СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный экологический маршрут " Удивительный мир растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа " Удивительный мир растений" проходит по окрестности посёлка Василёво Костромского района. Особенность процесса экологического воспитания на тропе состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный экологический маршрут " Удивительный мир растений"»
















Образовательный

экологический маршрут

« Удивительный мир растений»
























Актуальность

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды экологическая тропа, которая позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Цель тропы:

способстовать созданию условия для непрерывного экологического образования детей, развивитию экологической культуры.

Задачи:

а). Образовательная – расширение знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно научить детей самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

б). Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

в). Развивающая – развивать наблюдательность, умение замечать необычное в природе, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов. Самое главное - это организовать активный отдых учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха через выполнение различных экологических заданий.

Ожидаемый результат:

Результатом реализации воспитательного мероприятия должна быть сформированная готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:

Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам; осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

Интеллектуальную готовность – определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры; изучение природы родного края, его флоры, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении;

Деловую готовность – возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора, улицы, посёлка.



Паспорт экологического маршрута


Наименование проекта

Удивительный мир растений

Цель маршрута

Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру

Предмет и тема маршрута

Предмет: экология, краеведение

Тема: экологическая тропа « Удивительный мир растений»

Место проведения

Территория школы, берег ручья, лесополоса за ручьём, луг, поляна с кедром.

Руководитель маршрута

Учителя начальной школы

Возраст учащихся

Учащиеся школы 7-11 лет

Назначение экологической тропы

Учебно- познавательная

Время прохождения маршрута группой

60 минут

Формы и методы работы на экологической тропе

Экологические беседы; викторина; обсуждение и проигрывание ситуаций; экологические игры; трудовой десант ( акция « Собери мусор»)

Оборудование и реквизит

Видео и фотосъёмка, раздаточный материал: маршрутный лист, памятка, информационные буклеты, конверты, карточки с заданиями, ручки, карандаши, мешки для мусора.


Вид туризма

Пешеходный

Маршрутная лента

Школьный двор, дорога до д. Давыдково, ручей под мостом, лесная зона, луг, поляна с кедром.

Объекты на маршруте

Царство удивительных цветов

Ручей

Зелёная аптека

Лесополоса

Кедр- долгожитель

Кладовая мысли












Маршрут экологической тропы

1. Характеристика маршрута.

Маршрут тропы «Удивительный мир растений» начинается на школьном дворе и заканчивается в деревне Давыдково на поляне у кедра. Расстояние экологической тропы- 1 км. По ходу тропы имеется значительное понижение рельефа - овраг, где течет ручей и впадает в реку Оршу. На небольшом холме лесная полоса, далее – луг и конечная остановка «Кедр - долгожитель». Путешествуя по экологической тропе дети одновременно участвуют в акции « Собери мусор»


2. Предварительная работа.

Учащиеся будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

(памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”.)

Что же такое экология? Это слово происходит от древне-греческих (дом) и логос - наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего - четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - море, озеро, река. Значит, у всего живого - свой дом, а для всех вместе - наша планета Земля.

"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Определение: экологическая тропа

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На маршруте идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Экологическая тропа - обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты.

3.Изучение маршрутного листа

1 остановка – Царство удивительных цветов

На территории школы клумбы с цветами. Дети рассматривают цветы, узнают, какая требуется им помощь, зарисовывают отдельные цветы.

- Как можно любоваться с цветами, не срывая их.


2 остановка – Ручей

Разнообразие растений на берегу ручья. Экологическое состояние. Нуждается ли данный водный объект в охране. Какие мероприятия можно провести?

3 остановка – «Лесополоса»

В ходе работы определить:

Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.

Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска



Эмоциональные ситуации: «Обними дерево»

Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза, Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Значения лесного массива для посёлка:

1.Обогащает воздух кислородом, очищает его от загрязнения

2.Фильтрует через лесные почвы и лесную подстилку дождевую и талую воду

3.Данный лесной массив является местом отдыха

 Задание: «Собери поговорку»

(в еловых ветках дети должны найти конверт с разрезанной на части поговоркой)

Поговорки: Кто природу губит, тот свой край не любит.

Береги землю родимую, как мать любимую.


4 остановка – Разнотравье. Зелёная аптека.

Дети рассматривают растения. Называют знакомые им.Дают оценку состояния луга.

Игра « Найди лекарственное растение»

5 остановка « Кедр- долгожитель»

Определяем возраст дерева.

6 остановка «Кладовая мысли»

(рефлексия)

- Закончилось наше путешествие по экологической тропе. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется информационный буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройти по маршруту тропы, вспомнить свои впечатления.

Ответь, пожалуйста, используя « Я-высказывание»: - Я узнал.., Я поразился или удивился..,

Я предложил …, Я понял, что…, Я задумался о …, Я смог…,  Я попробую…


Приложение 1

Как себя вести наедине с природой”

-Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.

-Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.

-Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.

-Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.

-Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.

-Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.

-Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.

-С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.

-По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.

-Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.


Приложение 2 Таблица . Состояние деревьев обследуемого сообщества.

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

 

 

 

 


Приложение 3

Лекарственные растения помогают от разных болезней. Подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».

А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.

У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.

Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые – это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей
нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.

А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть. У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец.

Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.

То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.

А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями; горец «водяной перец» - у него такое название потому, что во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.



Приложение 4

Маршрутный лист

Номер остановки

Название

1

Царство удивительных цветов

2

Ручей

3

Разнотравье. Зелёная аптека

4

Лесополоса

5

Кедр- долгожитель

6

Кладовая мысли






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!