СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение........

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общение........»

1.6Общение

  • Ви­ды об­ще­ния

  • Ха­рак­тер

Виды общения

Че­ловек — су­щес­тво со­ци­альное и не мо­жет жить вне об­ще­ства.

Об­ще­ние — вза­имо­действие меж­ду чле­нами об­ще­ства.

Че­ловек в те­чение сво­ей жиз­ни яв­ля­ет­ся чле­ном мно­жес­тва групп, ви­ды и спо­собы об­ще­ния в каж­дой из ко­торых мо­гут сильно от­ли­чаться. Мно­го­об­ра­зие ми­ра об­ще­ния вли­яет на лич­ность, фор­ми­руя ли­бо по­дав­ляя в ней лич­нос­тные ка­чес­тва, и в то же вре­мя лич­ность мо­жет с по­мощью об­ще­ния ак­тивно вли­ять на ок­ру­жа­ющих.

Об­ще­ние как про­цесс вза­имо­действия двух и бо­лее лю­дей име­ет мас­су про­яв­ле­ний в за­виси­мос­ти от то­го, как и при ка­ких об­стоя­тельствах оно про­ходит. Так, раз­ли­ча­ют ре­чевое и не­рече­вое об­ще­ние. Речь — важ­нейшее со­ци­альное свойство че­лове­ка. Час­то ко­рот­кой фра­зой мы мо­жем вы­разить то, что нельзя по­казать с по­мощью ми­мики и жес­тов. Тем не ме­нее не­рече­вое об­ще­ние так же важ­но, как и ре­чевое. До­рож­ные зна­ки, ука­зате­ли, таб­лички, лен­ты ог­ражде­ний — все это не­сет оп­ре­делен­ную ин­форма­цию. Фор­ма­ми не­рече­вого об­ще­ния слу­жат так­же и та­кие спо­собы пе­реда­чи ин­форма­ции, как се­мафор, аз­бу­ка Мор­зе, флаж­ко­вая сиг­на­лиза­ция. На сты­ке ре­чево­го и не­рече­вого об­ще­ния на­ходит­ся пе­реда­ча ин­форма­ции в письмен­ной фор­ме.

В за­виси­мос­ти от спо­собов вза­имо­действия вы­деля­ют сле­ду­ющие ви­ды об­ще­ния:

  • пер­цептив­ное;

  • вер­бальное;

  • ин­те­рак­тивное.

Пер­цептив­ное об­ще­ние свя­зано со спо­соб­ностью че­лове­ка улав­ли­вать пси­хичес­кое со­сто­яние со­бесед­ни­ка, чувс­тво­вать его. Та­кое об­ще­ние ча­ще воз­можно меж­ду близ­ки­ми людьми — ро­дите­лями и детьми, влюб­ленны­ми, суп­ру­гами, ста­рыми хо­роши­ми друзьями. О та­ких лю­дях го­ворят: по­нима­ют друг дру­га с по­лус­ло­ва.

Вер­бальное об­ще­ние — это об­ще­ние с по­мощью слов, т.е. ре­чевое об­ще­ние. К его раз­но­вид­ностям от­но­сят­ся мо­нолог (пе­реда­ча ин­форма­ции от го­воря­щего слу­шате­лям), об­мен реп­ли­ками (сло­вес­ное уточ­не­ние со­вер­ша­емых действий) и ди­алог (раз­го­вор двух и бо­лее лиц).

Ди­алог — на­ибо­лее рас­простра­нен­ная фор­ма вер­бально­го об­ще­ния. Он пред­по­лага­ет са­мо­сто­ятельность и ак­тивность его учас­тни­ков, при­зна­ние важ­ности точ­ки зре­ния каж­дой из учас­тву­ющих в ди­ало­ге сто­рон. Ди­алог пред­по­лага­ет об­мен мне­ни­ями, ожи­дание от­ве­та, го­тов­ность разъяс­нить свою по­зицию. В фор­ме ди­ало­га про­ходят дис­куссии, кон­фе­рен­ции, пе­рего­воры. Ди­алог — ос­новной спо­соб пе­реда­чи ин­форма­ции меж­ду людьми и в обы­ден­ной жиз­ни.

