1.6Общение
Виды общения
Характер
Виды общения
Человек — существо социальное и не может жить вне общества.
Общение — взаимодействие между членами общества.
Человек в течение своей жизни является членом множества групп, виды и способы общения в каждой из которых могут сильно отличаться. Многообразие мира общения влияет на личность, формируя либо подавляя в ней личностные качества, и в то же время личность может с помощью общения активно влиять на окружающих.
Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое общение. Речь — важнейшее социальное свойство человека. Часто короткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с помощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений — все это несет определенную информацию. Формами неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация. На стыке речевого и неречевого общения находится передача информации в письменной форме.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют следующие виды общения:
перцептивное;
вербальное;
интерактивное.
Перцептивное общение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще возможно между близкими людьми — родителями и детьми, влюбленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких людях говорят: понимают друг друга с полуслова.
Вербальное общение — это общение с помощью слов, т.е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от говорящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).
Диалог — наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог — основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.
Диалог — форма вербального общения
Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, в учебе, при совместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоровой конкуренции, не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, тушение огня пожарными совместно с жителями соседних домов — все это виды интерактивного общения.
В последнее время с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Но есть и отличия. При общении, как известно, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее дополнению, изменению, уточнению. В итоге происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий, поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.
Общение выполняет несколько важных функций:
информационная функция — общение служит средством передачи информации;
обучающая функция — получая новую информацию, люди обогащают свои знания;
воспитательная функция — при общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образцы поведения;
функция поддержания совместной деятельности людей и включения человека в общество как равноправного его члена.
В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.
Бытовое (повседневное) общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни.
Бытовое общение
Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций, указаний и имеет цель — достижение положительных результатов трудовой деятельности. В рамках делового общения руководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способствовать улучшению качества работы.
Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, родители могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кандидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, органы пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обращаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза наказания и т.д.
Обучающее общение — это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков. Оно осуществляется как в рамках образовательных учреждений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.
Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещения выставок, экскурсий, театров, кино, совместные занятия творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных коллективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.
Посещение выставки — это культурное общение
Научное общение сопровождает научно-исследовательскую деятельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не изобретать велосипед, ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.
Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это может быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на основе сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.
Ритуальное общение — это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жизни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь, ученики встают, приветствуя учителя, входящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие приглашения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.
Одной из разновидностей ритуального общения выступает этикет, что в переводе с греческого означает «обычай».
Этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений человека к окружающим.
Сюда относятся поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, ношение одежды, соответствующей обстановке, и др.
Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержанным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчиненный — с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым.
Здороваясь с человеком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при приветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протянутой для рукопожатия, считается оскорблением.
Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину — женщине, сотрудника — руководителю. Отдельного человека представляют группе.
На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опоздании следует извиниться и объяснить причины задержки.
Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости и вы приняли приглашение, будет невежливо не прийти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут.
Принимая приглашение, нехорошо расспрашивать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хотели бы видеть, вы тем не менее должны с ним поздороваться.
Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стариками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине, выбора темы для разговора в обществе т.д.
Культура общения — умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми.
Независимо от сферы общения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скромность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.
Характер
В общении складывается и проявляется такое качество личности, как характер.
Характер — совокупность стойких психических свойств личности, которые влияют на ее поведение и мировоззрение.
Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от двух факторов: типа нервной системы человека и среды, в которой живет и развивается личность.
Однако непосредственное формирование характера происходит в различных по уровню развития группах: семье, дружеской компании, классе, трудовом коллективе и др. В зависимости от того, какая группа является для личности более важной и какие ценности преобладают в ее среде, соответствующие черты характера будут развиваться у человека. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, т.е. от того, какое место он занимает в ней.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убеждения определяют долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Выделяют четыре группы черт характера:
1) отношение человека к другим людям, обществу (общительность, чуткость, отзывчивость или замкнутость, черствость, грубость);
2) отношение человека к труду, работе (трудолюбие, ответственность, настойчивость или лень, недобросовестность, безынициативность);
3) отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость или наглость, заносчивость, эгоизм);
4) отношение человека к вещам (аккуратность, бережное обращение с вещами или неряшливость, небрежность).
