СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект "Золотая цепь святости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на конкурс разработок уроков по предмету "Духовное краеведение Подмосковья". Презентация о святых правителях России. Цель занятия - формирование представления о сущности духовной культурной традиции, воспитание патриотизма, стимулирование интереса к истории.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Золотая цепь святости"»

Образовательный проект на тему: «Традиции и новации.  Золотая цепь святости на землях Подмосковья в традициях жизни наших предков и земляков» Золотая цепь святости в истории и культуре нашей Родины: Святые правители и воины России. Урок по предмету «Основы православной культуры» для учащихся 11 класса. Никитина Алла Васильевна, учитель истории ФКОУ В(С)ОШ-1 УФСИН РФ по Московской области

Образовательный проект на тему: «Традиции и новации. Золотая цепь святости на землях Подмосковья в традициях жизни наших предков и земляков»

Золотая цепь святости в истории и культуре нашей Родины: Святые правители и воины России.

Урок по предмету «Основы православной культуры» для учащихся 11 класса.

Никитина Алла Васильевна, учитель истории ФКОУ В(С)ОШ-1 УФСИН РФ по Московской области

Цели проекта: Формирование представления о сущности православной культурной традиции ( православного образа жизни) . Воспитание патриотизма через знакомство с жизнью выдающихся исторических личностей, явивших пример нравственного совершенства. Стимулирование интереса к истории и духовной культуре России, развитие нравственного сознания учащихся. Задачи проекта: Ознакомление с понятием святости в христианском мировоззрении, с чинами (степенями) святости в православии; Создание представления о духовной связи и преемственности поколений путем изучения жизни святых правящих династий, их связи с современной жизнью; Вовлечение учащихся в творческий процесс, развитие навыков учебной деятельности .

Цели проекта:

  • Формирование представления о сущности православной культурной традиции ( православного образа жизни) .
  • Воспитание патриотизма через знакомство с жизнью выдающихся исторических личностей, явивших пример нравственного совершенства.
  • Стимулирование интереса к истории и духовной культуре России, развитие нравственного сознания учащихся.

Задачи проекта:

  • Ознакомление с понятием святости в христианском мировоззрении, с чинами (степенями) святости в православии;
  • Создание представления о духовной связи и преемственности поколений путем изучения жизни святых правящих династий, их связи с современной жизнью;
  • Вовлечение учащихся в творческий процесс, развитие навыков учебной деятельности .
Инновационность проекта Педагогические технологии:  Общепедагогическая, обучающая и воспитывающая, личностно-ориентированная (деятельностная и личностно-смысловая); Формы работы:  Показ (демонстрация), видеообучение, самостоятельная работа учащихся, практика в процессе деятельности, анализ текстов, составление презентации, элементы устного журнала; Виды деятельности: Сочетание индивидуальных, фронтальных видов и творческих заданий: Методы: Частично-поисковый, практический, наглядный, словесный;

Инновационность проекта

Педагогические технологии:

Общепедагогическая, обучающая и воспитывающая, личностно-ориентированная (деятельностная и личностно-смысловая);

Формы работы:

Показ (демонстрация), видеообучение, самостоятельная работа учащихся, практика в процессе деятельности, анализ текстов, составление презентации, элементы устного журнала;

Виды деятельности:

Сочетание индивидуальных, фронтальных видов и творческих заданий:

Методы:

Частично-поисковый, практический, наглядный, словесный;

План занятия Организационная часть – 1,5 мин. Формулирование темы, целей и задач занятия – 3 мин. Изложение нового материала: презентация, рассказ учителя видеоматериалы, составление конспекта -25 мин. Закрепление нового материала: тест (письменная работа, устные ответы на вопросы) – 12 мин. Подведение итогов первой части занятия – 3 мин. Письменный опрос: тест -4-5 мин., фронтальный опрос -5-6 мин. Устные доклады учащихся с опорой на составленные презентации -25-30 мин. Свободная дискуссия по изученной теме, проблемные вопросы – 5-7 мин. Подведение итогов занятия, рефлексия – 7-10 мин.

