СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общая характеристика класса Птицы».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика класса Птицы».»

БИОЛОГИЯ, 7 класс


Тема: «Общая характеристика класса Птицы».

Учитель: Чеглакова Л.В.

УМК: автор В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Методы: частично-поисковый, исследовательский, словесный

Цели:

  • Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: презентация, таблицы.


Ход урока:

I. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Какое у вас сегодня настроение?



(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)


II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса, но прежде чем написать на доске и в тетради нашу тему, давайте попробуем отгадать следующие загадки:

  1. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото (Аист).

  1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина…… (орла).

  1. Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор (Дятел).


Учащиеся озвучивают тему урока: «Общая характеристика класса Птицы».

Учитель. Я прошу вас сформулировать цель урока.


Учащиеся формулируют цели урока


Учитель. Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Давайте с вами рассмотрим, какие легенды существуют про птиц.


Ученики заранее готовят карточки с легендами.

  • Снегирь

Согласно христианской легенде снегири прилетели на Голгофу, где был распят Христос. Они пытались достать вонзившиеся колючки из тернового венка на голове Иисуса. Кровь Христа капала на них, и окрасила их перышки в алый цвет навсегда. Снегирь считается охраняемой птицей. Легенда утверждает, что его даже кошки не едят.

  • Аист

Аист — особо почитаемая птица, наделяемая человеческими свойствами, охранитель и очиститель земли от гадов и прочей нечисти. Легенда связывает происхождение аиста  с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в  мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов и очищал от них землю. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другой, легенде Аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом.

  • Сова

В Японии считалось, что наличие в доме статуэток, изображающих сову, отвращает эпидемии и голод.

  • Воробей

Воробей всегда служил символом проворства и ловкости. В народном представлении с ним связывается мотив воровства — все-то он норовит зернышко из-под самого носа утащить. Легенды рассказывают, что воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, а потом приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал "терпи, терпи!" или "жив, жив", призывая продолжать мучить распятого Христа. В наказание воробей стал серым и маленьким. Лапки у него как будто связаны невидимыми веревочками, потому воробей не ходит, а скачет.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотр видеоролика « Полет птиц».



Учитель. Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. И хотя человек стоит на вершине эволюционной лестницы, но даже он не способен к этому чуду. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Полет - это и есть как раз самая характерная черта этого класса животных.

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!

Парить, наслаждаться ощущением свободы и простора могут только они: «РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»

Перо является одной из черт присущих птицам, благодаря которой их еще называют пернатыми.

Вы каждый день встречаете птиц. А задумывались ли вы над тем, почему они имеют возможность летать? Где взялись эти животные на земле и почему распространены по всей планете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы изучая данную тему.

В чем выражается приспособленность птиц к полету?


Ответы учащихся


Учитель. Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений.

III. Этап изучения нового материала

На доске заранее рисуем таблицу, которую нужно будет заполнить в течение урока:


Признак

Особенности

Форма тела

Обтекаемая

Покров

Сухая кожа, покрытая роговыми перьями

Виды перьев

Контурное – создает форму тела и помогает при полете.

Пуховое перо и пух – сохраняют тепло.

Скелет

Легкий и прочный за счет срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них.

Летательные мышцы крепятся к килю.

Мышцы

Большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья).

Пищеварительная система

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела)

Клюв-глотка-пищевод (с зобом)- желудок (мускульный и железистый отделы) – кишечник - клоака

Дыхательная система

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), два круга кровообращения.

Нервная система

Хорошо развит мозжечок. Развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты).

Размножение

Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо, содержащее запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой.

Развитие

Образование пар – гнездование – откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) – насиживание яиц – забота о потомстве.


Сообщения учащихся с использованием соответствующих таблиц.


1. Скелет туловища малоподвижен и образует жесткую конструкцию; ряд позвонков срастается, образуя с тазовыми костями жесткий сложный крестец. Хвостовые позвонки также срастаются в одну кость для поддержания рулевых перьев. Грудинная кость большая, и на ней появляется большой гребень - киль - для закрепления крыловых мышц.

Ребра с крючковидными отростками образуют прочную, но легкую конструкцию: крупные кости у летающих птиц полые. К ребрам прирастают легкие, поэтому движение ребер при полете автоматически приводит к вентиляции легких. Череп максимально облегчен: современные птицы не имеют зубов, они заменены роговым клювом. Передняя конечность по внешнему виду мало похожа на обычную конечность позвоночных. В образовании летательной поверхности принимает участие и кожа. На крыле есть крылышко, которое образовано несколькими (чаще четырьмя) очень мелкими маховыми перышками, сидящими на 1-м пальце, который способен приподниматься, отделяя крылышко от остальной поверхности крыла. При крутых подъемах угол атаки крыла увеличивается, под крылом образуются неблагоприятные для полета завихрения воздуха. Птица оттопыривает крылышко, пропуская через образующуюся щель поток воздуха, и это позволяет ей увеличивать угол атаки крыла без уменьшения его подъемной силы.