Диалог — форма вербального общения

Ин­те­рак­тивное об­ще­ние воз­ни­ка­ет при вза­имо­действии лю­дей в про­цес­се сов­ме­стной де­ятельно­сти: на ра­боте, в уче­бе, при сов­ме­стном про­веде­нии до­суга и др. В про­цес­се ин­те­рак­тивно­го об­ще­ния лю­ди прис­по­саб­ли­ва­ют­ся друг к дру­гу, меж­ду ни­ми воз­ни­ка­ют сим­па­тия и вза­имо­пони­мание. Здесь есть мес­то и здо­ровой кон­ку­рен­ции, не ис­клю­чено воз­никно­вение и кон­фликтных си­ту­аций. Ра­бота в тру­довом кол­лекти­ве, иг­ры с друзьями, ту­шение ог­ня по­жар­ны­ми сов­ме­стно с жи­теля­ми со­сед­них до­мов — все это ви­ды ин­те­рак­тивно­го об­ще­ния.

В пос­леднее вре­мя с раз­ви­ти­ем средств пе­реда­чи ин­форма­ции ви­довое раз­но­об­ра­зие об­ще­ния уве­личи­ва­ет­ся. В осо­бый вид уже мож­но вы­делить об­ще­ние че­рез Ин­тернет, те­лефон­ное об­ще­ние, SMS-об­ще­ние. Это с осо­бой ак­ту­альностью пос­та­вило воп­рос о вза­имо­от­но­шении об­ще­ния и ком­му­ника­ции. Оба этих яв­ле­ния пред­по­лага­ют об­мен ин­форма­ци­ей, со­дер­жа­ние ко­торой мо­жет быть оди­нако­вым. Но есть и от­ли­чия. При об­ще­нии, как из­вес­тно, субъек­ты рав­ноправ­ны, ак­тивны, об­мен ин­форма­ци­ей при­водит к ее до­пол­не­нию, из­ме­нению, уточ­не­нию. В ито­ге про­ис­хо­дит фор­ми­рова­ние но­вой ин­форма­ции, об­ла­дате­лями ко­торой ста­новят­ся все учас­тни­ки об­ще­ния. Ком­му­ника­ция же пред­по­лага­ет пе­реда­чу ин­форма­ции од­ним субъек­том дру­гому без об­ратной свя­зи. Но­вую ин­форма­цию по­луча­ет только при­нима­ющий, по­это­му ее об­новле­ния и уточ­не­ния не про­ис­хо­дит. При­мера­ми средств ком­му­ника­ции слу­жат ра­дио и те­леви­дение.

Об­ще­ние вы­пол­ня­ет не­сколько важ­ных фун­кций:

  • ин­форма­ци­он­ная фун­кция — об­ще­ние слу­жит средс­твом пе­реда­чи ин­форма­ции;

  • обу­ча­ющая фун­кция — по­лучая но­вую ин­форма­цию, лю­ди обо­гаща­ют свои зна­ния;

  • вос­пи­тательная фун­кция — при об­ще­нии один че­ловек мо­жет ока­зывать воз­действие на дру­гого с целью при­вить ему оп­ре­делен­ные об­разцы по­веде­ния;

  • фун­кция под­держа­ния сов­ме­стной де­ятельно­сти лю­дей и вклю­чения че­лове­ка в об­ще­ство как рав­ноправ­но­го его чле­на.

В за­виси­мос­ти от со­дер­жа­ния и сфе­ры, в ко­торой оно осу­щест­вля­ет­ся, вы­деля­ют не­сколько форм об­ще­ния: бы­товое, де­ловое, убеж­да­ющее, обу­ча­ющее, культур­ное, на­уч­ное, меж­культур­ное, ри­ту­альное и др.

Бы­товое (по­всед­невное) об­ще­ние — это об­ще­ние меж­ду близ­ки­ми людьми (родс­твен­ни­ками, друзьями, зна­комы­ми) в по­всед­невной бы­товой жиз­ни.

