СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общая циркуляция атмосферы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательная

• сформировать знания о типах воздушных масс;

• раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;

развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к мнению товарищей, воспитывать культуру общения

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о типах воздушных масс и их свойствах, о роли других господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;

формирование умений использования знаний о воздушных массах в повседневной жизни для объяснения их влияния на формирование погоды и климата.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) создавать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы.

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса на основе изучения нового материала; формирование способности к саморазвитию и самообразованию.

Основное содержание: воздушные массы и их свойства, пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей, муссоны, общая

циркуляция атмосферы.

Деятельность обучающихся: анализировать схему «Общая циркуляция атмосферы»; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систематизировать знания о

господствующих ветрах в таблице.

Ценностный компонент урока: формирование основных типов воздушных масс связано с широтными зонами; закономерная повторяемость воздушных масс определяет черты климата территории.

Оборудование: схема «Общая циркуляция атмосферы», компьютерная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
««Общая циркуляция атмосферы»»

7 класс ________Урок 14.

Тема. «Общая циркуляция атмосферы»

Цели урока:

образовательная

• сформировать знания о типах воздушных масс;

• раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;

развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к мнению товарищей, воспитывать культуру общения

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о типах воздушных масс и их свойствах, о роли других господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;

формирование умений использования знаний о воздушных массах в повседневной жизни для объяснения их влияния на формирование погоды и климата.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) создавать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы.

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса на основе изучения нового материала; формирование способности к саморазвитию и самообразованию.

Основное содержание: воздушные массы и их свойства, пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей, муссоны, общая

циркуляция атмосферы.

Деятельность обучающихся: анализировать схему «Общая циркуляция атмосферы»; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систематизировать знания о

господствующих ветрах в таблице.

Ценностный компонент урока: формирование основных типов воздушных масс связано с широтными зонами; закономерная повторяемость воздушных масс определяет черты климата территории.

Оборудование: схема «Общая циркуляция атмосферы», компьютерная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Проверка знаний

Работа слабоуспевающих учащихся по карточкам.

Карточка 1.

1Атмосферное давление это - а) Самая верхняя оболочка Земли, б) Воздушная оболочка Земли; в) Атмосферное давление- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

2. Атмосферное давление измеряют с помощью:

а)Термометра, б) Флюгера, в) Барометра

3. Единицы измерения атмосферного давления:

а) в мм. рт. Столба, б) в сантиметрах, в) в баллах

4.Определите нормальное атмосферное давление:

а) 780мм. рт. ст., б) 700мм. рт. ст., в) 760мм. рт. ст

5. Выбрать причины изменения атм. давления:

а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды. б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха. в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений. г) атмосферное давление изменяется с высотой.



Карточка 2.

1.Установите соответствие:

А.Умеренные широты 1.Высокое давление

Б.Северный полюс 2. Низкое давление

2.В районах, где преобладают нисходящие потоки воздуха, осадков: А) выпадает мало; б)выпадает много; в)не выпадает

3.Определите в каких широтах выпадает мало осадков: а)экваториальных; б)тропических; в)умеренных; г)полярных

4. Основная причина образования поясов атмосферного давления: А. Неодинаковая освещенность на разных широтах; Б.Разное количество осадков на разных широтах; В.неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.


Карточка 3.

Пояса атмосферного давления

Где располагается

Вид вертикальных движений воздуха

Облачность

Осадки

Пониженного давления

Вдоль экватора — 62° с. ш. и ю. ш.

 восходящие

Облачно

Много

Повышенного давления

У 25—35° с. ш. и ю. ш.; у полюсов

 нисходящие

Ясно

Мало


1. По рисунку 28 на с. 43 учебника объясните особенности формирования поясов атмосферного давления.

2. Используя текст учебника и рисунок 28, докажите, что основная причина образования поясов атмосферного давления — неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.

3. Сопоставляя физическую карту мира и карту «Среднегодовое количество осадков», докажите, что самые влажные широты на Земле — экваториальные, а самые сухие — тропические.

4. Используя карту «Среднегодовое количество осадков», определите, где выпадает больше осадков — на Аравийском полуострове или полуострове Индостан. Почему вы так считаете?

5. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?

3. Мотивация. Учитель совместно с учащимися определяет тему и цели урока.

Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)

На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила… (ветра)

Тропосфера, стратосфера, 

Мезосфера, термосфера – это все слои ...

Ответ: Атмосферы


Что мы называем ветра. ( горизонтальное движение воздуха из области повышенного давления в области пониженного давления)

Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)

Определим тему и цели урока.


Тема. «Общая циркуляция атмосферы»


II. Изучение нового материала

Определить по различным источникам, что означает слово «циркуляция». Учащимся предлагается рассмотреть разные значения и определить, что общего.

* Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Циркуляция

(от лат. circulatio)

1) круговое вращение, круговорот чего-либо, например, вещества, вектора и т. д.;

2) замкнутое течение жидкости или газа;

3) циркуляция атмосферы — совокупность воздушных потоков.

Энциклопедический словарь

Циркуляция

(от лат. circulatio - круговращение),..

  1. круговорот, круговращение, напр. циркуляция атмосферы, циркуляция крови...

  2. Движение жидкости или газа по замкнутой траектории, напр. воды и пароводяной смеси по трубам парового котла...

