СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 профильный класс. Общественная мысль России. Философские искания XIX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Общественная мысль России. Философские искания XIX века" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 профильный класс. Общественная мысль России. Философские искания XIX века»

Урок 7-9 Обществознание, профильный уровень Общественная мысль России. Философские искания XIX века.  (Из истории русской философской мысли) Д.З: § 4, ?? (с.45), задания (с.45-47)  © А.И. Колмаков

Урок 7-9

Обществознание, профильный уровень

Общественная мысль России. Философские искания XIX века. (Из истории русской философской мысли)

Д.З: § 4, ?? (с.45), задания (с.45-47)

© А.И. Колмаков

объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»;  ознакомить с характеристикой общественной мысли России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • объяснить понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»;
  • ознакомить с характеристикой общественной мысли России;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся

Универсальные учебные действия знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение

Универсальные учебные действия

  • знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
 «цивилизационный подход»;  «культурный раскол»;  «цивилизация догоняющего типа»;  «всеединство»;  «деизм»;  «культурный тип»          «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области». С. Л. Франк
  • «цивилизационный подход»;
  • «культурный раскол»;
  • «цивилизация догоняющего типа»;
  • «всеединство»;
  • «деизм»;
  • «культурный тип»

        «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».

С. Л. Франк

Изучение нового материала  Русская философская мысль XI – XVIII вв.  Философские искания XIX в.  Цивилизационный путь России продолжение споров. Вспомните.  Ч ем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?

Изучение нового материала

  • Русская философская мысль XI XVIII вв.
  • Философские искания XIX в.
  • Цивилизационный путь России продолжение споров.

Вспомните. Ч ем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?

ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ этап период I характеристика XI-XVII вв II XVIII в. Становление русской философии (предфилософия) III IV Философия в России XVIII в. Конец XVIII - первая половина XIX в . Вторая половина XIX - начала XX в . Становление русской философии как науки V Развитие и расцвет русской философской мысли С 20-х гг. XX в. Современная отечественная философия

ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

этап

период

I

характеристика

XI-XVII вв

II

XVIII в.

Становление русской философии (предфилософия)

III

IV

Философия в России XVIII в.

Конец XVIII - первая половина XIX в .

Вторая половина XIX - начала XX в .

Становление русской философии как науки

V

Развитие и расцвет русской философской мысли

С 20-х гг. XX в.

Современная отечественная философия

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. Митрополит Иларион Автор «Слова о Законе и Благодати»  (1030—1050) развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;  принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;  Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Митрополит Иларион

Автор «Слова о Законе и Благодати»

(1030—1050)

  • развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
  • принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность;
  • Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. Владимир Всеволодович Моном́ а х - Великий князь Киевский (1113 —1125) продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Владимир Всеволодович Моном́ а х -

Великий князь Киевский (1113 —1125)

  • продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:  • на мир как на творение Бога; • на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола; • на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души; • начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных; • о причастности Руси к всемирному развитию, • о моральных нормах и принципах.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:

на мир как на творение Бога;

на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;

на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;

начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;

о причастности Руси к всемирному развитию,

о моральных нормах и принципах.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.  Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры: «…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».  (Из обращения к великому князю Василию III ) Игумен псковского монастыря Филофей, предполагаемый  автор концепции «Москва - Третий Рим» «...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры:

«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».

(Из обращения к великому князю Василию III )

Игумен псковского монастыря Филофей,

предполагаемый автор концепции

«Москва - Третий Рим»

«...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».

   1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. XVII век – обособление философии от богословия Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Русском государстве.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

XVII век – обособление философии от богословия

Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Русском государстве.

   1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. Основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука. Юрий Крижанич ( около 1617 — 12 сентября 1683) — хорватский богослов, философ.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».

Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.

Юрий Крижанич ( около 1617 — 12 сентября 1683) — хорватский богослов, философ.

   1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познавать природу призваны практические науки, развитие которых, по мнению Прокоповича, надо всячески поощрять. Феофан Прокопович  (1681-1736).  Парсуна. Середина XVIII в . Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.

Познавать природу призваны практические науки, развитие которых, по мнению Прокоповича, надо всячески поощрять.

Феофан Прокопович

(1681-1736).

Парсуна. Середина XVIII в .

Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ

Русской Православной Церкви, публицист,

сподвижник Петра I

   1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.  В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие. обобщения. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что, как вы знаете, весьма характерно для философов эпохи Просвещения.  (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью  ) Василий Никитич Татищев  (1686-1750), известный русский историк

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие. обобщения.

Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что, как вы знаете, весьма характерно для философов эпохи Просвещения.

(утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью )

Василий Никитич Татищев

(1686-1750), известный русский историк

   1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Следовательно, человек полностью ответствен за свои поступки.   Антиох Дмитриевич Кантемир(1708 – 1744 гг.) - русский поэт, дипломат.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.

«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Следовательно, человек полностью ответствен за свои поступки.

Антиох Дмитриевич Кантемир(1708 – 1744 гг.) - русский поэт, дипломат.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» М.В.Ломоносов Центром философской мысли становится Московский университет Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью. Одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии. (Подумайте, почему физика и история изучались именно на философском факультете.) Этому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.

  • А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • М.В.Ломоносов
  • Центром философской мысли становится Московский университет
  • Философский факультет должен быть обязательной 2-х годичной начальной ступенью.

Одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии. (Подумайте, почему физика и история изучались именно на философском факультете.) Этому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.

2. Философские искания XIX в. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости  России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. В 1837 г. пишет «Апологию сумасшедшего» . Стоял у истоков западничества . Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.)

2. Философские искания XIX в.

В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости  России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. В 1837 г. пишет «Апологию сумасшедшего» . Стоял у истоков западничества .