План занятия

  • Организационная часть – 1,5 мин.
  • Формулирование темы, целей и задач занятия – 3 мин.
  • Изложение нового материала: презентация, рассказ учителя видеоматериалы, составление конспекта -25 мин.
  • Закрепление нового материала: тест (письменная работа, устные ответы на вопросы) – 12 мин.
  • Подведение итогов первой части занятия – 3 мин.
  • Письменный опрос: тест -4-5 мин., фронтальный опрос -5-6 мин.
  • Устные доклады учащихся с опорой на составленные презентации -25-30 мин.
  • Свободная дискуссия по изученной теме, проблемные вопросы – 5-7 мин.
  • Подведение итогов занятия, рефлексия – 7-10 мин.

Учебный материал на этапе объяснения.

Святые правители и воины России.

  • понятия «святость», «святой»;
  • первые святые в истории христианства ( кровь мучеников –семя христианства);
  • степени (чины) святости;
  • русские святые, святые в правящих династиях России, святые воины, монахи, священники и миряне Российской империи;
  • Новомученики . Святые советской эпохи (Серафим Вырицкий, Матрона Московская и др.);
  • святой праведный воин Евгений Родионов;

Объяснение нового материала сопровождается презентацией, видеофрагментами из документальных и художественных фильмов, раздаточным материалом.

Используемая литература:

  • Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Мультимедийное пособие . Центр поддержки культурно-исторических традиций. 2014.
  • Сокращенная русская история. Составитель А.О. Ишимова , М. 1993.
  • Ильина З.Д, Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX века в образовательном пространстве Центральной России. Курск, 2015.
  • Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I по XI век. М. 2002.
  • Религиозная энциклопедия. Радио России. Диск mp3.

Учебный материал на этапе закрепления. Вопросы для закрепления нового материала. Как вы понимаете слово «святость»? Кто такие святые? Какие чины (степени) святости существуют в Церкви? Что вы знаете о первых христианских святых? Кто из святых нашей Родины был причислен к лику святых ранее остальных? Перечислите святых правителей и воинов из династии Рюриковичей. Назовите представителей Дома Романовых, причисленных к лику святых? Кто из воинов и полководцев России, не принадлежавших к правящим династиям, были причислены к лику святых?

Учебный материал на этапе закрепления.

Вопросы для закрепления нового материала.

  • Как вы понимаете слово «святость»?
  • Кто такие святые?
  • Какие чины (степени) святости существуют в Церкви?
  • Что вы знаете о первых христианских святых?
  • Кто из святых нашей Родины был причислен к лику святых ранее остальных?
  • Перечислите святых правителей и воинов из династии Рюриковичей.
  • Назовите представителей Дома Романовых, причисленных к лику святых?
  • Кто из воинов и полководцев России, не принадлежавших к правящим династиям, были причислены к лику святых?
Учебное задание на этапе опроса (КИМЫ) Запишите понятие, о котором идет речь : _______________  Благочестивые и добродетельные люди, канонизированные церковью, являющий собой образец добродетели, пребывающие после своей кончины на небесах и молящиеся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. 2. Запишите понятие, о котором идет речь _________________  Добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом 3. Запишите понятие, о котором идет речь _____________  Первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежат к числу двенадцати ближайших последователей, и другие, из числа семидесяти учеников. 4. Запишите понятие, о котором идет речь _____________  Характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия,  обожение .

Учебное задание на этапе опроса (КИМЫ)

  • Запишите понятие, о котором идет речь : _______________

Благочестивые и добродетельные люди, канонизированные церковью, являющий собой образец добродетели, пребывающие после своей кончины на небесах и молящиеся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

2. Запишите понятие, о котором идет речь _________________

Добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом

3. Запишите понятие, о котором идет речь _____________

Первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежат к числу двенадцати ближайших последователей, и другие, из числа семидесяти учеников.

4. Запишите понятие, о котором идет речь _____________

Характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия,  обожение .

