Образовательный проект на тему: «Традиции и новации. Золотая цепь святости на землях Подмосковья в традициях жизни наших предков и земляков» «Преподобный Серафим Саровский »
Урок по духовному краеведению для учащихся
5-х классов Московской области
Автор: Николаева Лариса Анатольевна
Одинцовский район, Одинцовская гимназия №13
Цели и задачи образовательного проекта
Цели урока:
- приобщение к христианскому мировоззрению через знакомство с житием святых.
- воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к ближнему, своему народу, Родине, сопереживание, ответственность за другого человека, уважение к старшим, милосердие) на примере жизни христианских святых;
Задачи урока:
- познакомить детей с житием преподобного Серафима Саровского; формировать христианское мировоззрение, раскрыть смысл христианской радости, показать ее проявление в жизни святого.
- воспитывать бережное отношение ко всему живому.
- формировать представления о святости, любви и доброте, соединяющие человека с Богом и всем миром.
Инновационность проекта
Использованы:
1) Информационно-коммуникационные технологии;
2) Исследовательские методы в обучении.
Средства:
1) Интернет
2) Использование информационных ресурсов
3) Мультимедийная и интерактивная техника (проектор; доска)
4) Использование печатных материалов
5) Мультфильм « Преподобный Серафим Саровский»
6) Презентация к учебному занятию
План урока
1) Организационный момент.
2) Вступительное слово учителя. Просмотр мультфильма «Преподобный Серафим Саровский». Обсуждение мультфильма по вопросам.
3) Презентация.
4) Работа с учебником (объяснение слов и понятий). Вопросы. Работа с раздаточным материалом.
5) Закрепление материала.
6) Рефлексия. Домашнее задание.
Учебный материал на этапе объяснения
Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим об одном русском святом. Он родился в1754году в Курске,
в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии [1] . Назвали сына
Прохором. А что это за святой, как он рос и какие чудеса с ним свершались мы узнаем
из мультфильма (просмотр и обсуждение мультфильма по вопросам).
Через какие испытания проходил Прохор в детстве? Что с ним случалось?
Что помогало ему справиться с этим?
Почему Прохор решил стать монахом?
Презентация (см.приложение)
Учитель: При жизни к батюшке обращались за помощью, духовной поддержкой люди
разных сословий, всех он принимал, никто не уходил от него безутешным. Каждого
пришедшего встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Больше 10 лет прожил
преподобный в лесу, в келии, в пяти километрах от монастыря. Носил одну и ту же
одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго
постился, перечитывал священные книги. Около келии Серафим развёл огород .
Кормился овощами со своего огорода.
[1] [ Раздел «Биография» написан на основе жития преподобного Серафима — см. Преподобный Серафим Саровский чудотворец ]
Молился дни и ночи напролет. Одно время отец Серафим тысячу дней и тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на большом на каменном валуне [3] . Звери не трогали старца. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук. Медведь не причинял вреда святому, но нашлись такие люди, которые избили его почти до смерти.
Разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Они обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже их поймали, но отец Серафим простил их и по его просьбе они были оставлены без наказания.
[3] [ Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря на сайте www.sedmitza.ru ]
Учебный материал на этапе закрепления
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года.
После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Несколько раз преподобному Серафиму Саровскому являлась Пресвятая Богородица. По Её велению последние годы своей жизни он посвятил устроению Дивеевской девичьей обители и заботам о дивеевских сестрах.
Скончался старец в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы. Память преподобного Серафима Саровского отмечается 19 июля в день его рождения.
Учебное задание на этапе опроса
Перед вами икона «Преподобный Серафим Саровский »
Какие эпизоды жития преподобного Серафима на них изображены?
Пользуясь учебником, дать определения понятиям:
монастырь, монах, послушник в монастыре, келья.
Ответить на вопрос: «В каком состоянии души пребывал всегда
святой Серафим Саровский?». Для этого нужно разгадать кроссворд,
и слово, полученное по горизонтали в кроссворде, назовет нам это состояние.
(см.приложение)
Проблемные вопросы и задания
Мы все должны стремиться быть такими людьми: добрыми,
терпимыми, милосердными, любить людей.
Как вы думаете, кто может относиться по-доброму ко всем?
Кто такие святые?
Как вы представляете себе жизнь монахов? Чем они занимаются?
Где живут?
Примерные ответы учащихся
Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример.
Жизнь монаха проходит в молитве и труде на благо монастыря или ради других людей, которые нуждаются в помощи. В монастырях кормят, дают ночлег странникам. Монах дает обещание посвятить жизнь Богу и начинает новую жизнь: отказывается от своего имущества, не имеет своего дома (живет в монастыре), у него нет семьи и он много молится и трудится.
Рефлексия ( самооценка урока)
- В ходе урока были хорошо усвоены знания о житии преподобного Серафима Саровского.
- Вызвал затруднение вопрос о жизни монахов.
- Учащиеся проявили положительное отношение к содержанию учебного материала.
- В процессе работы учащиеся проявляли активность.
- Домашнее задание: Подготовить рассказ о жизни преподобного Серафима Саровского. Разукрасить картинку (см. приложение)
Приложение По вертикали: 1. В каком городе родился Серафим Саровский? 2. Кем с детства хотел стать Прохор? 3. Кто всегда исцелял святого? 4. Какое имя дали Серафиму при крещении? 5. Чем благословила мать Прохора, когда он уходил в монастырь? 6. Как мы называем Серафима Саровского за его благочестивую жизнь? 7. Какого зверя кормил хлебом с руки Серафим Саровский?
3.Б
о
г
2.М
1.К
о
у
о
7.М
н
р
р
4.П
а
с
5.К
е
о
д
х
к
р
6.С
д
р
в
о
в
и
е
с
я
е
х
ц
т
о
т
д
а
ь
о
р
й