СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа кружка "Цветоводство".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет компенсировать недостаток практических занятий в общеобразовательных предметах данного направления, а также получить новые знания, умения и навыки в применении методик в области цветоводства.Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов сельской школы. 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка "Цветоводство".»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружка «ЦВЕТОВОДСТВО»





Педагог дополнительного

образования СЮН:

Котова Валентина

Геннадьевна




Пояснительная записка


Как музыка древних сказаний,

Волнует меня до сих пор

Причудливость редких названий

Российских цветов и озер.

Людмила Татьяничева

«Хороши весной в саду цветочки» - к этим словам популярной песни хочется добавить: и летом, и осенью - всегда цветы хороши и необходимы людям. С давних пор цветы восхищают людей своей изящной красотой и волнуют тонкими ароматами.

Цветы радуют взор красотой лепестков, формой соцветий, разнообразием ароматов, волнуют и сердце, и душу. Цветы повышают настроение, а значит, сберегают здоровье.

Общественно-сильное, эмоциональное и эстетическое воздействие имеют умело подобранные и размещенные в помещении растения. Они так же играют важную санитарно-гигиеническую роль – растения очищают воздух от углекислоты, поскольку в помещениях углекислоты сконцентрировано более чем в 20 раз больше, чем под открытым небом.

Есть и «вредные» растения, которых впрочем, немного. С ними следует обращаться с большой осторожностью и не выращивать в комнатах, садах и огородах, где есть дети. Например: сок олеандра ядовит, млечный сок молочая, попадая в рот, вызывает тошноту.

Тем не менее, стремление к озеленению интерьеров с каждым годом усиливается. В наш век технического прогресса, растущих ввысь городов - для многих людей комнатные цветочно-декоративные растения становятся единственной связью с природой. Но чтобы цветы росли и цвели в домах, в садах, парках, около жилищ, на пришкольных участках, необходимо знать особенности разных цветковых растений. С некоторыми из особенностей учащиеся познакомятся на занятиях объединения «Магия природы».


Направленность образовательной программы – эколого – биологическая.


ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.


Задачи
Познавательные: 


•Расширить знания учащихся по биологии и экологии; 
• Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.; 
• Выработать у учащихся определенные навыки по выращиванию цветочно-декоративных растений, оформлению клумб, подбору комнатных растений.

• Рассмотреть влияние некоторых факторов на растения; 
• Развить умение проектирования своей деятельности; 
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки; 
• Научить оформлять результаты своей работы. 


Развивающие: 

• Способствовать развитию логического мышления, внимания; 
• Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем; 
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; 
• Продолжить развивать творческие способности. 


Воспитательные: 

• Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе; 
• Совершенствовать навыки коллективной работы; 
• Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности; 
• Усиление контактов школьников с природой. 


Режим занятий: занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. 

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. 

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. 


Данная программа позволяет компенсировать недостаток практических занятий в общеобразовательных предметах данного направления, а также получить новые знания, умения и навыки в применении методик в области цветоводства.

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов сельской школы. Достижение конечного результата предполагается через:

    • практические работы (расчет удобрений, выращивание рассады цветочных растений, уход за комнатными растениями и др.);

    • творческую деятельность в области цветоводства (выставки, творческие работы, проекты и т.д.).

Проведение занятий предполагается в кабинете биологии.

Данная программа рассчитана на 3 года.

График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического и практического обучения.


Ожидаемый результат по итогам 1 года обучения учащихся:


ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Взаимосвязи человека с окружающей средой

  • Виды удобрений и их значение в жизни растений

  • Правила выращивания цветочных растений

  • Способы размножения комнатных растений

  • Правила ухода за комнатными растениями

  • Вредителей и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними

  • Правила безопасности труда


ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Пользоваться простыми орудиями труда

  • Рассчитывать норму внесения удобрения

  • Определять комнатные растения по атласу

  • Размножать комнатные растения

  • Ухаживать за комнатными растениями

  • Проводить мероприятия по защите комнатных растений от вредителей и болезней

  • Вести наблюдение и обобщать результаты наблюдений

  • Применять знания на практике

  • Работать с литературой




Формы диагностики:

Для оценки результативности обучения применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностические, анкетирование, устный опрос, собеседование.