 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые нужно вставить на место пропуска. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем требуется для заполнения пропусков.  Владимир - _______(А)_ святой ______________(Б)_Ольги - родился около 962 года. Владимир поначалу был убежденным ____________(В)_ и ярым противником _________(Г)_. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от мусульман, латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Но после беседы с «____________(Д) философом» остановился на _________(Е)_. Из гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, ___________(Ж) и доброго человека. По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой _________(З)_ Христовой, крестил в__________(И)_, навсегда получившим название  Крещатик .  Список терминов: Священник 8. Язычник Равноапостольный 9. Греческий Православие 10. Преподобный Источник 11. Христианство Вера 12. Внук Сын Милосердие

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые нужно вставить на место пропуска. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем требуется для заполнения пропусков.

Владимир - _______(А)_ святой ______________(Б)_Ольги - родился около 962 года. Владимир поначалу был убежденным ____________(В)_ и ярым противником _________(Г)_. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от мусульман, латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Но после беседы с «____________(Д) философом» остановился на _________(Е)_. Из гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, ___________(Ж) и доброго человека. По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой _________(З)_ Христовой, крестил в__________(И)_, навсегда получившим название  Крещатик .

Список терминов:

  • Священник 8. Язычник
  • Равноапостольный 9. Греческий
  • Православие 10. Преподобный
  • Источник 11. Христианство
  • Вера 12. Внук
  • Сын
  • Милосердие

6. Заполните пробелы в записанных ниже фразах, указав чин святости :

  • ______________ князь Владимир Креститель в крещении принял имя Василий.
  • ______________ князь Александр Невский укреплял союз с Золотой Ордой, чтобы сохранить русский народ от уничтожения более сильным противником.
  • ______________ князь Даниил Московский в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях.
  • ______________ князь Димитрий Донской Со­би­рая си­лы для ре­ша­ю­ще­го сра­же­ния с пол­чи­ща­ми Ма­мая, про­сил бла­го­сло­ве­ния у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.
  • _________________ Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом.
  • ______________ воин Федор Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие  тактики  парусного флота, за время своего служения он не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного боевого корабля.
  • _______________ старец Симеон Богоприимец был человеком благочестивым, Ему молятся о заключенных.
  • _______________ Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, за призыв к борьбе с иноземными захватчиками был заточен поляками в Чудов монастырь и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
  • ________________ великая княгиня Елизавета Федоровна, погребена у храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в 1888 году.
  • __________________  император Николай II, Царица Александра, Царевич Алексий, великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге.
Проблемные вопросы и задания  Часто в средствах массовой информации мы можем встретить критическое отношение к практике Православной Церкви причислять к лику святых воинов и правителей. В качестве аргумента они приводят рассуждения о том, что они нарушали заповедь «Не убий» и в разные периоды своей жизни могли допускать очень спорные поступки. Какой ответ можно дать на эти вопросы ?

Проблемные вопросы и задания

Часто в средствах массовой информации мы можем встретить критическое отношение к практике Православной Церкви причислять к лику святых воинов и правителей. В качестве аргумента они приводят рассуждения о том, что они нарушали заповедь «Не убий» и в разные периоды своей жизни могли допускать очень спорные поступки. Какой ответ можно дать на эти вопросы ?

Рефлексия (самооценка урока) Критерии факта: отлично усвоены понятия «святой», «канонизация», хорошо усвоена информация о первых святых в истории христианства, о святых правителях и воинах России, удовлетворительно усвоены понятия « смирение», чины святости. Затруднения вызвал проблемный вопрос о критике практики канонизации святых в православной церкви. Критерии отношения : Отношение к содержанию материала положительное; Отношения между детьми: соревнование, соперничество, активность; Отношение к учителю положительно е;

Рефлексия (самооценка урока)

  • Критерии факта: отлично усвоены понятия «святой», «канонизация», хорошо усвоена информация о первых святых в истории христианства, о святых правителях и воинах России, удовлетворительно усвоены понятия « смирение», чины святости. Затруднения вызвал проблемный вопрос о критике практики канонизации святых в православной церкви.
  • Критерии отношения :
  • Отношение к содержанию материала положительное;
  • Отношения между детьми: соревнование, соперничество, активность;
  • Отношение к учителю положительно е;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!