Бытовое общение

Де­ловое (слу­жеб­ное) об­ще­ние осу­щест­вля­ет­ся на ра­боте, в про­цес­се тру­довой де­ятельно­сти. Оно но­сит ха­рак­тер при­казов, инс­трук­ций, ука­заний и име­ет цель — дос­ти­жение по­ложи­тельных ре­зульта­тов тру­довой де­ятельно­сти. В рам­ках де­лово­го об­ще­ния ру­ково­дитель выс­ту­па­ет как ак­тивный субъект, ко­торый воз­действу­ет на под­чи­нен­но­го. Пос­ледний дол­жен вы­пол­нять ука­зания, од­на­ко он име­ет пра­во выс­ка­зать свою точ­ку зре­ния на пос­тавлен­ную за­дачу (проб­ле­му, си­ту­ацию), осо­бен­но ес­ли это мо­жет спо­собс­тво­вать улуч­ше­нию ка­чес­тва ра­боты.

Убеж­да­ющее об­ще­ние про­яв­ля­ет­ся во вли­янии од­но­го че­лове­ка на дру­гого с целью из­ме­нить его взгля­ды и по­веде­ние. Так, ро­дите­ли мо­гут убеж­дать ре­бен­ка уде­лять больше вре­мени уче­бе, кан­ди­дат в де­пута­ты при­зыва­ет го­лосо­вать за не­го на вы­борах, ор­га­ны по­жар­ной служ­бы ре­комен­ду­ют на­селе­нию ак­ку­рат­но об­ра­щаться с ог­нем. При та­ком об­ще­нии убеж­да­ющий субъект при­водит ар­гу­мен­ты, по­мога­ющие скло­нить убеж­да­емо­го в сто­рону сво­ей точ­ки зре­ния. Это мо­гут быть вы­год­ные пер­спек­ти­вы, уг­ро­за на­каза­ния и т.д.

Обу­ча­ющее об­ще­ние — это воз­действие обу­ча­юще­го на обу­ча­емо­го с целью при­вить ему оп­ре­делен­ный ком­плекс зна­ний, уме­ний и на­выков. Оно осу­щест­вля­ет­ся как в рам­ках об­ра­зова­тельных уч­режде­ний, так и в про­цес­се ов­ла­дения зна­ни­ями, не­об­хо­димы­ми в обы­ден­ной жиз­ни.

Культур­ное об­ще­ние свя­зано с вза­имо­действи­ем лю­дей в про­цес­се при­об­ще­ния к культур­ным цен­ностям. Это мо­гут быть по­сеще­ния выс­та­вок, эк­скур­сий, те­ат­ров, ки­но, сов­ме­стные за­нятия твор­чес­твом в рам­ках му­зыкальных, ху­доже­ствен­ных и иных кол­лекти­вов, членс­тво в раз­личных клу­бах, ор­га­низа­ци­ях и т.д.

Посещение выставки — это культурное общение

На­уч­ное об­ще­ние соп­ро­вож­да­ет на­уч­но-ис­сле­дова­тельскую де­ятельность. На­ука не сто­ит на мес­те. Что­бы не изоб­ре­тать ве­лоси­пед, уче­ный дол­жен сле­дить за ре­зульта­тами ра­боты сво­их кол­лег. На­уч­ное об­ще­ние про­ис­хо­дит как на меж­личнос­тном уров­не, так и на раз­личных на­уч­ных кон­фе­рен­ци­ях, дис­пу­тах, сим­по­зи­умах.

Меж­культур­ное об­ще­ние осу­щест­вля­ет­ся меж­ду людьми, раз­де­ля­ющи­ми раз­ные культур­ные цен­ности. Это мо­жет быть вза­имо­действие пред­ста­вите­лей раз­ных на­прав­ле­ний в му­зыке, ис­кус­стве, ли­тера­туре, об­ще­ние «от­цов» и «де­тей» или пред­ста­вите­лей раз­ных на­цио­нальнос­тей. Та­кое об­ще­ние мо­жет про­текать на ос­но­ве сот­рудни­чес­тва и культур­но­го вза­имо­обо­гаще­ния, а мо­жет соз­да­вать кон­фликтные си­ту­ации.

