеризовать общественную мысль России

Проблема уроков:

Уметь характеризовать общественную мысль России

План уроков: 1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. 2. Философские искания XIX в. 3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

План уроков:

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

2. Философские искания XIX в.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Введение в материал Как и у всякого явления культуры, у философии есть своя национальная почва, свои этнические очертания. В чем же особенности русской общественной и философской мысли? Можно ли понять до конца свою страну, свой народ, не познакомившись с теми глубокими мыслями, которые вырабатывались в течение долгого времени существования Российского государства, не узнав имена столь замечательных мыслителей-философов, судьба которых не всегда была к ним милостива?

Введение в материал

  • Как и у всякого явления культуры, у философии есть своя национальная почва, свои этнические очертания. В чем же особенности русской общественной и философской мысли?
  • Можно ли понять до конца свою страну, свой народ, не познакомившись с теми глубокими мыслями, которые вырабатывались в течение долгого времени существования Российского государства, не узнав имена столь замечательных мыслителей-философов, судьба которых не всегда была к ним милостива?
Введение в материал По мнению многих исследователей, формирование философии как самостоятельной, систематизированной области знаний относится к XIX в. Но это не значит, что философская мысль до этого времени не развивалась. Предлагаю исследовать процесс формирования общественной и исторической мысли, которая складывалась на протяжении существования и развития Русского государства. Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох - от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:

Введение в материал

  • По мнению многих исследователей, формирование философии как самостоятельной, систематизированной области знаний относится к XIX в. Но это не значит, что философская мысль до этого времени не развивалась.
  • Предлагаю исследовать процесс формирования общественной и исторической мысли, которая складывалась на протяжении существования и развития Русского государства.
  • Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох - от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:
Введение в материал Этап Период I Характеристика XI-XVII вв.  II XVIII в.  Становление русской философии (предфилософия) III IV Философия в России XVIII в.  Конец XVIII - первая половина XIX в.  Вторая половина XIX - начала XX в. Становление русской философии как науки  V Развитие и расцвет русской философской мысли  С 20-х гг. XX в.  Современная отечественная философия

Введение в материал

Этап

Период

I

Характеристика

XI-XVII вв.

II

XVIII в.

Становление русской философии (предфилософия)

III

IV

Философия в России XVIII в.

Конец XVIII - первая половина XIX в.

Вторая половина XIX - начала XX в.

Становление русской философии как науки

V

Развитие и расцвет русской философской мысли

С 20-х гг. XX в.

Современная отечественная философия

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира. Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает исследователь русской философии Н.О. Лосский, «предприняли попытки продолжить богословские и философские труды византийцев».

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира.
  • Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает исследователь русской философии Н.О. Лосский, «предприняли попытки продолжить богословские и философские труды византийцев».
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Так как философия в тот период практически сливалась с религией, то вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе рассматривались в древних летописях, сказаниях и повестях: в проповедях, поучениях, молениях, где они переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Так как философия в тот период практически сливалась с религией, то вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе рассматривались в древних летописях, сказаниях и повестях: в проповедях, поучениях, молениях, где они переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   К такого рода размышлениям можно отнести труды первого киевского митрополита «русина» Илариона (XI в.). Он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • К такого рода размышлениям можно отнести труды первого киевского митрополита «русина» Илариона (XI в.).
  • Он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.
  • Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность.
  • Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».
прочитайте отрывок из его произведения  «Слово о Законе и Благодати»

прочитайте отрывок из его произведения «Слово о Законе и Благодати»

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах.
прочитайте отрывок из его «Поучения», который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.