Текущий контроль: оценка качества усвоения материала.

Формы оценки: тесты, творческие задания, анкетирование, собеседование, игровые формы. В практической деятельности результаты оцениваются и качественным уходом за растениями.

Итоговый контроль: выставка творческих работ, викторина.



































Учебно - тематическое планирование

1год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие: Роль цветочных растений

2

2


2

Цветочные растения, их история и особенности

4

4


3

Классификация цветочно-декоративных растений

3

2

1

4

Микроклиматические условия

5

2

3

5

Строение цветочно-декоративных растений

10

6

4

6

Размножение цветочно-декоративных растений

5

2

3

7

Комнатное цветоводство

30

16

14

8

Декоративное цветоводство

10

6

4

9

Заключительное занятие

2

2


10

Работа на пришкольном участке.

1


1

Итого

72

42

30


СОДЕРЖАНИЕ образовательной программы


  1. Организационное занятие2час;

Роль цветочных растений. Инструктаж по ТБ и ППБ.

  1. Цветочные растения, их история и особенности –2часа.

Краткая история цветоводства. Важнейшие особенности цветочных растений.

  1. Классификация цветочно-декоративных растений – 3часа. Классификация растений по происхождению, по форме самого растения и его частей, систематика растений по видам. Выставка-конкурс на лучший букет или композицию.

  2. Микроклиматические условия – 5 часа.

Роль света в жизни растений. Зависимость развития растения от длины светового дня. Колебание температуры в зависимости от формы развития растения. Влияние температурного режима на декоративность растений. Вода – составная часть любого растения. Влияние воды на развитие растений.


Практические работы (3):

- влияние света на рост и развитие растений

- влияние полива на рост и развитие растений.

- экскурсия « Осенние явления в жизни растений»


  1. Строение декоративных растений –10часов.

Особенности строения декоративных растений. Корень. Лист. Побег. Цветок. Плоды и семена.

Практические работы(4).

-строение цветкового растения;

-строение корневой системы;

-клеточное строение листа.

-строение цветка;


  1. Размножение цветочно-декоративных растений –5часов

Способы размножения. Семенное размножение. Особенности семенного размножения комнатных растений. Вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения. Стеблевое и листовое черенкование. Деление куста. Корневые отростки. Отводки. Луковицы.

Практические работы(3).

Размножение растений семенами.

Размножение растений стеблевыми и листовыми черенками.

Размножение кактусов.


7 .Комнатное цветоводство –30час.

7.1 Десять правил выращивания растений в доме –1час.

7.2 Факторы окружающей среды –3часа.

Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения.

Практические работы (2).

- влияние воды на рост и развитие комнатных растений;

- влияние температуры на рост и развитие растений.


7.3 Горшки для выращивания комнатных растений –1час.

Основные горшки (глиняные и пластиковые). Емкости из других материалов. Разнообразие и формы емкостей для выращивания.

7.4 Субстрат. –1час.

Виды субстратов и их характеристики.


7.5 Удобрения –5 часов.

Виды удобрений – органические, минеральные, естественные, искусственные. Комплексные удобрения. Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка.

Практические работы (3).

- распознавание удобрений по внешнему виду;

- жидкая корневая подкормка (многократная);

- внекорневая подкормка.


7.6 Вредители и болезни комнатных растений –3часа.

Насекомые – переносчики вредителей. Методы и нормы предосторожности. Наиболее распространенные вредители. Защита растений от грибов. Загнивание корней и корневой шейки. Инфекционные болезни.

Практические работы(2).

- изучение признаков болезней комнатных растений;

- осмотр комнатных растений (1 раз в 2 мес.);


    1. Гидропоника. –4 часов.

Основы гидропоники. Субстрат для укрепления корней. Выбор растений. Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений.

Практические работы (2).

- выращивание растений гидропонным способом;

- уход за растениями.


