Тема: Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы.
Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение птицы»
Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания
Создать условия для раскрытия особенностей строения и жизнедеятельности птиц, как высокоорганизованных групп животных.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление об особенностях строения птиц как одной из высокоорганизованных групп животных биосферы;
-обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к полету;
- совершенствовать навыки работы с текстом, инструкционной картой, навыки составления схем;
Развивающие:
- развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;
- развивать навыки работы с электронными средствами обучения, биологическими объектами, оборудованием;
Воспитательные:
- воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле;
- воспитывать интерес к знаниям и любознательность;
- формировать информационную и коммуникативную культуру.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы групповая и фронтальная форма работы учащихся.
Оборудование: перья птиц, скелет голубя, лупы, листы ЛР, инструкция к самостоятельной работе, маркеры, опорная схема "рыбья кость"
- Перед вами классы животных и изображения некоторых представителей этих классов. Задание: установите соответствие между иллюстрацией животного и классом, к которому они относятся.
Классы: костные и хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Представители: акула, осетр, лягушка, тритон, змея, черепаха, голубь, ящерица.
- А к какому классу вы отнесете последнюю иллюстрацию? (Класс птиц)
- По каким признакам ты определил, что это животное не относится к классу рыб, земноводных или пресмыкающихся?
- Какова же тогда тема нашего урока?
Просмотр видео "Полет птицы"
- Что вы наблюдаете?
Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается около 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать.
(монолог Катерины из "Грозы" А.Н. Островского)
Что же позволило птицам в процессе эволюции освоить такой способ передвижения как полет? Над этим вопросом мы и будем работать в течение нашего урока.
- А что нам для этого нужно узнать? (строение тела, особенности жизнедеятельности)
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом.
Демонстрируются таблицы, слайды с изображением птиц, скелет голубя.
В чем выражается приспособленность птиц к полету? Ответы учащихся записываются кратко на доске.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас веселым пением, разнообразным оперением. Без птиц мир был бы скучен и однообразен.
Раздел науки зоологии, изучающий птиц, называется орнитология. А так как мы сегодня будем изучать птиц, то побудем немного в роли орнитологов.
Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений. Рассмотрим их в процессе выполнения лабораторной работы.
Выдаю опорные конспекты.
Самостоятельное изучение материала сопровождается составлением опорного конспекта (прием «Рыбья кость»). В группе учащиеся выполняют каждый свое задание - изучают отдельный вопрос. (Приложение 1).
Задание:
1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
2. Между участниками группы распределите материал текста и изучите его.
3. Рассмотрите выданный вам комплект перьев, найдите контурные маховые, контурные покровные и пуховые перья. Изучите их строение.
4. Обсудите полученные знания, заполните опорную схему «Фишбон».
Физминутка Вопрос-ответ. Если ответ положительный, то учащиеся встают и хлопают в ладоши, если отрицательный садятся на место.
1. Птицы относятся к типу хордовых. (да)
2. Представители класса птиц в основном имеют тяжелый массивный скелет.(нет)
3. Верхние конечности птиц преобразованы в крылья. (да)
4. Цевка выполняет амортизирующую функцию при приземлении птиц.(да)
5. Клюв птиц снабжен острыми зубами. (нет)
Каждая группа по цепочке на доске пишет особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом.
Сказать комплимент к уроку.
Оценки за урок.