Известна классификация характеров, разработанная немецким психологом Э. Кречмером, которая основана на соответствии строения тела человека и его характера:
астеник — высокий худой человек, углубленный в свой внутренний мир; он не любит много общаться, стремится быть в одиночестве;
атлетик — человек высокий, широкоплечий; он спокойный, любит комфорт и постоянство, практичный и хозяйственный;
пикник — человек небольшого роста, склонный к полноте, в то же время легкий и подвижный, стремящийся к деятельности.
Атлетик
Характер конкретного человека необходимо учитывать как в повседневном общении с ним, так и в процессе взаимодействия на основе профессиональной деятельности. Часто можно услышать, что у этого человека хороший характер, с ним приятно общаться, а у того — характер плохой, и с ним не стоит иметь дело. Человеку с отрицательными чертами характера сложно ужиться в трудовом коллективе, он постоянно конфликтует с коллегами. Поэтому необходимо осуществлять постоянный самоконтроль над своим поведением в разных жизненных ситуациях, иногда даже ограничивая свою свободу в пользу других людей.
Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки.
Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. Абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него, прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.
Ограничителями свободы человека являются как внутренние факторы (со стороны самого человека, самоограничение), так и внешние (со стороны общества). Во втором случае границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей, а в первом — осознание этого самим человеком. Свобода неотделима от ответственности перед собой и обществом. Ответственность личности имеет две стороны: внешнюю — как возможность применить к личности определенные общественные санкции, и внутреннюю — как ответственность личности перед собой: развитие чувства долга и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Общение — это прежде всего взаимодействие между конкретными людьми, межличностное общение. Потребность в общении со сверстниками возникает в раннем возрасте и со временем все более усиливается. Общение со сверстниками — это важный источник информации, из которого юноши узнают то, что по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. В ходе общения у молодежи вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение соотносить личные интересы с общественными. Для самоуважения подростка решающее значение имеет то, сумел ли он заслужить уважение своих сверстников. В ходе общения среди подростков вырабатываются определенные требования к дружеским отношениям.
Как и в любом обществе, в среде молодежи существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способах их реализации. В связи с этим может складываться особая иерархия, основанная как на официальном статусе (успеваемость в учебе), так и на неофициальных ценностях (личные качества, неформальное лидерство).
Молодежные группы классифицируют по различным основаниям:
их юридическому статусу (официальные и неофициальные);
численности (большие и малые);
степени стабильности (постоянные, временные, случайные);
социально-пространственной локализации (внутришкольные, внешкольные, уличные);
типу лидерства (демократические и авторитарные).
Причисляя себя к какой-либо группе, подросток принимает ее специфику, разделяя интересы ее и ее членов.
Самоидентификация может быть позитивной (уподобление положительным примерам) и негативной (стремление подражать отрицательным примерам).
Самоидентификация — уподобление себя группе, понимание своего места в ней.
Одной из проблем в настоящее время является усиление агрессивных тенденций в подростковой среде. Это может проявляться как в негативном, презрительном отношении к кому-то из сверстников, изгнании его из группы, так и в прямых насильственных действиях, например, избиениях, сопровождающихся съемкой на видео. Такие конфликты часто носят межличностный характер, когда объектом агрессии выбираются один-два подростка. В то же время нередки случаи конфликтов межгрупповых, возникающих на основе неприятия по различным причинам: роду интересов, социальному статусу, психоэмоциональному неприятию и др. Причины этого кроются не только в неблагоприятной окружающей социальной среде, негативном влиянии взрослых, но и в специфике подросткового возраста. В это время идет процесс стремительного взросления, появляется желание казаться и считаться взрослым, что проявляется в противопоставлении себя окружающим, создании конфликтных ситуаций.