СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика металлов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием педагогической технологии развития критического мышления. Технология позволяет развивать логическое мышление и причинно-следственные связи, при этом учащиеся самостоятельно добывают информацию, используя учебник и дополнительную литературу, что соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов»

Урок на тему «Общая характеристика металлов».

(разработка урока по технологии развития критического мышления.)

9 класс

Учитель химии высшей категории

Кушнерёва Оксана Олеговна


Цели урока:

  1. Выделить общее в строении, физических и химических свойствах металлов.

  2. Развивать логическое мышление, умения находить причинно-следственные связи между строением и свойствами.

  3. Воспитывать коммуникативные способности, умение защищать собственное мнение.

Оборудование для учителя: алюминий порошкообр., йод крист., прибор для реакции алюминия с йодом, натрий, вода, фенолфталеин, прибор для взаимодействия натрия с водой, проектор мультимедиа, слайды.

Оборудование для учащихся: цинк гранулированный, медная проволока, соляная кислота 5%, медный купорос (раствор), сульфат цинка (раствор), пробирки, штатив для пробирок.


Ход урока.

  1. Стадия вызова.

    1. Постановка проблемы урока.

Учитель демонстрирует слайды с различными изделиями из металлов и памятниками, изготовленными из металлических конструкций (Эйфелева башня, «Рабочий и колхозница», клинок, металлическая посуда и т.д.). Учащимся предлагается определить тему урока.

    1. Актуализация имеющихся знаний о металлах.

Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы этой таблицы.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал нового




Задание 2. Совместная работа учащихся. Отчёты учащихся о результатах работы. Учащиеся друг друга не повторяют, а дополняют. На доске составляется опорный конспект в виде грозди. В центре грозди – тема урока, вокруг – приведённые учащимися факты.


  1. Стадия осмысления новой информации.

    1. Самостоятельная работа с новой информацией.

Учащимся раздаются информационные карты (ими могут служить и материалы учебника) и карточки-инструкции для выполнения лабораторного опыта. Затем учитель демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с йодом и взаимодействие натрия с водой.




Задание классу:

Изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки:


+ - это я знаю;

- - этого я не знал;

! - очень важная информация;

+- - знал, но забыл;

? - противоречит моим представлениям.

Проделайте лабораторный опыт, пользуясь карточкой-инструкцией. Запишите уравнения проделанных реакций.

2.Структурная организация информации в памяти. Работа в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам информационной карты.

3. Совместная работа учащихся и учителя. Учащиеся систематизируют полученные знания, участвуя в блиц-опросе:

- каково положение металлов в периодической системе?

- что общего в электронном строении металлов?

- как это отражается на их химических свойствах?

- какова структура простых веществ – металлов? (вид связи и кристаллической решётки);

- как это отражается на физических свойствах металлов?

- с какими группами веществ могут взаимодействовать металлы?

- в чём отличия во взаимодействии различных металлов с водой?

- какие металлы могут вытеснять водород из растворов кислот?

- по какому правилу металлы вытесняют друг друга из растворов солей?


В ходе обсуждения корректируется опорная схема – гроздь на доске.


  1. Стадия размышления (рефлексия).

Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.

Задание 2. Расскажите, что нового вы узнали на данном уроке.

Задание 3. Составьте синквейн со словом «металлы».

Пример синквейна, написанного учащимися:

Металл,

Серебристый и твердый,

Куётся, плавится, блестит,

Отдаёт свои электроны,

Восстановитель!


  1. Задание на дом.

Составить вопросы для размышления: уточняющие (правильно ли я понял, что…?), интерпретационные (в чём причина…?), оценочные (в чём отличие…?).


Опорный конспект «гроздь».



От 1 до 3-х электронов на внешнем уровне, восстановители





Серебристые, твердые

Ме связь

Ме кр. р

Металлы





Ковкие и пластичные


Образуют сплавы

Проводят ток и тепло





Реагируют с водой, кислотами и солями в зависимости от своей активности

Реагируют с неМе, образуя бинарные соединения










Карточка-инструкция для выполнения лабораторного опыта.

Лабораторный опыт.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

  1. Положите в пробирку кусочек цинка и прилейте раствор соляной кислоты. В другую пробирку поместите кусок медной проволоки и тоже прилейте раствор кислоты.

Что наблюдаете?

Посмотрите на положение цинка и меди в электрохимическом ряду напряжений металлов. Какой вывод можно сделать о способности металлов вытеснять водород из растворов кислот?

  1. Поместите в пробирку кусочек цинка и прилейте раствор сульфата меди (II). В другую пробирку поместите медную проволоку и прилейте раствор сульфата цинка.

Что наблюдаете?

Каково положение цинка и меди в ряду напряжений относительно друг друга? В каком порядке металлы могут вытеснять друг друга из растворов солей?

  1. Запишите уравнения происходящих реакций и сформулируйте ваши выводы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!