Цели урока:
образовательная
• сформировать знания о типах воздушных масс;
• раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;
развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.
Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к мнению товарищей, воспитывать культуру общения
Просмотр содержимого документа
«Общая циркуляция атмосферы»
Заполнить таблицу
Пояса атмосферного давления
Где располагается
Пониженного давления
Вид вертикальных движений воздуха
Вдоль экватора — 62° с. ш. и ю. ш.
Повышенного давления
Облачность
У 25—35° с. ш. и ю. ш.; у полюсов
восходящие
Осадки
Ясно
Устный опрос
- 1 . По рисунку 28 на с. 43 учебника объясните особенности формирования поясов атмосферного давления.
- 2 . Используя текст учебника и рисунок 28, докажите, что основная причина образования поясов атмосферного давления — неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.
- 3 . Сопоставляя физическую карту мира и карту «Среднегодовое количество осадков», докажите, что самые влажные широты на Земле — экваториальные, а самые сухие — тропические.
- 4 . Используя карту «Среднегодовое количество осадков», определите, где выпадает больше осадков — на Аравийском полуострове или полуострове Индостан. Почему вы так считаете?
- 5 . Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?
Определить тему и цели урока.
- Крыльев нет, но я летаю. Я незрим, неосязаем. Но, как только осерчаю, Берегись, я с ног сбиваю
- На улице метет листву И в воздух мусор поднимает. Опять по нашему двору Никто сегодня не гуляет. Все говорят, что непогода, Что вновь бушует мать-природа. Сдует с ног, ты не пройдешь и метра. Что за силища такая? Сила
Словарь:
- Воздушная масса;
- Атмосферная циркуляция;
- Пассаты;
- Западные ветры;
- Стоковые ветры.
Определить
- Тропосфера, стратосфера,
- Мезосфера, термосфера – это все слои ...
- Что мы называем ветром.
- Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)
Определить по различным источникам, что означает слово «циркуляция».
* Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Циркуляция
(от лат. circulatio)
1) круговое вращение, круговорот чего-либо, например, вещества, вектора и т. д.;
2) замкнутое течение жидкости или газа;
3) циркуляция атмосферы — совокупность воздушных потоков.
Энциклопедический словарь
Циркуляция
(от лат. circulatio - круговращение),..
- круговорот, круговращение, напр. циркуляция атмосферы, циркуляция крови...
- Движение жидкости или газа по замкнутой траектории, напр. воды и пароводяной смеси по трубам парового котла...
- Траектория перемещения центра масс судна во время поворота (одна из характеристик мореходных качеств судна).
Воздушные массы – это большой объем воздуха с однородными свойствами: t, влажностью, запыленностью.
Типы воздушных масс:
Экваториальные - ЭВМ;
Тропические - ТВМ;
Умеренные - УВМ;
Арктические - АВМ.
к ВМ – континентальные;
мВМ - морские.
Дать характеристику ВМ по плану:
А) тип ВМ;
Б) температура ВМ;
В) влажность;
.
ТИП ВМ
ЭВМ
Температура
Влажность
жаркие
ТВМ
влажные
УВМ
жаркие
АВМ
сухие
Температура меняется по сезонам
влажные
холодные
сухие
Повторение:
- Что такое воздушная масса?
- Назовите типы воздушных масс.
- Дайте характеристику воздушным массам.
- От чего зависят свойства воздушных масс?
схема воздушных течений у
поверхности Земли
в
н
в
в
н
н
в
у
у
п
т
т
п
э
в
северо-восточные
ветры
п
3
у
западные ветры
н
2
т
в
пассаты
э
н
пассаты
в
т
1
н
западные ветры
у
северо-восточные
ветры
п
в
- Воздушные массы перемещаются из области высокого давления в область низкого.
пассаты
- Постоянные ветры, с тропических широт в экваториальные
западные ветры
- Постоянные ветры, дующие с тропических широт в умеренные
северо-восточные
северо-восточные
ветры
ветры
- Постоянные ветры, дующие с полюсов в умеренные широты
Заполнить таблицу
Господствующие ветры
Направление
Западные ветры умеренных широт
Постоянные ветры, дующие в Северном полушарии с юго-запада, в Южном — с северо-запада
Восточные (стоковые) ветры полярных областей
Постоянные ветры, дующие из полярных областей (высокое давление) в сторону умеренных широт (пониженное давление)
Муссоны
Сезонные ветры, меняющие направление два раза в год. Летний муссон дует с океана на сушу, принося влагу, зимний — с суши на океан
Задания
- 1) создают схему ветров, определяющих общую циркуляцию атмосферы; 2) делают выводы о влиянии господствующих ветров на климат и о значении полученных на уроке знаний для жизни и деятельности людей.3) ВМ и их свойства.
Заполните схему
Ветры, образующие общую
циркуляцию атмосферы
Домашнее задание:
- 1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;
Рефлексия
- Сигнальные карты. Оцени себя: зеленый -понял все; желтый - остались непонятные отдельные моменты; красный – я не разобрался в теме.
- Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)
- Ценностная (насколько значим материал)
- Эмоциональная (какие чувства возникли)
- Коммуникативная (как общались)