Ри­ту­альное об­ще­ние — это вы­пол­не­ние за­ранее пред­пи­сан­ных пра­вил по­веде­ния. Оно по­сто­ян­но встре­ча­ет­ся в обы­ден­ной жиз­ни. Зна­комые при встре­че здо­рова­ют­ся, по­жима­ют друг дру­гу ру­ки, во­ен­ные от­да­ют честь, уче­ники вста­ют, при­вет­ствуя учи­теля, вхо­дяще­го в класс. Ри­ту­альное об­ще­ние иг­ра­ет ве­дущую роль при со­вер­ше­нии ре­лиги­оз­ных об­ря­дов, соб­лю­дении на­цио­нальных и иных обы­ча­ев, та­ких как про­цеду­ра бра­косо­чета­ния, при­нятие приг­ла­шения и при­ход в гос­ти, по­сеще­ние об­ще­ствен­ных мест и т.д.

Од­ной из раз­но­вид­ностей ри­ту­ально­го об­ще­ния выс­ту­па­ет эти­кет, что в пе­рево­де с гре­чес­ко­го оз­на­ча­ет «обы­чай».

Эти­кет — со­вокуп­ность пра­вил по­веде­ния, ка­са­ющих­ся внеш­не­го про­яв­ле­ния от­но­шений че­лове­ка к ок­ру­жа­ющим.

Сю­да от­но­сят­ся по­веде­ние в об­ще­ствен­ных мес­тах, фор­мы об­ра­щения, при­вет­ствий, ма­неры, но­шение одеж­ды, со­от­ветс­тву­ющей об­ста­нов­ке, и др.

На­ибо­лее рас­простра­нен­ное пра­вило в на­шей жиз­ни — это при­вет­ствие. Оно ни­ког­да не дол­жно быть шум­ным и нес­держан­ным. Млад­ший дол­жен пер­вым здо­роваться со стар­шим, а под­чи­нен­ный — с на­чальни­ком. Вхо­дящий в по­меще­ние так­же дол­жен поз­до­роваться с при­сутс­тву­ющи­ми пер­вым.

Здо­рова­ясь с че­лове­ком, на­до доб­ро­жела­тельно смот­реть ему в гла­за. Нельзя при при­вет­ствии про­тяги­вать ру­ку че­рез стол. Неп­ри­нятие ру­ки, про­тяну­той для ру­копо­жатия, счи­та­ет­ся ос­кор­бле­ни­ем.

Су­щес­тву­ют свои пра­вила для зна­комс­тва. Млад­ше­го на­до пред­став­лять стар­ше­му, муж­чи­ну — жен­щи­не, сот­рудни­ка — ру­ково­дите­лю. От­дельно­го че­лове­ка пред­став­ля­ют груп­пе.

На наз­на­чен­ную встре­чу на­до при­ходить вов­ре­мя. При опоз­да­нии сле­ду­ет из­ви­ниться и объяс­нить при­чины за­дер­жки.

По­веде­ние в гос­тях так­же пре­дус­матри­ва­ет ряд пра­вил. Ес­ли вас приг­ла­сили в гос­ти и вы при­няли приг­ла­шение, бу­дет не­веж­ли­во не прийти, при этом неп­ри­лич­но опаз­ды­вать бо­лее чем на де­сять ми­нут.

При­нимая приг­ла­шение, не­хоро­шо расс­пра­шивать о сос­та­ве гос­тей. Хо­зя­ин сам мо­жет об этом ска­зать, ес­ли соч­тет не­об­хо­димым. В то же вре­мя он дол­жен это сде­лать, ес­ли зна­ет о неп­ри­яз­ненных от­но­шени­ях меж­ду приг­ла­шен­ны­ми. Ес­ли вы встре­тились в гос­тях с че­лове­ком, ко­торо­го меньше все­го хо­тели бы ви­деть, вы тем не ме­нее дол­жны с ним поз­до­роваться.

Для по­всед­невной жиз­ни так­же су­щес­тву­ют пра­вила, ко­торых на­до при­дер­жи­ваться. Они ка­са­ют­ся по­веде­ния с детьми и ста­рика­ми, вни­мания муж­чи­ны по от­но­шению к соп­ро­вож­да­емой жен­щи­не, вы­бора те­мы для раз­го­вора в об­ще­стве т.д.

Культу­ра об­ще­ния — уме­ние пра­вильно вес­ти се­бя во вза­имо­от­но­шени­ях с дру­гими людьми.