7.8 Многообразие комнатных растений –5 часов.

Тропические и субтропические культуры. Красивоцветущие комнатные культуры. Декоративнолистные растения. Оформление жилых помещений.

Практические работы (3).

- определение названий комнатных растений в кабинете биологии, в школе по атласу;

- оформление этикеток.

7.9 «Зеленая аптека на подоконнике» –7 часов. Учебно-исследовательская работа.

Знакомство с правилами оформления работы, подбором литературы, работа с литературой. Выступление.

Оформление результатов исследовательской работы и списка литературы. Оформление тезисов и наглядности к учебно-исследовательской работе «Зеленая аптека на подоконнике».

Практическая работа (2).

работа с литературой по основным разделам:

- значение растений в жизни человека;

- виды лекарственных комнатных растений;



  1. Декоративное цветоводство –10часов.


8.1 Цветоводство в открытом грунте –6 часов.

Наиболее популярные однолетники, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте. Особенности выращивания цветочных растений в открытом грунте. Многолетники, зимующие в помещениях. Декоративные кустарники и лианы. Планировки и разбивка цветников.

Практические работы (4ч)

- изучение видового состава однолетников и многолетников;

- посев семян цветов в рассадники;

- составление проектов клумб;

-подготовка почвы и высадка рассады на цветник.

8.2 Цветоводство в защищенном грунте - 2 часа.

Виды защищенного грунта для выращивания цветов. Ускорение срока цветения. Выгонка. Цветоводство в оранжерее.


8.3 Озеленение балконов, террас и внутренних дворников –2часа.

Кадочные растения. Родина кадочных растений. Посадка и пересадка. Горшки для растений. Подбор места для расположения растений, правильный уход. Зимнее содержание растений. Образка.


9. Заключительное занятие – 2 часа.

10. Работа в летний период – 12 часов.

























ЛИТЕРАТУРА


  1. Л. Домненкова «Комнатные растения» - Мн: Хорвест, 1997г.

  2. М.Э. Витвицкая – «Современный дизайн участка». М: ООО ЧКТЦ «Лада», ИД «РИПОЛ классик», 2006г.

  3. Н. Бабина, Д. Бабин – «600 практических советов», «Цветы дома и на участке» - М: Континент-Пресс, 1999г.

  4. Д.Б. Кудрявец, Н.А. Петренко «Как вырастить цветы»: книга дл учащихся – М: Просвещение, 1993г.

  5. Е. Жадько»Комнатное цветоводство для лентяек»/серия «Жизнь удалась» - Ростов на Дону, 2005г.

  6. А.Ю. Лимаренко, Т.В. Палеева «Атлас декоративных растений» - СПГ Сова, М: ИД Эксмо, 2004г.

  7. «Комнатные растения мини-энциклопедия – М: Астрель, 2006г.




































Тематическое планирование.


Тема


Возможные формы проведения занятий

часы

Теорет. Занятия


часы

Практ. Занятия

1,2

Роль цветочных растений.

Знакомство с планом работы, обсуждение. Викторина.

2


3,4

Краткая история цветоводства.

Экскурсия на природу.

2


5,6

Важнейшие особенности цветочных растений.



2


7,8

Классификация растений по происхождению, по форме самого растения и его частей, систематика растений по видам.

Презентация, беседа

2


9

Выставка-конкурс на лучший букет или композицию.


Выставка-конкурс

1


10

Роль света в жизни растений. 4тема

Презентация, ребус

1


11

Вода – составная часть любого растения.

Викторина


1

12

Практическая работа « Влияние света на рост и развитие растений».



1


13

Практическая работа

«Влияние полива на рост и развитие растений».





1

14

Экскурсия « Осенние явления в жизни растений».




15

Особенности строения декоративных растений.

Тема 5


Создание презентации

1


16

П.р.Строение цветкового растения;




1

17

Корень.



1


18

Пр. раб.

Строение корневой системы.



1

19

Лист.


Сообщения

1


20

Пр.раб. Клеточное строение листа.



1

21,

22

Побег.