Задние конечности ходильные, с короткой и мощной бедренной костью. Малая берцовая кость срастается с большой, к которой прирастает верхний ряд костей предплюсны.

Нижний ряд элементов предплюсны образует одну кость - цевку (она имелась у двуногих динозавров). На ногах птиц от четырех до двух пальцев.

Долгое время развитие птиц сдерживалось летающими ящерами, но, в конце концов птицы победили и после вымирания архозавров заселили всю Землю, дали множество форм и сейчас находятся в состоянии расцвета. Сейчас на Земле живет около 8600 видов птиц, представленных не менее чем 100 млрд. особей. Расцвет этот объясняется прогрессивными признаками птиц, из которых немаловажен покров из перьев.

2. Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.

3. Мощная мускулатура птиц позволяет им летать со скоростью до 160 км/час (у черного стрижа), а в среднем - 50-90 км/час.

4. Пищеварительная система.

Так как птицы беззубы, пища поступает через длинный пищевод в зоб, где подвергается предварительному химическому воздействию. Из зоба она поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого - пупка. Мускулистый желудок заменяет птицам зубы: пропитанная пищеварительным соком пища размельчается благодаря сокращениям мускульных стенок. Этому процессу помогают проглоченные птицей камешки, выполняющие роль жерновов. От желудка отходит 12-перстная кишка, обвивающаяся вокруг поджелудочной железы. Печень у птиц большая, пищеварение идет быстро. Далее идет тонкий кишечник, который переходит в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. У многих птиц есть слепая кишка, увеличивающая всасывающую поверхность системы.

5. Дыхательная система.

Обмен веществ у птиц очень интенсивен, температура тела доходит до 42°С. Чтобы обеспечить интенсивный обмен веществ, нужно много кислорода. Поэтому у птиц имеются не только легкие, которые вентилируются тем интенсивнее, чем чаще взмахи крыльев, но и воздушные мешки, во много раз превышающие легкие по объему. Их несколько пар: носоглоточные, шейные, переднегрудные, заднегрудные и брюшные, плюс непарный межключичный мешок. Когда птица поднимает крылья, мешки расширяются и заполняются воздухом из легких. При опускании крыльев мешки сжимаются, и воздух, выходя из них, продувает легкие на выходе второй раз. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат.

6. Кровеносная система. В сердце птиц два предсердия и два желудочка. Желудочек птицы разделен сплошной перегородкой, что обеспечивает поступление из левого желудочка в артериальный ствол только чистой артериальной крови, которая разносится артериями по всему телу птицы.

7. Органы выделения - почки - имеют плоскую форму и темно-красный цвет и находятся по бокам позвоночника, непосредственно прилегая к костям таза и занимая в них особые углубления. От почек идут два мочеточника, которые впадают в клоаку, не образуя мочевого пузыря. Большая часть воды из мочи всасывается стенками клоаки, поэтому моча густая, кашицеобразная. Основной продукт азотного обмена - мочевая кислота. Соли выводятся носовыми железами, особенно сильно развитыми у птиц, связанных с морем.

8. Органы размножения. У самца вблизи почек располагаются парные бобовидные семенники, впадающие в клоаку. У самок развивается только левый яичник, что позволяет снизить массу тела птицы. Оплодотворенные яйца опускаются по яйцеводу, по пути покрываясь слоем белка, скорлуповыми оболочками и известковой скорлупой (демонстрация модели «Строение яйца птицы»). Яйцеживорождение у птиц отсутствует из-за экономии массы тела. Как только яйцо сформируется, птица его немедленно откладывает, не обременяя себя лишним грузом. Ни одна птица не откладывает за один раз несколько яиц.

Из яиц, отложенных птенцовыми (или гнездовыми) птицами (например, голубями), выклевывается голый, совершенно беспомощный птенец. У выводковых птиц (кур, уток) птенец хорошо опушен и с первого часа после выклева способен бегать и клевать пищу.

9. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно хорошо развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария переднего мозга больше, чем у рептилий, сильно развиты зрительные доли мозга. Глаза птиц способы к аккомодации (наводке на резкость) двумя способами: изменением формы хрусталика и изменением расстояния между ним и сетчаткой. Птицы хорошо различают цвета. Вообще зрение у птиц развито лучше, чем слух.

Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Птицы способны к сложным формам деятельности. У них часты случаи брачных турниров (токование), они легко обучаются новому. Сезонные перелеты, устройство сложных гнезд - все это свидетельства хорошо развитой высшей нервной деятельности. В поведении птиц важную роль играет импринтинг (запечатление): вышедший из яйца птенец начинает считать матерью любого, кто его вскармливает, поэтому он следует за ним.

Типы развития птиц

  1. Выводковый

Птенцы зрячие, опушенные, через некоторое время следуют за взрослыми, питаются самостоятельно.

  1. Гнездовой

Птенцы слепые, голые, долго остаются в гнезде, выкармливаются родителями.


IV. Закрепление.

Составление синквейна «Птицы».


V. Домашнее задание.

Изучить § 27, ответить на вопросы к параграфу.


VI. Этап подведения итогов.


VII. Рефлексия.

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!