Образовательный
экологический маршрут
« Удивительный мир растений»
Актуальность
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которая позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Цель тропы:
способстовать созданию условия для непрерывного экологического образования детей, развивитию экологической культуры.
Задачи:
а). Образовательная – расширение знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Здесь особо важно научить детей самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
б). Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
в). Развивающая – развивать наблюдательность, умение замечать необычное в природе, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов. Самое главное - это организовать активный отдых учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха через выполнение различных экологических заданий.
Ожидаемый результат:
Результатом реализации воспитательного мероприятия должна быть сформированная готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:
Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам; осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
Интеллектуальную готовность – определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры; изучение природы родного края, его флоры, экологического состояния, выявление существующих экологических проблем и содействие в их решении;
Деловую готовность – возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора, улицы, посёлка.
Паспорт экологического маршрута
Наименование проекта | Удивительный мир растений |
Цель маршрута | Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру |
Предмет и тема маршрута | Предмет: экология, краеведение Тема: экологическая тропа « Удивительный мир растений» |
Место проведения | Территория школы, берег ручья, лесополоса за ручьём, луг, поляна с кедром. |
Руководитель маршрута | Учителя начальной школы |
Возраст учащихся | Учащиеся школы 7-11 лет |
Назначение экологической тропы | Учебно- познавательная |
Время прохождения маршрута группой | 60 минут |
Формы и методы работы на экологической тропе | Экологические беседы; викторина; обсуждение и проигрывание ситуаций; экологические игры; трудовой десант ( акция « Собери мусор») |
Оборудование и реквизит | Видео и фотосъёмка, раздаточный материал: маршрутный лист, памятка, информационные буклеты, конверты, карточки с заданиями, ручки, карандаши, мешки для мусора. |
Вид туризма | Пешеходный |
Маршрутная лента | Школьный двор, дорога до д. Давыдково, ручей под мостом, лесная зона, луг, поляна с кедром. |
Объекты на маршруте | Царство удивительных цветов Ручей Зелёная аптека Лесополоса Кедр- долгожитель Кладовая мысли |
Маршрут экологической тропы
1. Характеристика маршрута.
Маршрут тропы «Удивительный мир растений» начинается на школьном дворе и заканчивается в деревне Давыдково на поляне у кедра. Расстояние экологической тропы- 1 км. По ходу тропы имеется значительное понижение рельефа - овраг, где течет ручей и впадает в реку Оршу. На небольшом холме лесная полоса, далее – луг и конечная остановка «Кедр - долгожитель». Путешествуя по экологической тропе дети одновременно участвуют в акции « Собери мусор»
2. Предварительная работа.
Учащиеся будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.
(памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”.)
Что же такое экология? Это слово происходит от древне-греческих (дом) и логос - наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего - четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - море, озеро, река. Значит, у всего живого - свой дом, а для всех вместе - наша планета Земля.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”
Определение: экологическая тропа
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На маршруте идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Экологическая тропа - обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты.
3.Изучение маршрутного листа
1 остановка – Царство удивительных цветов
На территории школы клумбы с цветами. Дети рассматривают цветы, узнают, какая требуется им помощь, зарисовывают отдельные цветы.
- Как можно любоваться с цветами, не срывая их.
2 остановка – Ручей
Разнообразие растений на берегу ручья. Экологическое состояние. Нуждается ли данный водный объект в охране. Какие мероприятия можно провести?
3 остановка – «Лесополоса»
В ходе работы определить:
Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.
Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений:
- растрескавшаяся, поврежденная кора;
- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
- формирование и наличие дупел;
- вышедшие на поверхность корни;
- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска
Эмоциональные ситуации: «Обними дерево»
Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза, Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Значения лесного массива для посёлка:
1.Обогащает воздух кислородом, очищает его от загрязнения
2.Фильтрует через лесные почвы и лесную подстилку дождевую и талую воду
3.Данный лесной массив является местом отдыха
Задание: «Собери поговорку»
(в еловых ветках дети должны найти конверт с разрезанной на части поговоркой)
Поговорки: Кто природу губит, тот свой край не любит.
Береги землю родимую, как мать любимую.
4 остановка – Разнотравье. Зелёная аптека.
Дети рассматривают растения. Называют знакомые им.Дают оценку состояния луга.
Игра « Найди лекарственное растение»
5 остановка « Кедр- долгожитель»
Определяем возраст дерева.
6 остановка «Кладовая мысли»
(рефлексия)
- Закончилось наше путешествие по экологической тропе. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется информационный буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройти по маршруту тропы, вспомнить свои впечатления.
Ответь, пожалуйста, используя « Я-высказывание»: - Я узнал.., Я поразился или удивился..,
Я предложил …, Я понял, что…, Я задумался о …, Я смог…, Я попробую…
Приложение 1
“Как себя вести наедине с природой”
-Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
-Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
-Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
-Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
-Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
-Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
-Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
-С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
-По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
-Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
Приложение 2 Таблица . Состояние деревьев обследуемого сообщества.
Название деревьев | Количество деревьев (всего) | Количество поврежденных деревьев | Количество здоровых деревьев |
| | | |
Приложение 3
Лекарственные растения помогают от разных болезней. Подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».
А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.
У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.
Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые – это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей
нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.
А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть. У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец.
Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.
То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.
А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями; горец «водяной перец» - у него такое название потому, что во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.
Приложение 4
Маршрутный лист
Номер остановки | Название |
1 | Царство удивительных цветов |
2 | Ручей |
3 | Разнотравье. Зелёная аптека |
4 | Лесополоса |
5 | Кедр- долгожитель |
6 | Кладовая мысли |