2


23

Цветок. Плоды и семена.

конкурс рисунков.

1


24

Пр. раб « Строение цветка».



1

25

Способы размножения. Семенное размножение.


1


26

Пр. раб. Размножение растений семенами.



1

27

Способы вегетативного размножения.


1



28

Пр.р. Размножение растений стеблевыми и листовыми черенками.

Видеоэкскурсия, слайды, сообщения, стендовые доклады.


1

29

Пр.р.Размножение кактусов.


Круглый стол.


1

30

Десять правил выращивания растений в доме

Создание презентация 

1


31

Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения.





1


32

Пр.р. Влияние воды на рост и развитие комнатных растений;

Сообщения, конкурс рисунков.


1

33

Пр.р. Влияние температуры на рост и развитие растений.




1

34

Горшки для выращивания комнатных растений.



1


35

Субстрат


1


36

Виды удобрений.


1


37

Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка.




1



38

Пр.раб. Распознавание удобрений по внешнему виду;





1

39

Пр.раб. жидкая корневая подкормка (многократная);




1

40

Пр.р.Внекорневая подкормка.




1

41

Насекомые – переносчики вредителей.

Презентация, коллекция насекомых вредителей

1


42

Пр.р. Изучение признаков болезней комнатных растений;




1

43

Пр. р. Осмотр комнатных растений (1 раз в 2 мес.);



1

44

Основы гидропоники.


1


45

Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений.


1


46

Пр.р.выращивание растений гидропонным способом;




1

47

Пр.р. уход за растениями.





1

48

Тропические и субтропические культуры.

Презентация, игра «Поле чудес»

1


49

Пр.р.Определение названий комнатных растений в кабинете биологии, в школе по атласу;




1

50

51

Красивоцветущие комнатные культуры.

Презентация, игра «Угадай цветок»

2


52

53

Пр.р. Оформление этикеток.




2

54

Исследовательская работа «Зеленая аптека на подоконнике»


1


55

Знакомство с правилами оформления работы, подбором литературы.


1


56

Пр.р. Работа с литературой:

Изучение видов лекарственных комнатных растений.



1


57

58

Оформление результатов исследовательской работы и списка литературы.


2


59

Пр.р. Значение лекарственных растений в жизни человека;



1

60

Оформление тезисов и наглядности к учебно-исследовательской работе «Зеленая аптека на подоконнике».



1



61

62

Наиболее популярные однолетники, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте.



2


63

64

Экскурсия на пришкольный участок - Изучение видового состава однолетников и многолетников;





2

65

Многолетники, зимующие в помещениях.


1


66

Прак. раб. Посев семян цветов в рассадники;




1

67

Планировки и разбивка цветников.

презентация

1


68

Прак. раб. составление проектов клумб;


Составление эскизов


1

69


Виды защищенного грунта для выращивания цветов.


1


70

Озеленение балконов, террас и внутренних дворников.

презентация

1


71

Экскурсия «Многообразие растительного мира».



1



72

Заключительное занятие.


2





Тематическое планирование в летний период.


тема

часы

1,2

Работа на пришкольном участке.

2

3,4

Самостоятельная работа « Исследование процесса цветения травянистых растений».

2

5,6

Работа на пришкольном участке.

2

7,8

Экскурсия и сбор листьев, побегов, цветов.

2

9,10

Работа на пришкольном участке.

2

11,12

Экскурсия и сбор цветов, плодов, шишек.

2

итого


12



Задание на лето.


1.Многообразие растительного мира. Изучите видовой состав растений, которые вас окружают. Какие у них цветки и плоды?


2. Разнообразие трав. Какие травы растут возле вашего дома, - однолетние или многолетние? Как они размножаются?


3. Флористические миниатюры. Попробуйте изготовить красивые флористические миниатюры- поделки. Соберите и засушите красивые листья, побеги, цветки, соцветия ,плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки.


4. Наглядные пособия. Изготовьте наглядные пособия по темам: «Многообразие листьев, «Жилкование листьев”,» Простые и сложные листья», « Соцветия растений», « Семена».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!