прочитайте отрывок из его «Поучения», который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Таким образом, определенным итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов: на мир как на творение Бога; на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола; на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души; начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных; о причастности Руси к всемирному развитию, о моральных нормах и принципах.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Таким образом, определенным итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
  • на мир как на творение Бога;
  • на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
  • на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
  • начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
  • о причастности Руси к всемирному развитию,
  • о моральных нормах и принципах.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Работая с материалами учебника на с. 39, проследите, как развивалась мысль русских общественных деятелей на втором этапе развития философских знаний в период становления и укрепления Московского царства. Вопросы в раздаточном материале.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Работая с материалами учебника на с. 39, проследите, как развивалась мысль русских общественных деятелей на втором этапе развития философских знаний в период становления и укрепления Московского царства.
  • Вопросы в раздаточном материале.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   В XVII в. появляются новые философские взгляды. Они связаны с именем Юрия Крижанича, сторонника «славянского единства». Он выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • В XVII в. появляются новые философские взгляды. Они связаны с именем Юрия Крижанича, сторонника «славянского единства».
  • Он выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.
Познакомьтесь с фрагментом его произведения «Политика», ответьте на вопросы к нему.

Познакомьтесь с фрагментом его произведения «Политика», ответьте на вопросы к нему.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Следовательно, в произведениях философской мысли на данном этапе сильное влияние продолжает оказывать религия, но уже начинается процесс постепенного отхода философии от богословия. В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой - сохранение единственного, истинного, православного христианства. Искусство власти виделось в решении главной задачи - утверждении идеала «Москва - третий Рим».

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Следовательно, в произведениях философской мысли на данном этапе сильное влияние продолжает оказывать религия, но уже начинается процесс постепенного отхода философии от богословия.
  • В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой - сохранение единственного, истинного, православного христианства. Искусство власти виделось в решении главной задачи - утверждении идеала «Москва - третий Рим».
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   В XVII в. политическая философия получает дальнейшее развитие, появляются произведения, в которых авторы размышляют над проблемами управления государства. Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • В XVII в. политическая философия получает дальнейшее развитие, появляются произведения, в которых авторы размышляют над проблемами управления государства.
  • Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.
Феофан Прокопович. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.    Познакомьтесь с фрагментом произведения Ф. Прокоповича «Владимир» и ответьте на вопросы к нему.

Феофан Прокопович. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познакомьтесь с фрагментом произведения Ф. Прокоповича «Владимир» и ответьте на вопросы к нему.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Не менее замечательным мыслителем данного периода являлся В.Н. Татищев, блестящий историк и публицист. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие обобщения. Он уповает на Разум человека. Его произведение «разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» представляет собой свод русской политической, философской, педагогической мысли. «Разговор» написан в форме диалога двух собеседников, один из которых задает вопросы, а другой на них отвечает. В этих ответах и содержится изложение взглядов и мыслей В.Н. Татищева, сторонника Просвещения.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Не менее замечательным мыслителем данного периода являлся В.Н. Татищев, блестящий историк и публицист. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие обобщения.
  • Он уповает на Разум человека. Его произведение «разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» представляет собой свод русской политической, философской, педагогической мысли. «Разговор» написан в форме диалога двух собеседников, один из которых задает вопросы, а другой на них отвечает. В этих ответах и содержится изложение взглядов и мыслей В.Н. Татищева, сторонника Просвещения.
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   Антиох Дмитриевич Кантемир - русский поэт, дипломат. По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности. Познакомьтесь с отрывком его произведения и ответьте на вопросы к нему. Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • Антиох Дмитриевич Кантемир - русский поэт, дипломат. По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.
  • Познакомьтесь с отрывком его произведения и ответьте на вопросы к нему.
  • Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.   На смену тем или иным вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека. Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев.

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

  • На смену тем или иным вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека.
  • Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев.
2. Философские искания XIX в.   У истоков оригинальной русской философии данного периода стоял Петр Аркадьевич Чаадаев, автор знаменитых «Философических писем». Именно он построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Его «Философические письма» не оставили равнодушными современников, продолжают волновать они и нас сегодня. В них философ задумался о пути России, о ее отсталости, отлучении от «всемирного воспитания человеческого рода», о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления наших целей. Но его мысли не всем понравились... Даже друзья обвинили его в антипатриотизме. И тогда философ пишет в 1837 г. «Апологию сумасшедшего» в ответ на данные оскорбительные обвинения, где пытается объяснить лучше свою позицию.