Не­зави­симо от сфе­ры об­ще­ния и об­ста­нов­ки, в ко­торой оно осу­щест­вля­ет­ся, культу­ра об­ще­ния всег­да пред­по­лага­ет веж­ли­вость, пун­кту­альность, скром­ность, так­тичность, ува­жение к ок­ру­жа­ющим, уме­ние выс­лу­шать со­бесед­ни­ка и по­нять его. Че­лове­ка, при­дер­жи­ва­юще­гося всех этих пра­вил, мож­но по пра­ву наз­вать культур­ным.

Характер

В об­ще­нии скла­дыва­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся та­кое ка­чес­тво лич­ности, как ха­рак­тер.

Ха­рак­тер — со­вокуп­ность стойких пси­хичес­ких свойств лич­ности, ко­торые вли­яют на ее по­веде­ние и ми­ровоз­зре­ние.

Ха­рак­тер фор­ми­ру­ет­ся в те­чение всей жиз­ни че­лове­ка и за­висит от двух фак­то­ров: ти­па нер­вной сис­те­мы че­лове­ка и сре­ды, в ко­торой жи­вет и раз­ви­ва­ет­ся лич­ность.

Од­на­ко не­пос­редс­твен­ное фор­ми­рова­ние ха­рак­те­ра про­ис­хо­дит в раз­личных по уров­ню раз­ви­тия груп­пах: семье, дру­жес­кой ком­па­нии, клас­се, тру­довом кол­лекти­ве и др. В за­виси­мос­ти от то­го, ка­кая груп­па яв­ля­ет­ся для лич­ности бо­лее важ­ной и ка­кие цен­ности пре­об­ла­да­ют в ее сре­де, со­от­ветс­тву­ющие чер­ты ха­рак­те­ра бу­дут раз­ви­ваться у че­лове­ка. Чер­ты ха­рак­те­ра так­же бу­дут за­висеть от по­зиции ин­ди­вида в груп­пе, т.е. от то­го, ка­кое мес­то он за­нима­ет в ней.

В сфор­ми­ровав­шемся ха­рак­те­ре ве­дущим ком­по­нен­том яв­ля­ет­ся сис­те­ма убеж­де­ния. Убеж­де­ния оп­ре­деля­ют дол­госроч­ную на­прав­ленность по­веде­ния че­лове­ка, его неп­реклон­ность в дос­ти­жении пос­тавлен­ных це­лей, уве­рен­ность в спра­вед­ли­вос­ти и важ­ности де­ла, ко­торое он вы­пол­ня­ет.

Вы­деля­ют че­тыре груп­пы черт ха­рак­те­ра:

1) от­но­шение че­лове­ка к дру­гим лю­дям, об­ще­ству (об­щи­тельность, чут­кость, от­зывчи­вость или зам­кну­тость, черс­твость, гру­бость);

2) от­но­шение че­лове­ка к тру­ду, ра­боте (тру­долю­бие, от­ветс­твен­ность, нас­тойчи­вость или лень, не­доб­ро­совес­тность, бе­зыни­ци­атив­ность);

3) от­но­шение че­лове­ка к са­мому се­бе (чувс­тво собс­твен­но­го дос­то­инс­тва, скром­ность, гор­дость или наг­лость, за­нос­чи­вость, эго­изм);

4) от­но­шение че­лове­ка к ве­щам (ак­ку­рат­ность, бе­реж­ное об­ра­щение с ве­щами или не­ряш­ли­вость, неб­режность).

Из­вес­тна клас­си­фика­ция ха­рак­те­ров, раз­ра­ботан­ная не­мец­ким пси­холо­гом Э. Креч­ме­ром, ко­торая ос­но­вана на со­от­ветс­твии стро­ения те­ла че­лове­ка и его ха­рак­те­ра:

  • ас­те­ник — вы­сокий ху­дой че­ловек, уг­лублен­ный в свой внут­ренний мир; он не лю­бит мно­го об­щаться, стре­мит­ся быть в оди­ночес­тве;

  • ат­ле­тик — че­ловек вы­сокий, ши­рокоп­ле­чий; он спо­койный, лю­бит ком­форт и пос­то­янс­тво, прак­тичный и хо­зяйствен­ный;

  • пик­ник — че­ловек не­большо­го рос­та, склон­ный к пол­но­те, в то же вре­мя лег­кий и по­движ­ный, стре­мящийся к де­ятельно­сти.