Пётр Яковлевич Чаадаев

(1794 – 1856 гг.)

Западничество  - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы

Западничество  - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление

русской общественной и философской мысли, выражавшее

настроения либеральной и радикально настроенной

интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и

модернизации России

А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др.

Основываясь на признании изначального единства человечества

и закономерностях его исторического развития, они полагали

неизбежным для России пройти теми же историческими путями,

что и ушедшие вперёд западноевропейские народы

Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий

путь развития, на котором Россия вынуждена догонять

развитые страны Западной Европы

Славянофильство  - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран  и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии  А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы  Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути Любые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей

Славянофильство  - литературно-философское течение

общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века,

представители которого утверждали о существовании особого

типа культуры, возникшего на духовной почве православия,

а также отвергали тезис представителей западничества о том,

что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран

и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом

и культурном развитии

А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы

Славянофилы верили в наличие у России собственного,

самобытного пути исторического развития, принципиально

отличного от западноевропейского пути

Любые попытки направить развитие России в русло западной

цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей

2. Философские искания XIX в.

2. Философские искания XIX в.

2. Философские искания XIX в. Взгляды В. С. Соловьева Исходное понятые - категория всеединства: • смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом; • через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором всё вновь собирается из хаоса и обживается. Три силы , три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток , западная цивилизация и славянский мир . Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия . Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900 гг.)

2. Философские искания XIX в.

Взгляды В. С. Соловьева

Исходное понятые - категория всеединства:

смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;

через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором всё вновь собирается из хаоса и обживается.

Три силы , три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток , западная цивилизация и славянский мир . Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия .

Владимир Сергеевич

Соловьёв (1853 – 1900 гг.)

2. Философские искания XIX в. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях русской классической литературы.  Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881 гг.) Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.)

2. Философские искания XIX в.

Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях русской классической литературы.

Фёдор Михайлович

Достоевский

(1821 – 1881 гг.)

Лев Николаевич Толстой

(1828 – 1910 гг.)

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Серге́й Никола́евич Булга́ков (1871 – 1944 гг.) Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский (1882 – 1937 гг.) Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев  (1874 – 1949 гг.) исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период): материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм, русский космизм, евразийство.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

Серге́й Никола́евич Булга́ков

(1871 – 1944 гг.)

Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский

(1882 – 1937 гг.)

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев 

(1874 – 1949 гг.)

исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком.

Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период): материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм, русский космизм, евразийство.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир . Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир . Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой. Ликвидация на рубеже 80—90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма в отечественном обществознании, восстановление плюрализма подходов и оценок привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу, предполагающему большее внимание к анализу проявлений особенного, прежде всего в культурно-духовной сфере.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой.

Ликвидация на рубеже 80—90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма в отечественном обществознании, восстановление плюрализма подходов и оценок привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу, предполагающему большее внимание к анализу проявлений особенного, прежде всего в культурно-духовной сфере.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД  — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД  — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и

права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.

Линия сравнения Формационный подход Цивилизационный подход

Линия сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

Линия сравнения Формационный подход Цивилизационный подход

Линия сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

Формационный подход Линия сравнения Цивилизационный подход

Формационный подход

Линия сравнения

Цивилизационный подход

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Споры о цивилизационной принадлежности России Точка зрения №1. Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества. Точка зрения №2. Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

Споры о цивилизационной принадлежности России

Точка зрения №1.

Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.

Точка зрения №2.

Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.

Проверь себя 1. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность).        Как в этом подходе отразились представления о философии эпохи раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему? 2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, М. Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах — мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах — ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы.        Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия в последующие столетия атома и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.

Проверь себя

1. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность).       Как в этом подходе отразились представления о философии эпохи раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему?

2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, М. Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах — мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах — ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы.       Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия в последующие столетия атома и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.

Проверь себя 4. Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности. Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе? Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда. 5. Современный российский философ пишет, что вопрос об этой идее, выдвинутой в 20-е гг. минувшего века, «требует специального рассмотрения, возрождения ее в новом качестве с ясным пониманием тех стабилизирующих возможностей, которые в ней содержатся... Огромная роль должна быть уделена проникновению русской и исламской культур. Заметим, что нам легче находить общий язык с традиционным исламом, чем с «латинским христианством».        О какой идее идет речь? Разделяете ли вы последний тезис автора?

Проверь себя

4. Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности. Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе? Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда.

5. Современный российский философ пишет, что вопрос об этой идее, выдвинутой в 20-е гг. минувшего века, «требует специального рассмотрения, возрождения ее в новом качестве с ясным пониманием тех стабилизирующих возможностей, которые в ней содержатся... Огромная роль должна быть уделена проникновению русской и исламской культур. Заметим, что нам легче находить общий язык с традиционным исламом, чем с «латинским христианством».       О какой идее идет речь? Разделяете ли вы последний тезис автора?

1) Чем характеризовалась русская философская мысль XI—XVIII вв.? 2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России? 3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию. 4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов. 5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев? 6) Что отличало взгляды евразийцев на путь исторического развития России? 7) Как оценивал роль и место России в мировом культурно-историческом развитии Н. Бердяев? 8) Чем характеризуются современные философские взгляды на проблему цивилизационной принадлежности России?

1) Чем характеризовалась русская философская мысль XI—XVIII вв.?

2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России?

3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию.

4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов.

5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев?

6) Что отличало взгляды евразийцев на путь исторического развития России?

7) Как оценивал роль и место России в мировом культурно-историческом развитии Н. Бердяев?

8) Чем характеризуются современные философские взгляды на проблему цивилизационной принадлежности России?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!