2. Философские искания XIX в.

  • У истоков оригинальной русской философии данного периода стоял Петр Аркадьевич Чаадаев, автор знаменитых «Философических писем».
  • Именно он построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Его «Философические письма» не оставили равнодушными современников, продолжают волновать они и нас сегодня.
  • В них философ задумался о пути России, о ее отсталости, отлучении от «всемирного воспитания человеческого рода», о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления наших целей.
  • Но его мысли не всем понравились... Даже друзья обвинили его в антипатриотизме. И тогда философ пишет в 1837 г. «Апологию сумасшедшего» в ответ на данные оскорбительные обвинения, где пытается объяснить лучше свою позицию.
Внимательно прочитайте отрывок из произведения Из  «Апологии сумасшедшего»   и ответьте на вопросы к нему.

Внимательно прочитайте отрывок из произведения Из «Апологии сумасшедшего» и ответьте на вопросы к нему.

2. Философские искания XIX в.   Выполните задание 3 на с. 46 учебника. Определите, сторонником какого из направлений - западничества или славянофильства - является каждый из авторов. Обоснуйте свои выводы. Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность русский философ B.C. Соловьев. Но в дальнейшем его взгляды изменились. Работая с текстом учебника (с. 42) и отрывком из документа, выполните задания и ответьте на вопросы. Составьте схему про прочитанному.

2. Философские искания XIX в.

  • Выполните задание 3 на с. 46 учебника. Определите, сторонником какого из направлений - западничества или славянофильства - является каждый из авторов. Обоснуйте свои выводы.
  • Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность русский философ B.C. Соловьев. Но в дальнейшем его взгляды изменились.
  • Работая с текстом учебника (с. 42) и отрывком из документа, выполните задания и ответьте на вопросы.
  • Составьте схему про прочитанному.
2. Философские искания XIX в.   Взгляды В, С. Соловьева Исходное понятые - категория всеединства: • смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом; • через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.

2. Философские искания XIX в.

Взгляды В, С. Соловьева

Исходное понятые - категория всеединства:

смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;

через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.

2. Философские искания XIX в.   Три силы, три культуры олицетворяют историю

2. Философские искания XIX в.

Три силы, три культуры олицетворяют историю

2. Философские искания XIX в.   Таким образом, русская мысль XIX в. распадается на несколько автономных, но тесно взаимодействующих направлений. Так, славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным. В конце века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество» (B.C. Соловьев). Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого). Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.

2. Философские искания XIX в.

  • Таким образом, русская мысль XIX в. распадается на несколько автономных, но тесно взаимодействующих направлений. Так, славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.
  • В конце века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество» (B.C. Соловьев).
  • Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого). Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.   Работая с последним пунктом § 4, ответьте на вопросы и выполните задания представленные в раздаточном материале.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

  • Работая с последним пунктом § 4, ответьте на вопросы и выполните задания представленные в раздаточном материале.
Итоги уроков: Мы исследовали русскую общественную и философскую мысль за достаточно длительный период. Кого из мыслителей вы запомнили более всего? Почему? С творчеством каких философов вам захотелось познакомиться более подробно?

Итоги уроков:

  • Мы исследовали русскую общественную и философскую мысль за достаточно длительный период.
  • Кого из мыслителей вы запомнили более всего? Почему?
  • С творчеством каких философов вам захотелось познакомиться более подробно?
Домашнее задание § 4, вопросы и задания, Эссе-рассуждение на тему «Из произведения философа... я узнал(а)...»

Домашнее задание

§ 4, вопросы и задания,

Эссе-рассуждение на тему «Из произведения философа... я узнал(а)...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!