МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЛЕСКОЛОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
__________________________________________________________________
«ПРИНЯТО» На Педагогическом Совете протокол № 1 от « 30 » августа 2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказом директора МОУ «СОШ «ЛЦО» № 121 от «30» августа 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Общая физическая подготовка»
Автор (составитель): Серебренников Борис Владимирович, педагог дополнительного образования
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Возраст детей, осваивающих программу: 14-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Лесколово
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………….. стр.3
2. Учебно-тематический план…………………… стр.9
3. Содержание программы………………………. стр.10
4. Материально-техническое обеспечение…….... стр.12
5. Список используемой литературы…………… стр.13
6. Календарный учебный график………………... стр.14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка» разработана на основе:
следующих федеральных документов
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 14.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства спорта РФ от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 года (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. (Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. №1101-р).
Приказ Министерства образования науки России №1065 от 13.09.2013г. «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений».
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года №МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
Дополнительная общеразвивающая программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.
Актуальность данной программы заключается в том, что приоритетной задачей Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной основой оздоровления нации.
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
• несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
• перегрузка учебных программ;
• ухудшение экологической обстановки;
• недостаточное или несбалансированное питание;
• стрессовые воздействия;
• распространение нездоровых привычек.
В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для ребенка, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического уровня.
Новизна программы заключается в том, что составлена она в поддержку основной рабочей программы по физической культуре для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Так же новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее образовательной направленности.
Цель группы ОФП – создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи:
содействовать гармоничному физическому развитию, воспитывать ценностные ориентации на здоровый образ жизни;
целенаправленно развивать физические качества, совершенствовать двигательные навыки, изученные на уроках физической культуры;
развивать координационные (ориентирование в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, точность воспроизведения) и кондиционные (скоростно-силовые, скоростные, выносливость, силу и гибкость) способности;
углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, соблюдать правила техники безопасности во время занятий;
воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
Отличительные особенности программы
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы согласованы между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам.
Планируя материал прохождения программы, учитываются климато-географические особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и волнообразно.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Возраст детей, на которых рассчитана программа по ОФП 14-17 лет.
Режим работы в неделю составляет 2 часа, наполняемость 15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий
- теоретические, практические, комбинированные.
Практическую часть: ОФП и игры;
- занятия оздоровительной направленности;
- праздники;
- соревнования;
- эстафеты;
- домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- информационно-познавательные (беседы, показ);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы секции являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Мета-предметными результатами
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами
— представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 1 | 1 | Теоретические знания учащиеся получают на занятиях в течение 5-10 минут вводной части |
2 | Гигиена спортсмена и закаливание. | 2 | 2 |
3 | Общая физическая подготовка. | 17 | 1 | 16 упражнения проводятся в первой части занятия в течении 15-20 минут |
4 | Легкая атлетика | 14 | | 14 |
5 | Футбол | 20 | | 20 |
6 | Волейбол | 10 | | 10 |
7 | Гимнастика | 8 | | 8 |
8 | ИТОГО | 72 | 4 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Теоретическая подготовка:
значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
правила игры, организация и проведение соревнований;
оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
гимнастические и акробатические упражнения:
упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости,
упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
подвижные спортивные игры:
сдача нормативов по физической подготовке.
Специальная физическая подготовка:
развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
Техническая подготовка:
обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Тактическая подготовка:
формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
обучение командным тактическим действиям
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Место проведения:
Спортивная площадка в летний период; Спортивный зал.
Инвентарь:
Волейбольные мячи; Баскетбольные мячи; Кегли или городки; Скакалки; Теннисные мячи; Малые мячи; Гимнастическая стенка; Гимнастические скамейки; Сетка волейбольная; Щиты с корзинами; Секундомер; Маты; Ракетки; Обручи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
При составлении рабочей программы использованы следующие нормативные документы и литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30. 08.2002г. Ха1507-р;
2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31. 10. 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры.
3. Детские подвижные игры. / Сост. В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.
4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994
5. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
7. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2011 год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
детского объединения «Общая физическая подготовка».
Педагог дополнительного образования: Серебренников Борис Владимирович
Время занятий: среда 18.00-19.30
Место проведения: МОУ СОШ «Лесколовский ЦО»
Продолжительность учебного года: 36 недель.
№ п/п | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Всего часов | В том числе: | Форма контроля и аттестации учащихся |
Теория | Практика |
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Введение в курс «Общая физическая подготовка» Бег на короткие дистанции. Игра «Футбол» | 2 | | | |
Легкая атлетика |
2 | | | Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. Игра «Футбол» | 2 | | | |
3 | | | Ускорения; бег по повороту; финиш. Игра «Футбол» | 2 | | | |
4 | | | Бег на время на дистанции 30. 60м. Игра «Футбол» | 2 | | | |
5 | | | Соревнования на звание лучшего бегуна | 2 | | | |
6 | | | Метание мяча на дальность с разбега. Игра «Футбол» | 2 | | | |
7 | | | Бег по пересеченной местности. Игра «Футбол» | 2 | | | |
8 | | | Бег по пересеченной местности. Игра «Футбол» | 2 | | | |
Гимнастика |
9 | | | Акробатические упражнения | 2 | | | |
10 | | | Комбинация акробатических упражнений | 2 | | | |
11 | | | Упражнения в висах и упорах на брусьях, перекладине | 2 | | | |
12 | | | Комбинация упражнений на брусьях и перекладине. Развитие силовых способностей | 2 | | | |
13 | | | Опорный прыжок. Преодоление гимнастической полосы препятствий | 2 | | | |
14 | | | Комбинация упражнений на брусьях и перекладине, опорный прыжок | 2 | | | |
15 | | | Соревнование с элементами гимнастики | 2 | | | |
Волейбол |
16 | | | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Освоение основных приемов игры, передачи мяча | 2 | | | |
17 | | | Освоение основных приемов игры, передачи мяча | 2 | | | |
18 | | | Освоение основных приемов игры, подача мяча | 2 | | | |
19 | | | Технические приемы (блокирование мяча). Развитие физических качеств | 2 | | | |
20 | | | Технические приемы (нападающий удар, блокирование мяча) | 2 | | | |
21 | | | Совершенствование технических приемов игры | 2 | | | |
22 | | | Учебно-тренировочная игра, развитие физических качеств | 2 | | | |
Футбол |
23 | | | Удары по неподвижному и катящемуся мячу | 2 | | | |
24 | | | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника | 2 | | | |
25 | | | Тактика свободного нападения. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. | 2 | | | |
26 | | | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, учебно-тренировочная игра | 2 | | | |
27 | | | Игра по правилам | 2 | | | |
28 | | | Соревнование по мини-футболу | 2 | | | |
Легкая атлетика |
29 | | | Бег на короткие дистанции. Игра Волейбол» | | | | |
30 | | | Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. Игра «Футбол» | | | | |
31 | | | Ускорения; бег по повороту; финиш. Игра «Волейбол» | | | | |
32 | | | Развитие физических качеств. Игра «Футбол» | | | | |
33 | | | Соревнование на звание лучшего прыгуна, метателя, бегуна | | | | |
34 | | | Бег по пересеченной местности. Игра «Волейбол» | | | | |
35 | | | Бег по пересеченной местности. Игра «Футбол» | | | | |
36 | | | Развитие физических качеств. Эстафеты | | | | |
ПДО ______________/_______________
(ФИО) (подпись)