Урок на тему «Общая характеристика металлов».
(разработка урока по технологии развития критического мышления.)
9 класс
Учитель химии высшей категории
Кушнерёва Оксана Олеговна
Цели урока:
Выделить общее в строении, физических и химических свойствах металлов.
Развивать логическое мышление, умения находить причинно-следственные связи между строением и свойствами.
Воспитывать коммуникативные способности, умение защищать собственное мнение.
Оборудование для учителя: алюминий порошкообр., йод крист., прибор для реакции алюминия с йодом, натрий, вода, фенолфталеин, прибор для взаимодействия натрия с водой, проектор мультимедиа, слайды.
Оборудование для учащихся: цинк гранулированный, медная проволока, соляная кислота 5%, медный купорос (раствор), сульфат цинка (раствор), пробирки, штатив для пробирок.
Ход урока.
Стадия вызова.
Постановка проблемы урока.
Учитель демонстрирует слайды с различными изделиями из металлов и памятниками, изготовленными из металлических конструкций (Эйфелева башня, «Рабочий и колхозница», клинок, металлическая посуда и т.д.). Учащимся предлагается определить тему урока.
Актуализация имеющихся знаний о металлах.
Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы этой таблицы.
Я знаю | Хочу узнать | Узнал нового |
| | |
Задание 2. Совместная работа учащихся. Отчёты учащихся о результатах работы. Учащиеся друг друга не повторяют, а дополняют. На доске составляется опорный конспект в виде грозди. В центре грозди – тема урока, вокруг – приведённые учащимися факты.
Стадия осмысления новой информации.
Самостоятельная работа с новой информацией.
Учащимся раздаются информационные карты (ими могут служить и материалы учебника) и карточки-инструкции для выполнения лабораторного опыта. Затем учитель демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с йодом и взаимодействие натрия с водой.
Задание классу:
Изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки:
+ - это я знаю;
- - этого я не знал;
! - очень важная информация;
+- - знал, но забыл;
? - противоречит моим представлениям.
Проделайте лабораторный опыт, пользуясь карточкой-инструкцией. Запишите уравнения проделанных реакций.
2.Структурная организация информации в памяти. Работа в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам информационной карты.
3. Совместная работа учащихся и учителя. Учащиеся систематизируют полученные знания, участвуя в блиц-опросе:
- каково положение металлов в периодической системе?
- что общего в электронном строении металлов?
- как это отражается на их химических свойствах?
- какова структура простых веществ – металлов? (вид связи и кристаллической решётки);
- как это отражается на физических свойствах металлов?
- с какими группами веществ могут взаимодействовать металлы?
- в чём отличия во взаимодействии различных металлов с водой?
- какие металлы могут вытеснять водород из растворов кислот?
- по какому правилу металлы вытесняют друг друга из растворов солей?
В ходе обсуждения корректируется опорная схема – гроздь на доске.
Стадия размышления (рефлексия).
Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.
Задание 2. Расскажите, что нового вы узнали на данном уроке.
Задание 3. Составьте синквейн со словом «металлы».
Пример синквейна, написанного учащимися:
Металл,
Серебристый и твердый,
Куётся, плавится, блестит,
Отдаёт свои электроны,
Восстановитель!
Задание на дом.
Составить вопросы для размышления: уточняющие (правильно ли я понял, что…?), интерпретационные (в чём причина…?), оценочные (в чём отличие…?).
Опорный конспект «гроздь».
От 1 до 3-х электронов на внешнем уровне, восстановители
Серебристые, твердые
Ме связь
Ме кр. р
Металлы
Ковкие и пластичные
Образуют сплавы
Проводят ток и тепло
Реагируют с водой, кислотами и солями в зависимости от своей активности
Реагируют с неМе, образуя бинарные соединения
Карточка-инструкция для выполнения лабораторного опыта.
Лабораторный опыт.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Положите в пробирку кусочек цинка и прилейте раствор соляной кислоты. В другую пробирку поместите кусок медной проволоки и тоже прилейте раствор кислоты.
Что наблюдаете?
Посмотрите на положение цинка и меди в электрохимическом ряду напряжений металлов. Какой вывод можно сделать о способности металлов вытеснять водород из растворов кислот?
Поместите в пробирку кусочек цинка и прилейте раствор сульфата меди (II). В другую пробирку поместите медную проволоку и прилейте раствор сульфата цинка.
Что наблюдаете?
Каково положение цинка и меди в ряду напряжений относительно друг друга? В каком порядке металлы могут вытеснять друг друга из растворов солей?
Запишите уравнения происходящих реакций и сформулируйте ваши выводы.