СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект «Экологическое воспитание школьников»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологизация оброзования 

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Экологическое воспитание школьников»»

















Образовательный проект

«Экологическое воспитание школьников»



Автор: Магадеев Ришат Жалилович,

учитель биологии и химии МОБУ ООШ с. Имендяшево

муниципального района Гафурийский район

Республики Башкортостан







2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт проекта

3

Введение

5

Понятие экологии

6

Структура экологизации образовательного процесса

7

Этапы и сроки реализации проекта

11

Заключение

13

Список использованных источников и литературы

14

Приложение

15























Паспорт проекта


Название проекта: Экологическое воспитание школьников

Автор проекта: Магадеев Ришат Жалилович, учитель биологии и химии МОБУ ООШ с. Имендяшево муниципального района Гафурийский район

Республики Башкортостан

Команда проекта: учитель и учащиеся 5-9 классов

Обоснование актуальности проекта: Мы живем в одном из красивейших мест Башкортостана, у реки Зилим - загадочной и удивительно красивой. Вдоль ее берегов - такие интереснейшие объекты, как скала Уклыкая - одна из жемчужин Зилима; скала Акташ, напоминающая белоснежный амфитеатр, растянувшийся на несколько сот метров. Благодаря неповторимым пейзажам, Зилим с его чистейшей, хрустальной водой стал любимейшим местом множества туристов. Но следствием такого наплыва туристов является загрязнение берегов реки мусором. Сегодня это является актуальнейшей проблемой как в экологическом плане для памятника природы, так и для жителей наших населенных пунктов. Мы хотели бы видеть природу вокруг нас чистой.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос сохранности памятников природы. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения дикой природы, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Актуальность темы работы заключается в привлечении учащихся общеобразовательных учреждений к проблеме окружающей среды и формирования у них экологического мышления.


Цели и задачи проекта:

Цели данного проекта:

  1. Формирования экологического мышления школьников через привлечение подростков к природоохранной деятельности.

  2. Содействие улучшению экологической обстановки по берегам реки Зилим, привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.


Задачи:

1. Экологическое воспитание детей и молодежи посредством вовлечения их в экологическую деятельность.

2. Изучение экологической ситуации.

3. Проведение природоохранных мероприятий.

4. Освещение экологических проблем в СМИ и социальных сетях, привлечение внимания общественности к данной теме.

5.Привлечение подростков к природоохранной деятельности.

  1. Повышение уровня экологической культуры школьников, населения и туристов.





Кадровое обеспечение проекта: учитель биологии

География проекта: Республика Башкортостан Гафурийский район.

Сроки реализации проекта: 2023-2024 учебный год

Бюджет проекта: не требует материальных затрат



Введение


Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С.Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации деятельности по охране природы.









ПОНЯТИЕ “ЭКОЛОГИИ”

Термин "экология" был первоначально предложен немецким ученым Геккелем (Haeckel) в 1869 г. Он был составлен в соответствии с традицией того времени из 2-х греческих слов: - oikos - дом, определённое место; - logos - то есть слово, учение. Однако в XIX веке термин практически не использовался. И только в самом конце века - в 1895г. Варминг (Warming) - ученый из Дании, повторно ввел термин "экология" в обиход.
По классическому определению, экология - это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учётом влияния на них человеческой деятельности, то есть сделан акцент на роль человека. Термин « экология » вошел в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания его смысла, « регион с плохой экологией », « нарушена экология » и т.п. Такое применение искажает содержание понятия и является недопустимым. Экология как наука активно развивается, охватывает в своих исследованиях принципы функционирования основных компонентов биосферы-атмосферы, гидросферы и литосферы, являющихся средой обитания живых организмов, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов. Главные задачи экологии: анализ физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем; установление закономерностей организации жизни в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием на природную среду; исследование вопросов природопользования и ресурсосбережения; разработку мероприятий по всесторонней защите окружающей природной среды.
Экология как наука рассматривает системы, звенья и члены которых находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Из этого вытекает необходимость учета множества факторов при анализе тех или иных экологических явлений и тем более при планировании любых вмешательств в экосистемы. Такой подход, в свою очередь, невозможен без комплексного метода изучения, оценки и решения тех или иных экологических задач. По этим же причинам очевидна тесная связь экологии с другими науками, сведениями из которых необходимо не только располагать, но и уметь их грамотно использовать. Вобрав в себя проблемы окружающей среды, она не только использует достижения других разделов биологии, но и вторгается в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, предъявляет новые требования к информатике, вычислительной технике, находит приложение за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний получил название экологизации.



Структура экологизации образовательного процесса


Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов. Это комплекс мероприятий, который включает в себя: - введение экологии в школьные предметы, - проведение интегрированных уроков, - разработку отдельных экологических под тем в разных курсах, - проведение внеклассных мероприятий, - социально-значимых и исследовательских проектов. На современном этапе возникли следующие направления экологизации образовательного процесса:

1. Проектно-исследовательское,

2. Эколого-валеологическое,

3. Эколого-трудовое,

4. Экологическое мировоззрение и культура.