  3. Траектория перемещения центра масс судна во время поворота (одна из характеристик мореходных качеств судна).

С точки зрения географии: циркуляция атмосферы — это система крупномасштабных воздушных течений над земным шаром. Вспомните, что такое ветер? (Перемещение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область пониженного давления.) В тропосфере сюда относятся пассаты, муссоны, воздушные течения, связанные с циклонами и антициклонами, в стратосфере — преимущественно зональные (западные и восточные) переносы воздуха.

Учитель напоминает, что воздух в тропосфере всегда перемещается из области высокого давления в область низкого давления. Циркуляция атмосферы происходит как в виде горизонтальных, так и в виде вертикальных течений. Воздушные течения переносят тепло и влагу из одних широт в другие.

Обучающиеся вспоминают, что такое ветер и воздушные массы, а также какие факторы определяют свойства воздушных масс (географическая широта и характер подстилающей поверхности), и называют зональные типы воздушных масс. По рисунку 30 «Схема распределения основных типов воздушных масс и поясов атмосферного давления в нижних слоях тропосферы» они определяют, какие и где формируются воздушные массы, объясняют их главные свойства: температуру, давление, влажность. А затем, используя текст «Могут ли меняться воздушные массы?», выясняют, почему воздушные массы трансформируются (изменяют свои свойства). Далее школьники, используя текст параграфа, выясняют, какие ветры образуют общую циркуляцию атмосферы. Они знакомятся с пассатами. Учитель предлагает найти на с. 48 учебника, что означает слово «пассат».

Учитель обращает внимание обучающихся на рисунок 31 на с. 47 учебника. Он поясняет, что пассаты — это устойчивые ветры, дующие от тропиков к экватору в течение всего года (из области повышенного давления в область пониженного давления). Анализируя врезку рисунка, подчёркивает, что эти ветры отклоняются от направления своего движения под действием вращения Земли (эффект Кориолиса) в Северном полушарии —вправо, в Южном — влево. В Северном полушарии пассаты имеют преимущественно северо-восточное направление, в Южном — юго-восточное. В океане пассаты порождают пассатные течения, а на суше способствуют образованию и сохранению тропических пустынь.

А какие другие господствующие ветры определяют общую циркуляцию атмосферы? Обучающиеся выясняют это, изучая текст «Как возникают другие господствующие ветры?» на с. 48—49 учебника и обращаясь к рисунку 31 на с. 47 учебника. На основе этого материала они заполняют таблицу.

Господствующие ветры

Направление

Западные ветры умеренных широт

Постоянные ветры, дующие в Северном полушарии с юго-запада, в Южном — с северо-запада

Восточные (стоковые) ветры полярных областей

Постоянные ветры, дующие из полярных областей (высокое давление) в сторону умеренных широт (пониженное давление)


Муссоны

Сезонные ветры, меняющие направление два раза в год. Летний муссон дует с океана на сушу, принося влагу, зимний — с суши на океан

III. Закрепление материала

В завершение урока обучающиеся самостоятельно:

1) создают схему ветров, определяющих общую циркуляцию атмосферы; 2) делают выводы о влиянии господствующих ветров на климат и о значении полученных на уроке знаний для жизни и деятельности людей.3) ВМ и их свойства.

Ветры, образующие общую

циркуляцию атмосферы





пассаты

Западные ветры умеренных широт

муссоны

Восточные

(стоковые) ветры

полярных

областей






Домашнее задание: 1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы 1-4 устно, 5-8 письменно, задание 9 повышенной сложности по желанию.


РЕФЛЕКСИЯ

  • Сигнальные карты. Оцени себя: зеленый -понял все; желтый - остались непонятные отдельные моменты; красный – я не разобрался в теме.

  • Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)

  • Ценностная (насколько значим материал)

  • Эмоциональная (какие чувства возникли)

Коммуникативная (как общались

Карточка 1.

1Атмосферное давление это - а) Самая верхняя оболочка Земли, б) Воздушная оболочка Земли; в) Атмосферное давление- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

2. Атмосферное давление измеряют с помощью:

а)Термометра, б) Флюгера, в) Барометра

3. Единицы измерения атмосферного давления:

а) в мм. рт. Столба, б) в сантиметрах, в) в баллах

4.Определите нормальное атмосферное давление:

а) 780мм. рт. ст., б) 700мм. рт. ст., в) 760мм. рт. ст

5. Выбрать причины изменения атм. давления:

а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды. б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха. в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений. г) атмосферное давление изменяется с высотой.


Карточка 2.

1.Установите соответствие:

А.Умеренные широты 1.Высокое давление

Б.Северный полюс 2. Низкое давление

2.В районах, где преобладают нисходящие потоки воздуха, осадков: А) выпадает мало; б)выпадает много; в)не выпадает

3.Определите в каких широтах выпадает мало осадков: а)экваториальных; б)тропических; в)умеренных; г)полярных

4. Основная причина образования поясов атмосферного давления: А. Неодинаковая освещенность на разных широтах; Б.Разное количество осадков на разных широтах; В.неодинаковое поступление солнечного тепла на разных широтах.



Карточка 3.

Пояса атмосферного давления

Где располагается

Вид вертикальных движений воздуха

Облачность

Осадки

Пониженного давления

Вдоль экватора — 62° с. ш. и ю. ш.

 



Повышенного давления


 нисходящие





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!