Атлетик

Ха­рак­тер кон­крет­но­го че­лове­ка не­об­хо­димо учи­тывать как в по­всед­невном об­ще­нии с ним, так и в про­цес­се вза­имо­действия на ос­но­ве про­фес­сио­нальной де­ятельно­сти. Час­то мож­но ус­лы­шать, что у это­го че­лове­ка хо­роший ха­рак­тер, с ним при­ят­но об­щаться, а у то­го — ха­рак­тер пло­хой, и с ним не сто­ит иметь де­ло. Че­лове­ку с от­ри­цательны­ми чер­та­ми ха­рак­те­ра слож­но ужиться в тру­довом кол­лекти­ве, он по­сто­ян­но кон­флик­ту­ет с кол­ле­гами. По­это­му не­об­хо­димо осу­щест­влять по­сто­ян­ный са­мокон­троль над сво­им по­веде­ни­ем в раз­ных жиз­ненных си­ту­аци­ях, иног­да да­же ог­ра­ничи­вая свою сво­боду в пользу дру­гих лю­дей.

Сво­бода от­но­сит­ся к об­ще­чело­вече­ским цен­ностям, при­сущим всем на­родам во все эпо­хи. Че­лове­ку свойствен­но стрем­ле­ние к сво­боде. Это ес­тес­твен­ное же­лание не­зави­симос­ти, са­мо­сто­ятельнос­ти, го­тов­ности от­ве­чать за свои пос­тупки.

Сво­бода — са­мо­сто­ятельность со­ци­альных и по­лити­че­ских субъек­тов (в том чис­ле и лич­ности), вы­ража­юща­яся в их спо­соб­ности и воз­можнос­ти де­лать собс­твен­ный вы­бор и действо­вать в со­от­ветс­твии со сво­ими ин­те­реса­ми и це­лями.

В ре­альной жиз­ни сво­бода су­щес­тву­ет в ви­де не­об­хо­димос­ти вы­бора. Аб­со­лют­ной, без­гра­нич­ной сво­боды быть не мо­жет. Нельзя жить в об­ще­стве и быть аб­со­лют­но сво­бод­ным от не­го, преж­де все­го по­тому, что пол­ная сво­бода од­но­го оз­на­чала бы про­из­вол в от­но­шении дру­гого. Аб­со­лют­ная сво­бода оз­на­чала бы для че­лове­ка ни­чем не ог­ра­ничен­ный вы­бор, что пос­та­вило бы его в крайне труд­ное по­ложе­ние в при­нятии ре­шения.

Ог­ра­ничи­теля­ми сво­боды че­лове­ка яв­ля­ют­ся как внут­ренние фак­то­ры (со сто­роны са­мого че­лове­ка, са­мо­ог­ра­ниче­ние), так и внеш­ние (со сто­роны об­ще­ства). Во вто­ром слу­чае гра­ницей сво­боды че­лове­ка мо­гут быть лишь пра­ва и сво­боды дру­гих лю­дей, а в пер­вом — осо­зна­ние это­го са­мим че­лове­ком. Сво­бода не­от­де­лима от от­ветс­твен­ности пе­ред со­бой и об­ще­ством. От­ветс­твен­ность лич­ности име­ет две сто­роны: внеш­нюю — как воз­можность при­менить к лич­ности оп­ре­делен­ные об­ще­ствен­ные сан­кции, и внут­реннюю — как от­ветс­твен­ность лич­ности пе­ред со­бой: раз­ви­тие чувс­тва дол­га и со­вес­ти че­лове­ка, его спо­соб­ность осу­щест­влять са­мокон­троль и са­мо­уп­равле­ние.

Об­ще­ние — это преж­де все­го вза­имо­действие меж­ду кон­крет­ны­ми людьми, меж­личнос­тное об­ще­ние. Пот­ребность в об­ще­нии со сверс­тни­ками воз­ни­ка­ет в ран­нем воз­расте и со вре­менем все бо­лее уси­лива­ет­ся. Об­ще­ние со сверс­тни­ками — это важ­ный ис­точник ин­форма­ции, из ко­торо­го юно­ши уз­на­ют то, что по тем или иным при­чинам им не со­об­ща­ют взрос­лые. В хо­де об­ще­ния у мо­лоде­жи вы­раба­тыва­ют­ся на­выки со­ци­ально­го вза­имо­действия, уме­ние со­от­но­сить лич­ные ин­те­ресы с об­ще­ствен­ны­ми. Для са­мо­ува­жения под­рос­тка ре­ша­ющее зна­чение име­ет то, су­мел ли он зас­лу­жить ува­жение сво­их сверс­тни­ков. В хо­де об­ще­ния сре­ди под­рос­тков вы­раба­тыва­ют­ся оп­ре­делен­ные тре­бова­ния к дру­жес­ким от­но­шени­ям.

