Образовательный проект на тему: «Традиции и новации. Золотая цепь святости на землях Подмосковья в традициях жизни наших предков и земляков»
Золотая цепь святости в истории и культуре нашей Родины: Святые правители и воины России.
Урок по предмету «Основы православной культуры» для учащихся 11 класса.
Никитина Алла Васильевна, учитель истории ФКОУ В(С)ОШ-1 УФСИН РФ по Московской области
Цели проекта:
- Формирование представления о сущности православной культурной традиции ( православного образа жизни) .
- Воспитание патриотизма через знакомство с жизнью выдающихся исторических личностей, явивших пример нравственного совершенства.
- Стимулирование интереса к истории и духовной культуре России, развитие нравственного сознания учащихся.
Задачи проекта:
- Ознакомление с понятием святости в христианском мировоззрении, с чинами (степенями) святости в православии;
- Создание представления о духовной связи и преемственности поколений путем изучения жизни святых правящих династий, их связи с современной жизнью;
- Вовлечение учащихся в творческий процесс, развитие навыков учебной деятельности .
Инновационность проекта
Педагогические технологии:
Общепедагогическая, обучающая и воспитывающая, личностно-ориентированная (деятельностная и личностно-смысловая);
Формы работы:
Показ (демонстрация), видеообучение, самостоятельная работа учащихся, практика в процессе деятельности, анализ текстов, составление презентации, элементы устного журнала;
Виды деятельности:
Сочетание индивидуальных, фронтальных видов и творческих заданий:
Методы:
Частично-поисковый, практический, наглядный, словесный;
План занятия
- Организационная часть – 1,5 мин.
- Формулирование темы, целей и задач занятия – 3 мин.
- Изложение нового материала: презентация, рассказ учителя видеоматериалы, составление конспекта -25 мин.
- Закрепление нового материала: тест (письменная работа, устные ответы на вопросы) – 12 мин.
- Подведение итогов первой части занятия – 3 мин.
- Письменный опрос: тест -4-5 мин., фронтальный опрос -5-6 мин.
- Устные доклады учащихся с опорой на составленные презентации -25-30 мин.
- Свободная дискуссия по изученной теме, проблемные вопросы – 5-7 мин.
- Подведение итогов занятия, рефлексия – 7-10 мин.
Учебный материал на этапе объяснения.
Святые правители и воины России.
- понятия «святость», «святой»;
- первые святые в истории христианства ( кровь мучеников –семя христианства);
- степени (чины) святости;
- русские святые, святые в правящих династиях России, святые воины, монахи, священники и миряне Российской империи;
- Новомученики . Святые советской эпохи (Серафим Вырицкий, Матрона Московская и др.);
- святой праведный воин Евгений Родионов;
Объяснение нового материала сопровождается презентацией, видеофрагментами из документальных и художественных фильмов, раздаточным материалом.
Используемая литература:
- Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Мультимедийное пособие . Центр поддержки культурно-исторических традиций. 2014.
- Сокращенная русская история. Составитель А.О. Ишимова , М. 1993.
- Ильина З.Д, Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX века в образовательном пространстве Центральной России. Курск, 2015.
- Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I по XI век. М. 2002.
- Религиозная энциклопедия. Радио России. Диск mp3.
Учебный материал на этапе закрепления.
Вопросы для закрепления нового материала.
- Как вы понимаете слово «святость»?
- Кто такие святые?
- Какие чины (степени) святости существуют в Церкви?
- Что вы знаете о первых христианских святых?
- Кто из святых нашей Родины был причислен к лику святых ранее остальных?
- Перечислите святых правителей и воинов из династии Рюриковичей.
- Назовите представителей Дома Романовых, причисленных к лику святых?
- Кто из воинов и полководцев России, не принадлежавших к правящим династиям, были причислены к лику святых?
Учебное задание на этапе опроса (КИМЫ)
- Запишите понятие, о котором идет речь : _______________
Благочестивые и добродетельные люди, канонизированные церковью, являющий собой образец добродетели, пребывающие после своей кончины на небесах и молящиеся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.
2. Запишите понятие, о котором идет речь _________________
Добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом
3. Запишите понятие, о котором идет речь _____________
Первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежат к числу двенадцати ближайших последователей, и другие, из числа семидесяти учеников.
4. Запишите понятие, о котором идет речь _____________
Характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение .
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые нужно вставить на место пропуска. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем требуется для заполнения пропусков.
Владимир - _______(А)_ святой ______________(Б)_Ольги - родился около 962 года. Владимир поначалу был убежденным ____________(В)_ и ярым противником _________(Г)_. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от мусульман, латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Но после беседы с «____________(Д) философом» остановился на _________(Е)_. Из гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, ___________(Ж) и доброго человека. По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой _________(З)_ Христовой, крестил в__________(И)_, навсегда получившим название Крещатик .
Список терминов:
- Священник 8. Язычник
- Равноапостольный 9. Греческий
- Православие 10. Преподобный
- Источник 11. Христианство
- Вера 12. Внук
- Сын
- Милосердие
6. Заполните пробелы в записанных ниже фразах, указав чин святости :
- ______________ князь Владимир Креститель в крещении принял имя Василий.
- ______________ князь Александр Невский укреплял союз с Золотой Ордой, чтобы сохранить русский народ от уничтожения более сильным противником.
- ______________ князь Даниил Московский в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях.
- ______________ князь Димитрий Донской Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, просил благословения у преподобного Сергия Радонежского.
- _________________ Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом.
- ______________ воин Федор Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота, за время своего служения он не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного боевого корабля.
- _______________ старец Симеон Богоприимец был человеком благочестивым, Ему молятся о заключенных.
- _______________ Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, за призыв к борьбе с иноземными захватчиками был заточен поляками в Чудов монастырь и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
- ________________ великая княгиня Елизавета Федоровна, погребена у храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в 1888 году.
- __________________ император Николай II, Царица Александра, Царевич Алексий, великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге.
Проблемные вопросы и задания
Часто в средствах массовой информации мы можем встретить критическое отношение к практике Православной Церкви причислять к лику святых воинов и правителей. В качестве аргумента они приводят рассуждения о том, что они нарушали заповедь «Не убий» и в разные периоды своей жизни могли допускать очень спорные поступки. Какой ответ можно дать на эти вопросы ?
Рефлексия (самооценка урока)
- Критерии факта: отлично усвоены понятия «святой», «канонизация», хорошо усвоена информация о первых святых в истории христианства, о святых правителях и воинах России, удовлетворительно усвоены понятия « смирение», чины святости. Затруднения вызвал проблемный вопрос о критике практики канонизации святых в православной церкви.
- Критерии отношения :
- Отношение к содержанию материала положительное;
- Отношения между детьми: соревнование, соперничество, активность;
- Отношение к учителю положительно е;