Само содержание образовательного процесса определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии. Так может выглядеть структура экологизации образовательного процесса.[2] Таблица 1 Структура экологизации образовательного процесса

Итак, система экологического образования в щколе состоит из учебной деятельности, организации внеурочной и внеклассной работы. Разнообразны формы внеклассной работы: конференции, конкурсы, выставки, олимпиады. Такое активное вовлечение детей в экологическую среду способствует формированию экологического мировоззрения и повышению уровня экологической культуры. Основными принципами экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры являются: системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения; приоритетность экологических знаний в системе образования; направленность экологического образования и воспитания на формирование четкого понимания гражданами личной ответственности за сохранение и восстановление природной среды, бережного использования ее ресурсов, а также на формирование соответствующих норм поведения; открытость и доступность экологической информации; всеобщность экологического образования и просвещения (обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения);сочетание государственного управления и общественного самоуправления в системе непрерывного экологического образования и просвещения; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за создание условий для получения гражданами экологического образования и просвещения. Процесс развития и становления экологического мировоззрения личности учащегося сложен и многогранен, он происходит в течение длительного времени и обусловлен воздействием на личность социального фактора, отражающего уровень развития общества, в котором происходит процесс становления экологического мировоззрения личности и его экологической культуры, то есть норм и правил поведения при взаимодействии ее с объектами этого окружения. В зависимости от степени усвоения личностью этих норм и следования им в повседневной жизни можно судить об уровне развития экологической культуры индивида. Основу экологического мировоззрения составляет пласт обобщенных знаний об окружающем мире, о месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе «человек - окружающий мир», о сформировавшихся на основе этих знаний, убеждений (что не всегда является гарантом их практического применения) именуемый экологическим сознанием экоцентрического типа. Формирование экологической культуры связано с усвоением школьниками таких основополагающих знаний, как многообразие и сложность существующих в природе взаимосвязи между ее компонентами и элементами; целостность и единство природы; изменение природной среды и возникновения качественно новых природных комплексов; взаимодействие общества и природы; рациональное природопользование. Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Под термином экологическая культура понимают синтез экологической образованности и экологической воспитанности личности. Она представляет собой важный блок целостного мировоззрения личности. Фактически учащиеся во время обучения неоднократно переходят с одного уровня экологической культуры на другой, более высокий. Уровень экологической воспитанности определяется сформированностью системы естественнонаучных знаний о картине мира, которые необходимы для поддержания устойчивых представлений у учащихся об организации отношений людей с окружающей средой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Таким образом, экологическая культура личности представляет собой

целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном

взаимодействии всех сфер сознания личности. Задача школьного образования формировать у учеников экоцентрическое мировоззрение в основе которого лежит представление о том, что человек – это часть природы, а не ее царь, как предполагает антропоцентрическое мировоззрение.







Этапы и сроки реализации образовательного проекта


Механизм достижения поставленных цели и задач представляет собой последовательные, поэтапные действия:

1-ый этап (проектный ): сентябрь – ноябрь 2023 г.

2-ой этап (практический): декабрь 2023 г. – март 2024 г.

3-ий этап (заключительный): апрель– май 2024 г.

I-й этап: проектный – (сентябрь –ноябрь 2023 г.)

Цель: проектирование модели Проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

- спроектировать модель проекта;

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта;

- разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы, на Совете лидеров – органе ученического самоуправления.



II-й этап: практический – (декабрь 2023 г.- март 2024 г.)

Цель: реализация Проекта.

Основное содержание деятельности:

- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- развивать ученическое самоуправление, эковолонтерское движение;

- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования;

- вовлекать в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- принимать участие в муниципальных, региональных, областных и Всероссийских конкурсах по экологическому воспитанию;

- проводить мониторинг реализации программы.


III -й этап: аналитический – (июнь 2019 года)

Цель: анализ итогов реализации Проекта.

Ожидаемые конечные результаты Проекта

Повышения уровня экологических знаний обучающихся.

Повышение общей экологической культуры обучающихся, учителей и родителей (законных представителей).

Воспитание активной жизненной гражданской позиции обучающихся.


Показатели результативности Проекта


Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.

Участие обучающихся в экологических олимпиадах и конкурсах.



Оценка результативности


Результаты Мониторинга эффективности воспитательной работы школы.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях экологической направленности.

Качественный и количественный анализ социально-значимых общешкольных экологических акций.





Заключение

В заключение данной работы можно сделать выводы, что проблема экологии стоит очень остро в наше время. И это актуальная проблема для населения страны.

Чтобы реализовать и приобщить население к природоохранной деятельности необходимо воспитывать и формировать экологическое мышление у каждой отдельной личности, а также у подростков в общеобразовательных учреждениях. При этом данное направление использовать с самого раннего возраста, с начальной школы, а также в среднем и старшем звене.




















ЛИТЕРАТУРА

1. Сугай, Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века [Текст] / Л. А. Сугай. – М. : ГАСК, 2000. – С. 39–53. 2. Сумина, М. Ю. Технологический подход к гуманизации образования [Текст] / М. Ю. Сумина // Наука и образование. – 2000. – № 3. 3. Тихонов, Л. Н. Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития педагогической мысли [Текст] / Л. Н. Тихонов, М. И. Дронь. – Минск, 1994. – 82 с. 4. ФГОС. Основное общее образование [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт : Интернет-издание. – М. : Просвещение, 2008. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588. 5. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. 6. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды? [Текст] / В. А. Ясвин. – М. : Наука, 2000.




















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!