Как и в лю­бом об­ще­стве, в сре­де мо­лоде­жи су­щес­тву­ет со­ци­альное рас­сло­ение, про­яв­ля­юще­еся как в не­равенс­тве ма­тери­альных воз­можнос­тей, так и в ха­рак­те­ре жиз­ненных пла­нов, уров­не при­тяза­ний и спо­собах их ре­али­зации. В свя­зи с этим мо­жет скла­дываться осо­бая и­ерар­хия, ос­но­ван­ная как на офи­ци­альном ста­тусе (ус­пе­ва­емость в уче­бе), так и на не­офи­ци­альных цен­ностях (лич­ные ка­чес­тва, не­фор­мальное ли­дерс­тво).

Мо­лодеж­ные груп­пы клас­си­фици­ру­ют по раз­личным ос­но­вани­ям:

  • их юри­дичес­ко­му ста­тусу (офи­ци­альные и не­офи­ци­альные);

  • чис­леннос­ти (большие и ма­лые);

  • сте­пени ста­бильнос­ти (по­сто­ян­ные, вре­мен­ные, слу­чайные);

  • со­ци­ально-прос­транс­твен­ной ло­кали­зации (внут­ришкольные, внеш­кольные, улич­ные);

  • ти­пу ли­дерс­тва (де­мок­ра­тиче­ские и ав­то­ритар­ные).

При­чис­ляя се­бя к ка­кой-ли­бо груп­пе, под­росток при­нима­ет ее спе­цифи­ку, раз­де­ляя ин­те­ресы ее и ее чле­нов.

Са­мо­иден­ти­фика­ция мо­жет быть по­зитив­ной (упо­доб­ле­ние по­ложи­тельным при­мерам) и не­гатив­ной (стрем­ле­ние под­ра­жать от­ри­цательным при­мерам).

Са­мо­иден­ти­фика­ция — упо­доб­ле­ние се­бя груп­пе, по­нима­ние сво­его мес­та в ней.

Од­ной из проб­лем в нас­то­ящее вре­мя яв­ля­ет­ся уси­ление аг­рессив­ных тен­денций в под­рос­тко­вой сре­де. Это мо­жет про­яв­ляться как в не­гатив­ном, през­ри­тельном от­но­шении к ко­му-то из сверс­тни­ков, из­гна­нии его из груп­пы, так и в пря­мых на­сильствен­ных действи­ях, на­при­мер, из­би­ени­ях, соп­ро­вож­да­ющих­ся съем­кой на ви­део. Та­кие кон­флик­ты час­то но­сят меж­личнос­тный ха­рак­тер, ког­да объек­том аг­рессии вы­бира­ют­ся один-два под­рос­тка. В то же вре­мя не­ред­ки слу­чаи кон­флик­тов меж­груп­по­вых, воз­ни­ка­ющих на ос­но­ве неп­ри­ятия по раз­личным при­чинам: ро­ду ин­те­ресов, со­ци­ально­му ста­тусу, пси­хо­эмо­ци­онально­му неп­ри­ятию и др. При­чины это­го кро­ют­ся не только в неб­ла­гоп­ри­ят­ной ок­ру­жа­ющей со­ци­альной сре­де, не­гатив­ном вли­янии взрос­лых, но и в спе­цифи­ке под­рос­тко­вого воз­раста. В это вре­мя идет про­цесс стре­мительно­го взрос­ле­ния, по­яв­ля­ет­ся же­лание ка­заться и счи­таться взрос­лым, что про­яв­ля­ет­ся в про­тиво­пос­тавле­нии се­бя ок­ру­жа­ющим, со­зда­нии кон­фликтных си­ту­аций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!